Взгляд прошлого

0
166
Время на чтение 4 минуты
Около Пушкинского музея мелькают красочные афиши, сообщающие об обновленной экспозиции. Отныне поднимающегося по белой лестнице посетителя встречает зал византийского и итальянского искусства. Что же там византийского?

Византийская коллекция Пушкинского музея небольшая. Тем не менее в ней есть ряд произведений очень высокого уровня. В музейном зале выставлены иконы XIV-XV веков, а также более ранние фрагменты мозаик и часть пластины с резьбой по слоновой кости. Собственно, именно иконы, относящиеся к эпохе Палеологовского ренессанса (1261-1453), и составляют основную часть и ценность посвященной Византии экспозиции.

История музейного собрания иконописи и итальянской живописи восходит к началу прошлого века. Тогда Михаил Сергеевич Щекин принес в дар итальянские произведения (в том числе Симоне Мартини), положившие начало собиранию живописи вообще. Чуть позже стали поступать византийские иконы, например из национализированного советской властью собрания известного художника и коллекционера И. С. Остроухова, из собраний А. Н. Муравьева, П. И. Севастьянова или Л. К. Зубалова.

Время правления династии Палеологов пришлось на сложный период между двумя завоеваниями могущественной некогда Византийской империи. В результате внутренних распрей и IV Крестового похода в 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен. В 1261 году Михаил Палеолог прогнал обосновавшихся и учредивших здесь собственную империю латинян и восстановил Византийскую империю. Однако экономически она была ослаблена, что отчасти отразилось на искусстве. Так, вместо сиявших золотом мозаик роскошных соборов появились храмы поменьше и поскромнее, украшенные менее затратными (но, впрочем, не менее изысканными) фресками. Большое распространение получило искусство иконы - притом, опять-таки, не мозаичной, а написанной темперой. И все же, несмотря ни на что, на искусстве того времени лежит печать нового духовного подъема.

Это связано и с восстановлением империи, и со сложившимся при дворе кругом образованных людей, хранящих память об образцах античной культуры, и, главным образом, с формированием в 30-40-е годы XIV века нового религиозного учения - исихазма.

Главная икона Пушкинского музея - "Собор двенадцати апостолов" начала XIV века. Это довольно редкая работа столичной константинопольской школы. Фигуры апостолов напоминают далекие античные прототипы - они осязаемы (у некоторых стопы заходят на раму, нарушая условное пространство иконной доски) и даже тяжеловесны; лики, при свойственной им обобщенности, все же до известной степени индивидуализированы, полнокровны и классически красивы. В то же время доктрина исихазма дает о себе знать не только в строгой сосредоточенности образов, но и в сетке пробел?в[1], покрывающей одежды апостолов, - намеке на лучи Божественной энергии. Такое активное использование белильных "бликов" стало одной из характерных особенностей искусства времени развития исихазма.

Следующий образец иконописи того периода - "Благовещение" середины XIV столетия. Тут, с одной стороны, выдает себя Палеологовский ренессанс с развитым пространством. Однако трактовка ликов уже иная - черты стали более мелкими, появилось новое чувство - взволнованности. Кстати, одна небольшая деталь - на примере этой иконы (благодаря, увы, ее небезупречной сохранности) можно видеть технику создания икон: на доску для лучшего сцепления с грунтом (левкасом) наклеивалась ткань (паволока), на которую уже клали грунт.

Наконец, еще одна икона, на этот раз рубежа XIV-XV веков - "Григорий Палама". Предположительно, это произведение происходит из Фессалоник, что на севере Греции, откуда был и сам Палама. Тут еще один вариант трактовки сакрального образа. Черты лика точеные (и более жесткие, нежели у апостолов в первом случае), а его изящная графичная разделка свет?ми[2] выражает более экспрессивное начало. Здесь тоже вариант художественного претворения исихазма - того исихазма, самый известный пример которого в древнерусском искусстве - фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Другая важная тема (не считая ренессансной живописи - отдельной истории), представленная в зале ГМИИ, - итальянские памятники XIV столетия. В них собственные готические традиции накладываются на основу византийской иконописи. В результате чего получается линеарное, изысканное по цвету искусство так называемой "интернациональной готики", одной из главных фигур которого стал Симоне Мартини, чьи "Мария Магдалина" и "Блаженный Августин" являются гордостью коллекции.

Подходя к концу, придется все же вернуться в начало. Византийское искусство и византийскую иконопись было бы не вполне правильно представлять себе без того, что было до них, - без Фаюмского портрета. И раньше все это действительно размещалось в одном зале, лица с портретов встречались с ликами икон, наглядно обнаруживая связь в выражении надмирного существования. В ГМИИ начало собрания было положено знаменитым египтологом и потомком Кутузова - Владимиром Семеновичем Голенищевым, чью египетскую коллекцию музей приобрел в 1909 году. Свое название эти портреты, которые помещали вместе с мумией в погребение, получили по месту первой крупной находки 1887 года в оазисе Фаюм. Для их исполнения использовали энкаустику (горячие восковые краски), темперу и смешанную технику. И в Пушкинском музее есть портреты, исполненные по-разному. Поскольку на территории Египта жили также греки и римляне со своими художественными вкусами, то выделяют два основных типа портретов.

Первый, тяготеющий к местным, почвенным канонам, например портрет молодой женщины в пурпурной тунике (конец III - начало IV вв.). Здесь изображение довольно условное, главная роль отведена линии, прочерчивающей основные контуры, обводящей украшения (как знак высокого статуса). Пример воторого, греко-римского типа - "Портрет пожилого мужчины" (кон. I в.). Он гораздо больше напоминает то, что мы привыкли считать портретом. Со своими светотеневыми нюансировками, с едва ли не первым в искусстве цветовым рефлексом (на лбу) он выглядит объемно и жизнеподобно (вероятно, этот портрет действительно был написан еще при жизни изображенного). Так, если в египетском типе преобладает духовное начало, то в греко-римском - телесное. Но и там и там - и как раз это станет важным для иконы - никуда не деться от взгляда широко раскрытых глаз, взгляда, одновременно устремленного прямо на нас и в вечность...



[1] Пробела - высветление ликов, одежд, горок и пр.

[2] Свет? (или движки в древнерусском искусстве) - белильные блики (могут иметь форму штрихов, линий) на ликах.

http://www.taday.ru/text/93575.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Курдюкова
Все статьи Дарья Курдюкова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31