Сан-Витале в Равенне: Запад, Восток и снова Запад
Собор Сан-Витале в Равенне не только удивительный памятник зодчества, не просто захватывающие дух мозаики. Это один из ключевых памятников в истории культуры - церковь, сияющая сквозь века в обрамлении античного и византийского искусства.
Раннехристианский период - сложное, во многом драматичное, но вместе с тем и прекрасное время, когда христианство уже укрепилось в Византийской Империи и постепенно начинало осваиваться в королевствах Западной Европы. Это была эпоха, прославившаяся своими первыми мучениками, и это была эпоха, когда вместе с новым мировосприятием формировалось новое искусство. Главные и самые крупные его центры - Константинополь и Рим, однако и Равенна, сохранившая множество памятников той поры, - яркая и важная в истории культуры страница.
Равенна - древний североитальянский город. Ее расцвет восходит к V веку, когда здесь размещалась резиденция императора Западной Римской Империи Гонория. Тогда город превратился в экономический, политический и культурный центр имперского значения. После падения Западной Римской Империи, в VI - первой половине VIII в., Равенна стала центром так называемого Равеннского экзархата (представлявшего собой военно-административный округ в Византийской Империи под управлением экзарха) и главной опорой византийцев на Западе. Называемое "золотым веком" правление Юстиниана (527-565) связано с укреплением позиций Церкви и с активным строительством по всей Империи. Однако, если в столичном Константинополе многое не дошло до наших дней, то не уступающие ему по качеству памятники Равенны сохранились значительно лучше.
Очевидно, что статус Равенны привлекал в этот город знатных состоятельных людей и кроме того получил дополнительное подтверждение во множестве произведений архитектуры и монументально-декоративной живописи. Среди них - так называемый мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово, Архиепископская капелла, так называемый дворец Теодориха, а также его Мавзолей. И наконец, один из важнейших памятников - церковь Сан-Витале.
Точно назвать заказчика Сан-Витале (527-548) трудно, но, вероятно, храм возводился либо на средства греческого ростовщика Юлиана Серебренника (который также вел строительство Сант-Аполлинаре ин Классе), либо по поручению самого императора Юстиниана. В таком случае эта богато украшенная постройка могла дополнительно подчеркивать тесные связи Равеннского экзархата с самой Империей (и если здесь заказчиком строительства был Юстиниан, то напомню, что в Константинополе тогда же возводилась главная византийская святыня - церковь Св. Софии (532-537).
К сожалению, до сих пор не установлено, кем именно был святой Виталий. Скорее всего, имеется в виду либо Виталий Равеннский, во времена Нерона отказавшийся предать христианство, либо же Виталий Болонский, раб, по той же причине принявший мученическую смерть со своим хозяином Агриппой уже в 304 г.
Обращаясь к архитектурным особенностям этого памятника, нужно сказать, что в плане Сан-Витале представляет собой восьмигранник с куполом, т. е. центрический храм. Эта форма непосредственно могла быть вдохновлена императорским дворцом в Константинополе (ныне утраченным), а в более далекой перспективе - античными мавзолеями. Вообще, в Сан-Витале черты классического римского зодчества (такие, как, например, купол и порталы) сочетаются с новыми византийскими приемами (такими, как граненая апсида или трапециевидные капители). Таким образом, в этой постройке прослеживается связь и с предыдущей традицией. Только в эпоху христианства центрический собор начинает наделяться новыми смыслами.
Центрический храм всегда орентирован не на движение (как в случае вытянутой базилики, которая впоследствии будет более характерна для западноевропейского искусства), но на остановку и созерцание. Человек, пришедший в церковь, останавливается для молитвы, для самопогружения, для созерцания Господа. Центрическое постранство Сан-Витале играет вокруг находящегося в нем человека как бы волнующейся тканью храма - изгибающимися арками и уходящими в глубину нишами, жилками мраморных плит или золотым блеском мозаик. А поскольку сооружение имеет несколько входов с разных сторон, то пространственные эффекты каждый раз будут новыми. Сам свет, проникающий сюда с улицы в виде направленного потока и преображающий цвета и архитектурные объемы, приобретает характер почти трансцендентный...
Продолжение следует...
http://www.taday.ru/text/79937.html
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы);
«Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»;
«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»);
«Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»);
«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»);
«Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»;
«Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО);
«Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»;
Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph);
«Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»;
«Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
«Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»;
Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить