Взгляд прошлого

Дарья Курдюкова 
0
13.02.2008 90
Около Пушкинского музея мелькают красочные афиши, сообщающие об обновленной экспозиции. Отныне поднимающегося по белой лестнице посетителя встречает зал византийского и итальянского искусства. Что же там византийского?

Византийская коллекция Пушкинского музея небольшая. Тем не менее в ней есть ряд произведений очень высокого уровня. В музейном зале выставлены иконы XIV-XV веков, а также более ранние фрагменты мозаик и часть пластины с резьбой по слоновой кости. Собственно, именно иконы, относящиеся к эпохе Палеологовского ренессанса (1261-1453), и составляют основную часть и ценность посвященной Византии экспозиции.

История музейного собрания иконописи и итальянской живописи восходит к началу прошлого века. Тогда Михаил Сергеевич Щекин принес в дар итальянские произведения (в том числе Симоне Мартини), положившие начало собиранию живописи вообще. Чуть позже стали поступать византийские иконы, например из национализированного советской властью собрания известного художника и коллекционера И. С. Остроухова, из собраний А. Н. Муравьева, П. И. Севастьянова или Л. К. Зубалова.

Время правления династии Палеологов пришлось на сложный период между двумя завоеваниями могущественной некогда Византийской империи. В результате внутренних распрей и IV Крестового похода в 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен. В 1261 году Михаил Палеолог прогнал обосновавшихся и учредивших здесь собственную империю латинян и восстановил Византийскую империю. Однако экономически она была ослаблена, что отчасти отразилось на искусстве. Так, вместо сиявших золотом мозаик роскошных соборов появились храмы поменьше и поскромнее, украшенные менее затратными (но, впрочем, не менее изысканными) фресками. Большое распространение получило искусство иконы - притом, опять-таки, не мозаичной, а написанной темперой. И все же, несмотря ни на что, на искусстве того времени лежит печать нового духовного подъема.

Это связано и с восстановлением империи, и со сложившимся при дворе кругом образованных людей, хранящих память об образцах античной культуры, и, главным образом, с формированием в 30-40-е годы XIV века нового религиозного учения - исихазма.

Главная икона Пушкинского музея - "Собор двенадцати апостолов" начала XIV века. Это довольно редкая работа столичной константинопольской школы. Фигуры апостолов напоминают далекие античные прототипы - они осязаемы (у некоторых стопы заходят на раму, нарушая условное пространство иконной доски) и даже тяжеловесны; лики, при свойственной им обобщенности, все же до известной степени индивидуализированы, полнокровны и классически красивы. В то же время доктрина исихазма дает о себе знать не только в строгой сосредоточенности образов, но и в сетке пробел?в[1], покрывающей одежды апостолов, - намеке на лучи Божественной энергии. Такое активное использование белильных "бликов" стало одной из характерных особенностей искусства времени развития исихазма.

Следующий образец иконописи того периода - "Благовещение" середины XIV столетия. Тут, с одной стороны, выдает себя Палеологовский ренессанс с развитым пространством. Однако трактовка ликов уже иная - черты стали более мелкими, появилось новое чувство - взволнованности. Кстати, одна небольшая деталь - на примере этой иконы (благодаря, увы, ее небезупречной сохранности) можно видеть технику создания икон: на доску для лучшего сцепления с грунтом (левкасом) наклеивалась ткань (паволока), на которую уже клали грунт.

Наконец, еще одна икона, на этот раз рубежа XIV-XV веков - "Григорий Палама". Предположительно, это произведение происходит из Фессалоник, что на севере Греции, откуда был и сам Палама. Тут еще один вариант трактовки сакрального образа. Черты лика точеные (и более жесткие, нежели у апостолов в первом случае), а его изящная графичная разделка свет?ми[2] выражает более экспрессивное начало. Здесь тоже вариант художественного претворения исихазма - того исихазма, самый известный пример которого в древнерусском искусстве - фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Другая важная тема (не считая ренессансной живописи - отдельной истории), представленная в зале ГМИИ, - итальянские памятники XIV столетия. В них собственные готические традиции накладываются на основу византийской иконописи. В результате чего получается линеарное, изысканное по цвету искусство так называемой "интернациональной готики", одной из главных фигур которого стал Симоне Мартини, чьи "Мария Магдалина" и "Блаженный Августин" являются гордостью коллекции.

Подходя к концу, придется все же вернуться в начало. Византийское искусство и византийскую иконопись было бы не вполне правильно представлять себе без того, что было до них, - без Фаюмского портрета. И раньше все это действительно размещалось в одном зале, лица с портретов встречались с ликами икон, наглядно обнаруживая связь в выражении надмирного существования. В ГМИИ начало собрания было положено знаменитым египтологом и потомком Кутузова - Владимиром Семеновичем Голенищевым, чью египетскую коллекцию музей приобрел в 1909 году. Свое название эти портреты, которые помещали вместе с мумией в погребение, получили по месту первой крупной находки 1887 года в оазисе Фаюм. Для их исполнения использовали энкаустику (горячие восковые краски), темперу и смешанную технику. И в Пушкинском музее есть портреты, исполненные по-разному. Поскольку на территории Египта жили также греки и римляне со своими художественными вкусами, то выделяют два основных типа портретов.

Первый, тяготеющий к местным, почвенным канонам, например портрет молодой женщины в пурпурной тунике (конец III - начало IV вв.). Здесь изображение довольно условное, главная роль отведена линии, прочерчивающей основные контуры, обводящей украшения (как знак высокого статуса). Пример воторого, греко-римского типа - "Портрет пожилого мужчины" (кон. I в.). Он гораздо больше напоминает то, что мы привыкли считать портретом. Со своими светотеневыми нюансировками, с едва ли не первым в искусстве цветовым рефлексом (на лбу) он выглядит объемно и жизнеподобно (вероятно, этот портрет действительно был написан еще при жизни изображенного). Так, если в египетском типе преобладает духовное начало, то в греко-римском - телесное. Но и там и там - и как раз это станет важным для иконы - никуда не деться от взгляда широко раскрытых глаз, взгляда, одновременно устремленного прямо на нас и в вечность...



[1] Пробела - высветление ликов, одежд, горок и пр.

[2] Свет? (или движки в древнерусском искусстве) - белильные блики (могут иметь форму штрихов, линий) на ликах.

http://www.taday.ru/text/93575.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дарья Курдюкова
Все статьи Дарья Курдюкова
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Наталия 2016
14.04.2021 19:56
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.04.2021 19:16
Наш пост достиг вершины
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.04.2021 19:15
«Война приближается к российским границам»
Новый комментарий от Лев
14.04.2021 19:02
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Советский недобиток
14.04.2021 18:43
«Глубинное государство» есть и в Русской Церкви?
Новый комментарий от Георгий Н.
14.04.2021 18:31