Митрополит Кирилл: "Католическим епархиям в России следует вернуть статус апостольских администратур"

04.12.2007
Идею создания Поместной Православной Церкви в Западной Европе следует рассматривать в контексте диалога между Московским патриархатом и Римско-Католической Церковью. Состояние и перспективы этого диалога во многом зависят от согласия Ватикана подтвердить древний канонический территориальный принцип епископской юрисдикции и, в соответствии с ним, изменить статус католических епархий в России, заменив их апостольскими администратурами. Такое предложение было высказано митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом на международном симпозиуме "Поместная Церковь и каноническая территория: канонический, юридический и межконфессиональный аспекты", который прошел 1 декабря в Москве.

В церковно-научном форуме участвовали католики, православные и протестанты из России, Франции, Канады, Ливана, богословы и светские ученые, эксперты Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). В работе симпозиума принял участие представитель Святого Престола в РФ архиепископ Антонио Меннини.

В интервью журналистам митрополит Кирилл подчеркнул, что этот "камерный" симпозиум проходит не в рамках официального диалога между Ватиканом и Москвой, а носит сугубо научный характер. Он ставит своей целью добросовестное научное обсуждение темы древних церковных канонов и, в частности, темы канонической территории. Перед специалистами стояла задача дать оценку утверждению в 2002 г. католических епархий в России с точки зрения канонического права. "Русская Церковь протестовала против создания католических епархий, апеллируя к древнему каноническому преданию. Этот симпозиум направлен на то, чтобы выяснить, действительно ли у католиков и православных есть радикальные расхождения относительно очень важных элементов общего канонического предания древней неразделенной Церкви. Этот вопрос важен не только для русской Церкви, но и для католиков, потому что от того, как мы будем подходить к теме взаимного существования друг друга на исторических территориях, будет зависеть как климат в наших отношениях, так и перспектива православно-католического диалога". По словам митрополита Кирилла, именно сейчас, спустя пять лет, можно дать трезвую научную оценку событиям 2002 г., что было невозможно "в момент турбулентности, когда вокруг бушуют политические страсти".

Комментируя доклады протоирея Владислава Цыпина "Понятие канонической территории с точки зрения канонического права Православной Церкви", директора научно-церковного центра "Истина" (Париж) священника Иакинфа Дестивеля "Понятие канонической территории и католическая экклесиология" и других, глава ОВЦС МП подчеркнул, что территориальный принцип с древних времен лежит в основе епархиальной юрисдикции. "Ставить под сомнение фундаментальное значение этого принципа - значит идти против нашего общего предания", - заявил он.

Однако сегодня, в "критический момент христианской истории", этот канонический принцип "подвергается коррозии под натиском этно-политических и других обстоятельств, в том числе - связанных с глобализацией", что чревато конфликтами и расколами. В качестве примеров был упомянут конфликт Московского и Константинопольского патриархатов "вокруг Эстонии", а также напряженность, вызванная решением Румынской Православной Церкви создать свои епархии на территории Молдавии и Украины. Образование католических епархий в России также было расценено митрополитом Кириллом как проявление "игнорирования территориального принципа". "Мы с этим никогда не согласимся и будем постоянно ставить этот вопрос. Наличие ординарных епархий, т.е. обычных, таких, которые ничем не отличаются от епархий во Франции или в Италии, является вызовом нашей общей приверженности территориальной идее епархиальной юрисдикции", - сказал он.

Для сравнения было рассмотрено положение епархий РПЦ в Западной Европе: "Епархии Московского патриархата в диаспоре не являются по статусу ординарными, они не связаны с местной юрисдикцией. Они созданы для пастырского окормления людей в диаспоре, у них нет строго определенных границ". Подобный подход кажется оптимальным и для присутствия Католической Церкви в России, однако, по словам митрополита Кирилла, до сих пор "мы не понимаем, зачем надо было тот абсолютно подходящий термин "апостольская администратура" сменить на абсолютно неподходящий", приведший к серьезному конфликту между Церквами. Неофициальный характер встречи экспертов позволил руководителю ОВЦС МП "пофантазировать": он предложил Католической Церкви пересмотреть свои решения и изменить статус католических епархий в России, заменив их апостольскими администратурами.

Это предложение далее было рассмотрено митрополитом Кириллом в контексте идеи создания Поместной Православной Церкви в Европе. "Если мы принимаем взаимные обязательства, уважая канонические территории друг друга, - обратился он к католическим экспертам, - то является ли эта идея (о создании Поместного православия в Европе - прим.ред.) правильной?" Было упомянуто, что священноначалие РПЦ подвергается "жесткой критике" некоторых церковных групп за то, что "до сих пор в ответ на создание епархий в России не создали епархию в Италии и не назначили епископа Римского". По словам выступавшего, эта идея активно развивается и в самой Западной Европе, в частности, во Франции, в "крайне левой" среде "либеральных богословов", которые, со своей стороны, также "критикуют Московский патриархат за то, что он якобы не очень активно связывает себя с идеей Поместной Православной Церкви на Западе".

Однако РПЦ настаивает на неприкосновенности территориального принципа епископской юрисдикции, что позволяет главе ОВЦС МП выразить надежду на то, что, "реализуя этот принцип, мы сможем в начале установить отношения партнерства и большего доверия, а затем - сотрудничества и, надеемся, братского общения в евхаристии".

Отвечая на вопрос "Благовест-инфо" об отношении к известном письму Патриарха Алексия II о возможном создании Поместной Православной Церкви в Европе, митрополит Кирилл сказал: "Эта идея была сформулирована, когда в апогее был конфликт с Римом, в том числе - в отношении епархий в России. Ни в коем случае не следует пересматривать письмо Патриарха, но надо очень серьезно размышлять о будущем православия в Западной Европе с учетом наших отношений с Католической Церковью. Говоря так, я настаиваю на необходимости ликвидации католических епархий в России. Если будут сделаны шаги со стороны Католической Церкви в правильном направлении, и эти структуры будут ликвидированы или преобразованы апостольские администратуры, тогда будет создана предпосылка к тому, чтобы вместе с католиками размышлять и о будущем православия в Западной Европе".

Комментируя позицию главы ОВЦС МП, его заместитель, протоирей Всеволод Чаплин сказал "Благовест-инфо": "Создание Поместной Церкви в тех странах Европы, где традиционной Церковью является Католическая, конечно, радикально уходит от той перспективы, которая может возникнуть в случае большего уважения Католической и Православных Церквей к канонической территории друг друга".

Симпозиум организован Корсунской епархией Русской Православной Церкви, Университетом "Париж XI", Парижским католическим университетом и Отделом внешних церковных связей Московского патриархата.
Юлия Зайцева

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17415

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Раскол в «Двуглавом Орле»
Новый комментарий от рБ.Дмитрий
2020-10-21 04:59
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Олег В.
2020-10-21 04:10
«Оптимизировать» армию вслед за медициной?
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-21 03:12
«Я вижу отсутствие у власти креативной стратегии»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-10-21 02:56
Татарские националисты – не татарофобы ли?
Новый комментарий от электрик
2020-10-20 20:37
Скончался Владимир Николаевич Осипов
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-20 20:13