itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сан-Витале в Равенне (продолжение)

0
194
Время на чтение 4 минуты
Начало

Продолжение рассказа о соборе Сан-Витале в Равенне. Мозаики Сан-Витале - главная ценность этого великого ансамбля, в котором навсегда соединяются пространство, свет и цвет.

Главную ценность ансамбля Сан-Витале представляют его мозаики, из которых до наших дней полностью дошло убранство восточной части (пресбитерия): подпружная арка, отделяющая эту часть храма от основного пространства, свод и боковые стены пресбитерия, а также алтарная конха.

Апсида. Итак, на золотом фоне конхи изображен Христос-Эммануил (позднее вместо него будет изображаться Христос Средовек), Который, как Царь Небесный, восседает на круглой мандорле славы и в окружении ангелов. С одной стороны от Христа стоит мученик Виталий, которому Христос протягивает венок славы; с другой - с моделью храма находится епископ Экклесий (при котором и была заложена эта церковь на месте мученичества Виталия). Таким образом, ныне в едином пространстве Царства Небесного и едином, уже вечном времени вместе предстоят перед Христом персонажи разных эпох, заслужившие здесь свое место верой в Господа и благодетельными поступками.

На боковых стенах апсиды располагаются две ставшие хрестоматийно известными монументальных композиции (копии которых есть, например, в Московском Государственном музее изобразительных искусств): император Юстиниан и его супруга Феодора со свитой. В свите Юстиниана рядом с ним стоят епископ Максимиан (заканчивавший после Экклесия строительство собора) и предположительно его знаменитый полководец Велизарий. Сам император держит в руках дискос, литургическое блюдо, которое он подносит церкви Сан-Витале. Феодора также несет собору дары, в том числе литургическую Чашу. Столь смелое и, вообще говоря, беспрецедентное изображение императорской четы в алтарной части храма, вероятно, не только демонстрирует дань уважения конкретной церкви, но и подчеркивает особое значение императора с супругой для духовной и культурной жизни той эпохи.

Пресбитерий. При выходе из самого алтаря, на стенах пресбитерия размещены композиции, посвященные Моисею, Авелю, Аврааму, Мельхиседеку, а также изображения пророков Иеремии и Исайи. По традиции, которая пройдет сквозь все Средневековье, эти ветхозаветные персонажи и сцены, с ними связанные, так или иначе отражают главную, новозаветную христологическую, тему. Так, принесенный Авелем в жертву агнец, а также Исаак, которого возложил на алтарь Авраам, - прообразы жертвы Христа. Вместе с тем одной из главных предтеч Христа считался Моисей. С другой стороны, Авраам с тремя ангелами и Мельхиседек с хлебом и вином суть прототипы Троицы и Евхаристии соответственно, также непосредственно отсылающих к образу Господа. Нужно помнить, что символика таких изображений воспринималась особенно остро благодаря их размещению в алтарной зоне, где и в действительности совершались литургические службы. И наконец, одни из наиболее чтимых пророков - Исайя и Иеремия - связаны с предсказанием пришествия Мессии.

В центре свода пресбитерия - мозаичный медальон с Агнцем (символом Христа), поддерживаемый четырьмя ангелами. Затем тема Христа вновь повторяется на подпружной арке. Тут Его образ в центральном медальоне фланкирован медальонами с апостолами, а также Гервасием и Протасием, местными святыми, которые предположительно были сыновьями самого патрона церкви св. Виталия.

Таким образом, в целом в системе декорации храма можно выделить несколько важных моментов. Во-первых, это тема Христа - Господа Небесного Царства, символической земной моделью которого явлется храм. Как главный персонаж Христос в разных Своих ипостасях представлен на центральной оси церкви: в виде отрока в конхе, как Агнец в своде и Средовеком на подпружной арке. Другая важная тема - это аллюзии на литургическую службу, которые есть в образах пресбитерия (в сценах с Авраамом и Мельхиседеком), но также в ктиторском портрете. Так символически акцентируется настоящая служба, регулярно совершаемая в храме. Кроме того, в мозаиках Сан-Витале представлен самый путь Христа, от вести о грядущем пришествиии Господа до Его воплощения в виде Отрока, в виде жертвенного Агнца и затем в виде Средовека судии и Учителя (Чье учение проповедуют представленные тут же апостолы). Наконец, программа декорации связана и непосредственно с историей данного памятника, о чем свидетельствуют "портреты" местных епископов (Экклесия и Максимиана) и святых (Виталия, Гервасия и Протасия), а также императорской четы.

Сан-Витале в Равенне - один из важнейших образцов ранневизантийского искусства, гармоничный ансамбль статичной, но в то же время будто бы ожившей архитектуры со всеми ее пространственными ракурсами и вибрациями поверхности между мерным ритмом круглящихся ниш и пронизанным воздухом пространством арок. Это синтез пространства, света и растворяющейся в них плоскости стены. Ведь те самые стены - покрытые мозаиками со всевозможными орнаментальными и растительными мотивами райских кущ, сверкающие золотом и пурпурно-красным, глубоким синим и зеленым - но также нежнейшими оттенками карнации ликов - кажется, утрачивают свою материальность, отражая особый мир, поднятый своей одухотворенностью на какую-то неведомую высоту. Однако в формировании нового искусства пересекаются разные стилистические традиции. Так, если, например, в более раннем алтарном образе Христа-Эммануила чувствуется большая округлость линий, большая, если угодно, материальность фигуры, восходящей еще к античным образцам, то в более поздних "портретах" императора и императрицы появляется нечто иное. Они как будто уплощаются и постепенно теряют вес реального тела; они то ли стоят, то ли уже парят над землей; за их одеждами не чувствуется объема; наконец, черты их ликов приобретают заостренность и даже некоторую утрированность. И здесь на смену старым идеалам приходят новые, иначе выражающие особую внутреннюю духовную жизнь.

И именно этот собор будет весьма почитаем во времена Каролингов и, в частности, сыграет особую роль при возведении капеллы в Ахене (где будет коронован Карл Великий). Позднее, в эпоху Ренессанса, на Сан-Витале обратит особое внимание великий флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески при работе над куполом Санта-Мария дель Фьоре, вехой в истории архитектуры Нового времени. Сан-Витале в Равенне сегодня - один из тех памятников, что занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://www.taday.ru/text/80162.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Курдюкова
Все статьи Дарья Курдюкова
Последние комментарии
Кто идёт к власти в России?
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2024 21:10
К 155-летию Н.К.Крупской
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2024 21:00
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2024 20:39
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Новый комментарий от Калужанин
27.02.2024 20:34
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от С. Югов
27.02.2024 20:23
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.02.2024 16:11