Шишкин. Лес

К портрету И.И. Шишкина

0
169
Время на чтение 4 минуты
Нередко человек, любящий живописные работы И.И. Шишкина, может услышать: "Да разве это художник?! Вот Малевич, Кандинский, русский авангард - это настоящая живопись. А Шишкин? Возьми фотоаппарат, сфотографируй - вот тебе и Шишкин. Художник-фотограф, не более". И услышав такое, человек, которому близка русская реалистическая живопись, на какое-то время теряется, испытывает смятение, не зная, что ответить.

Чтобы понять природу такого великого художника, как Шишкин, а также осмыслить причину возникновения подобных негативных суждений о нём, давайте обратимся к истории.

Есть только два пути человеческого существования: путь цивилизации - накопления материальных благ и монашества, как говорят "умного делания", отказа от всего лишнего. Кризис духовный, наблюдаемый ныне, - от утраты понимания первостепенной значимости этого "умного делания".

До времени царствования Алексея Михайловича церковь охватывала все стороны жизни, все области человеческого творчества. После Петра Первого они обрели автономию. И если ранее при всём различии общественных положений по духовному облику своему русские люди составляли однородную массу, то отмена патриаршества и захлестнувшее Россию влияние западных идей, исходящих от тех же французских энциклопедистов, Давида Штрауса, Эрнеста Ренана, разрушили эту нравственную цельность.

Порабощение церкви, её антиканонический строй, отсутствие независимости духовной власти свели в XVIII веке церковь до обрядового института. И потому наблюдается ещё с петровских времен отход так называемой свободомыслящей интеллигенции от церкви. Происходило, да и по сию пору происходит предательство церкви. Вся история русской интеллигенции в позапрошлом, прошлом и нынешнем столетиях шла и идёт под знаком религиозного кризиса. А выражается он чаще всего в переходах от страстной веры к страстному безверию. Как нигде, это замечаешь по живописным работам русских художников. Иногда ловишь себя на мысли, что художнику русскому не приходит в голову, что его творчество может быть связано с духовным наставничеством.

Во времена духовного спада, охватившего русское общество в XIX веке, далеко не всякий художник понимал, что только церковь и способна сыграть решающую роль в возрождении государства, что только её голос окажется достаточно авторитетным, чтобы предотвратить анархию и объединить русский народ; что задача интеллигенции, если она не хочет, чтобы в ней самой была парализована православная мысль, - крепить церковь и с тем - государство.

Русская светская живопись, как и русская светская литература, начиная с XVIII века, отойдя от церкви, сработала, замечу, за малым исключением, на разрушение государственности.

К счастью, среди русских художников всё же были и те, кто работал на духовное возрождение России. И среди этих имён одно из первых принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину.

Пейзажи этого молчаливого, глубокого мастера, формирующего национальные черты русского человека, отличает художественная правда природы.

"Если дороги нам картины нашей дорогой и милой родины Руси, - писал ему в 1896 году В.М. Васнецов, - если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого и задушевного облика, - то пути эти лежат и через ваши смолистые, полной тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать".

Слова эти своевременны и сейчас, когда несколько модным стало глубоко ошибочное толкование творчества И.И. Шишкина как художника-фотографа. Сознательно или нет брошенная мысль явно подразумевает ограниченность духовного начала художника, для которого, однако, "природа есть единственная книга, из которой мы можем научиться искусству", и который, начиная работу над новой картиной, всякий раз мыслил "написать пейзаж, в котором бы с предельной ясностью и конкретностью выразилась любовь к жизни, к земле, к людям". Мысль эта согревает все картины художника.

И давайте, наконец, назовём имя духовного наставника И. И. Шишкина, которым был замечательный русский учёный, - это священник Капитон Иванович Невоструев, живший в Чудовом монастыре и занимавшийся описанием славянских рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке. Могу предположить, что именно К.И. Невоструев во время обучения И.И. Шишкина в московском училище живописи, ваяния и зодчества и был духовником молодого художника. И именно этот человек заронил в сознание И.И. Шишкина мысль, что красота природы, окружающей нас, - это в первую очередь красота Божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника - как можно вернее передать эту мысль.

"Человеком-школой", "верстовым столбом в развитии русского пейзажа" называл И.И. Шишкина художник И.Н. Крамской. Именно такой человек-школа и был необходим русскому пейзажу в период его становления, когда живопись русских художников помогла "русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приёмы, свое миросозерцание". Он был глубоко русским человеком и видел природу глазами своего народа.

Отрицание Шишкина - это отрицание русского народа, его культуры, религии в первую очередь. Неприятие её вызывало, да и по сию пору вызывает нападки на его творчество и работы продолжателей его школы. Известно, с каким скепсисом относился к работам русских художников-передвижников поклонник творчества П. Пикассо И. Эренбург. Нельзя не сказать несколько слов и о таких художественных критиках, как А. Морозов или А. Каменский. Эти новоявленные идеологи авангардизма в завуалированной форме, но вполне определённо вдалбливали в сознание массового читателя мысль о "неполноценности" работ Шишкина. Нет, они прямо не отрицали его творчество, но утверждали, что оно нечто отжившее, продукт своего времени - и только, экспонат исторический, если хотите.

Именно такие люди, как И. Эренбург, А. Морозов, А. Каменский и иже с ними, и приложили максимум усилий, чтобы разрушить реалистические традиции в русском искусстве, подменив их реализмом с размытыми берегами, смыкающимся с авангардизмом. Мысли, высказанные ими, были подхвачены прессой и стали позицией официоза.

Нападки на Шишкина, начавшиеся при его жизни, продолжались и после его смерти. Они носили не случайный, эпизодический характер, а являли собой акцию планомерную, продуманную.

Стоит отметить, что неприятие русской национальной культуры, культуры религиозной, свойственно тем, кто жаждет большего - её разрушения, для кого важно лишить нацию её идеологии, превратить её в обезличенную массу. То духовное начало, которое объединяет русских людей, позволяет им себя ощущать и называть русскими, имеет весьма притягательную силу для остального мира, и, может быть, православная церковь, способная объединить широкие круги соотечественников в их борьбе с силами зла, именно поэтому и вызывает такую ненависть у врагов её. Поэтому и подвергаются нападкам глубоко национальные по духу русские художники. Шишкин же - в первую очередь.

http://www.voskres.ru/articles/anisov.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Михайлович Анисов
Обращение к своим истокам
Слово исторического писателя о коллеге
21.09.2018
Колумб русской иконы
20 июля 1858 года, 155 лет назад родился Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи
21.07.2013
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
Русский народный художник
К 80-летию Ильи Глазунова
11.06.2010
Все статьи Лев Михайлович Анисов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06