Сан-Витале в Равенне (продолжение)

Дарья Курдюкова 
0
23.11.2007 102
Начало

Продолжение рассказа о соборе Сан-Витале в Равенне. Мозаики Сан-Витале - главная ценность этого великого ансамбля, в котором навсегда соединяются пространство, свет и цвет.

Главную ценность ансамбля Сан-Витале представляют его мозаики, из которых до наших дней полностью дошло убранство восточной части (пресбитерия): подпружная арка, отделяющая эту часть храма от основного пространства, свод и боковые стены пресбитерия, а также алтарная конха.

Апсида. Итак, на золотом фоне конхи изображен Христос-Эммануил (позднее вместо него будет изображаться Христос Средовек), Который, как Царь Небесный, восседает на круглой мандорле славы и в окружении ангелов. С одной стороны от Христа стоит мученик Виталий, которому Христос протягивает венок славы; с другой - с моделью храма находится епископ Экклесий (при котором и была заложена эта церковь на месте мученичества Виталия). Таким образом, ныне в едином пространстве Царства Небесного и едином, уже вечном времени вместе предстоят перед Христом персонажи разных эпох, заслужившие здесь свое место верой в Господа и благодетельными поступками.

На боковых стенах апсиды располагаются две ставшие хрестоматийно известными монументальных композиции (копии которых есть, например, в Московском Государственном музее изобразительных искусств): император Юстиниан и его супруга Феодора со свитой. В свите Юстиниана рядом с ним стоят епископ Максимиан (заканчивавший после Экклесия строительство собора) и предположительно его знаменитый полководец Велизарий. Сам император держит в руках дискос, литургическое блюдо, которое он подносит церкви Сан-Витале. Феодора также несет собору дары, в том числе литургическую Чашу. Столь смелое и, вообще говоря, беспрецедентное изображение императорской четы в алтарной части храма, вероятно, не только демонстрирует дань уважения конкретной церкви, но и подчеркивает особое значение императора с супругой для духовной и культурной жизни той эпохи.

Пресбитерий. При выходе из самого алтаря, на стенах пресбитерия размещены композиции, посвященные Моисею, Авелю, Аврааму, Мельхиседеку, а также изображения пророков Иеремии и Исайи. По традиции, которая пройдет сквозь все Средневековье, эти ветхозаветные персонажи и сцены, с ними связанные, так или иначе отражают главную, новозаветную христологическую, тему. Так, принесенный Авелем в жертву агнец, а также Исаак, которого возложил на алтарь Авраам, - прообразы жертвы Христа. Вместе с тем одной из главных предтеч Христа считался Моисей. С другой стороны, Авраам с тремя ангелами и Мельхиседек с хлебом и вином суть прототипы Троицы и Евхаристии соответственно, также непосредственно отсылающих к образу Господа. Нужно помнить, что символика таких изображений воспринималась особенно остро благодаря их размещению в алтарной зоне, где и в действительности совершались литургические службы. И наконец, одни из наиболее чтимых пророков - Исайя и Иеремия - связаны с предсказанием пришествия Мессии.

В центре свода пресбитерия - мозаичный медальон с Агнцем (символом Христа), поддерживаемый четырьмя ангелами. Затем тема Христа вновь повторяется на подпружной арке. Тут Его образ в центральном медальоне фланкирован медальонами с апостолами, а также Гервасием и Протасием, местными святыми, которые предположительно были сыновьями самого патрона церкви св. Виталия.

Таким образом, в целом в системе декорации храма можно выделить несколько важных моментов. Во-первых, это тема Христа - Господа Небесного Царства, символической земной моделью которого явлется храм. Как главный персонаж Христос в разных Своих ипостасях представлен на центральной оси церкви: в виде отрока в конхе, как Агнец в своде и Средовеком на подпружной арке. Другая важная тема - это аллюзии на литургическую службу, которые есть в образах пресбитерия (в сценах с Авраамом и Мельхиседеком), но также в ктиторском портрете. Так символически акцентируется настоящая служба, регулярно совершаемая в храме. Кроме того, в мозаиках Сан-Витале представлен самый путь Христа, от вести о грядущем пришествиии Господа до Его воплощения в виде Отрока, в виде жертвенного Агнца и затем в виде Средовека судии и Учителя (Чье учение проповедуют представленные тут же апостолы). Наконец, программа декорации связана и непосредственно с историей данного памятника, о чем свидетельствуют "портреты" местных епископов (Экклесия и Максимиана) и святых (Виталия, Гервасия и Протасия), а также императорской четы.

Сан-Витале в Равенне - один из важнейших образцов ранневизантийского искусства, гармоничный ансамбль статичной, но в то же время будто бы ожившей архитектуры со всеми ее пространственными ракурсами и вибрациями поверхности между мерным ритмом круглящихся ниш и пронизанным воздухом пространством арок. Это синтез пространства, света и растворяющейся в них плоскости стены. Ведь те самые стены - покрытые мозаиками со всевозможными орнаментальными и растительными мотивами райских кущ, сверкающие золотом и пурпурно-красным, глубоким синим и зеленым - но также нежнейшими оттенками карнации ликов - кажется, утрачивают свою материальность, отражая особый мир, поднятый своей одухотворенностью на какую-то неведомую высоту. Однако в формировании нового искусства пересекаются разные стилистические традиции. Так, если, например, в более раннем алтарном образе Христа-Эммануила чувствуется большая округлость линий, большая, если угодно, материальность фигуры, восходящей еще к античным образцам, то в более поздних "портретах" императора и императрицы появляется нечто иное. Они как будто уплощаются и постепенно теряют вес реального тела; они то ли стоят, то ли уже парят над землей; за их одеждами не чувствуется объема; наконец, черты их ликов приобретают заостренность и даже некоторую утрированность. И здесь на смену старым идеалам приходят новые, иначе выражающие особую внутреннюю духовную жизнь.

И именно этот собор будет весьма почитаем во времена Каролингов и, в частности, сыграет особую роль при возведении капеллы в Ахене (где будет коронован Карл Великий). Позднее, в эпоху Ренессанса, на Сан-Витале обратит особое внимание великий флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески при работе над куполом Санта-Мария дель Фьоре, вехой в истории архитектуры Нового времени. Сан-Витале в Равенне сегодня - один из тех памятников, что занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://www.taday.ru/text/80162.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дарья Курдюкова
Все статьи Дарья Курдюкова
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Олег В.
12.04.2021 23:16
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
12.04.2021 20:35
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от учитель
12.04.2021 19:25
«Я бесконечно счастлив…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.04.2021 19:00