На перекрестке культуры и политики: Нотр-Дам в Реймсе

Дарья Курдюкова 
0
27.12.2007 78
Готика накинула на Европу огромную сеть соборов. Роскошь их убранства восхищает взгляд, взмывающие к облакам башни и шпили ободряют дух. По иронии судьбы Нотр-Дам в Реймсе так и не получил своего шпиля. Однако этот собор - и по сей день один из самых знаменитых памятников высокой готики[1].

Так сложилось, что собор Нотр-Дам в Реймсе, что в 129 км к северо-востоку от Парижа, на протяжении почти всей своей истории был тесно связан не только с культурной, но и с политической жизнью Франции. Реймс, основанный еще древними римлянами, первый свой храм увидел в V веке на месте галло-римских терм (вообще, остатки античного присутствия - как, например, Марсовы врата - продолжали и продолжают существовать здесь наряду с новой культурой). Вскоре, с 24 на 25 декабря 498 г. в баптистерии рядом с собором был крещен первый король франкского королевства Хлодвиг (что положило начало традиции отмечать католическое Рождество именно в этот день). Затем, в IX в., здесь прошла коронация Людовика Благочестивого, сына знаменитого Карла Великого. И вплоть до начала века XIX в Реймсском соборе проходили коронации всех французских императоров.

Однако за несколько столетий собор не раз подвергался серьезным испытаниям. Так, в начале XII в., после серьезного пожара, его пришлось отстраивать заново (тогда, в 1211-1275 гг., и появилась знаменитая "нынешняя" постройка). В конце XV в. вновь пожар, после которого храм так и не был до конца восстановлен. Затем пришла Французская революция, которая, правда, стала не столь разрушительной для собора, как Первая мировая война, когда после бомбардировки собор превратился едва ли не в руину. После долгой реставрации многострадальный памятник открылся в 1938 г. - так что в следующем году будет 70 лет "со дня нового рождения" уникального средневекового сооружения.

Родившаяся во Франции готика сделала свет (как символ Божественного присутствия) и устремленное ввысь, в небеса, пространство главными словами своего языка. И если поначалу, в XII столетии, высота внутреннего храмового пространства пока была не столь значительна, а пропускавшие свет окна не столь велики, то так называемая "высокая готика" века XIII усовершенствовала и то, и другое.

Отныне собор - и это видно в Нотр-Дам в Реймсе - являет собой стремительный духовный порыв к Богу, отраженный в камне. На архитектуру большое влияние оказала схоластика (расцвет которой, к тому же, как раз пришелся на новый век). Она желала наряду с верой задействовать и разум, все вместе сведя к четкой, логичной системе. Готический собор, как модель мира, также стремится к простоте и наглядности, что доказывали бы стройность и совершенство Божественного миропорядка. Подчеркивающие движение вверх тонкие колонки в Реймсском соборе поставлены строго одна над другой, поэтому вертикаль не только нигде не прерывается, но еще и дополнительно таким образом акцентируется. В архитектурной системе миропорядка любая вертикаль должна гармонично сосуществовать с горизонталью: и тогда ярус больших арок нефа, второй ярус маленьких арочек (трифория) и, наконец, ярус почти что растворивших в себе стену окон - все эти горизонтали в "точке пересечения" с вертикалями опор ставят на них отметки-"насечки". Это значит, что в мире, как в хорошей таблице, любому элементу найдено ясное и гармоничное соответствие. Подобное соответствие в зрелой готике достигнуто между внутренним и внешним пространством храма: когда деление западного фасада тремя порталами точно соответствует трем нефам в интерьере.

Реймсский собор - важный этап на пути одухотворения каменной массы тела собора. Камень стремятся лишить (хотя бы зрительно) его тяжести. Так, высота нефа здесь вырастает до 38 м (и это еще не предел для готики), такие элементы, как арки и колонки, становятся выше и уже, - все эти бесчисленные, указывающие на Град Небесный "стрелки" стрельчатых арок становятся еще энергичнее в выражении одухотворенности.

Жажду дематериализации подчеркивают окна, которых в Реймсе много и которые здесь действительно почти заменяют стену: витражные стекла вместо каменной кладки под сводами нефа, но витражи помещаются (новшество именно Реймса) даже в порталы западного фасада. Наконец, зрелая готика XIII века привила архитектуре любовь к многочисленным деталям, превращающим камень в кружево. Необыкновенно вытянутые окна западного фасада Реймсского храма (тоже пронизанные светом и, следовательно, нейтрализующие тяжесть камня) становятся подобны натянутой тетиве стрел; вся поверхность собора испещрена вимпергами (острыми треугольными щипцами[2]), стрельчатыми и прихотливыми трехлопастными арками, напряженными нитями-колонками и каменными завитками-листьями краббов. Последние покрывают даже контрфорсы[3] (они снаружи принимают на себя основную тяжесть опор интерьера), т. е. наиболее нагруженные элементы, словно стремятся уверить всех в том, что им не тяжело нести свою ношу. Вероятно, такую архитектуру можно не только связать с великолепием дома Господня на земле, но и сравнить с человеческой душой, поднимающейся сквозь невзгоды и препятствия.

Помимо своих архитектурных особенностей Нотр-Дам в Реймсе - это еще и самый "населенный" готический храм. Исследователи насчитывают в нем 2303 статуи. И среди отличительных черт этого памятника нужно назвать ангелов в башенках (табернаклях), стоящих на контрфорсах по периметру собора. Они - вечные и бессменные небесные стражи, охраняющие собор. Кроме того, важно, что и в системе декорации готика стремилась к предельной четкости - так с помощью скульптуры и витража не умеющему читать прихожанину рассказывалось о священных событиях. Скажем, если на западном фасаде в центральной розе расположен витраж с "Успением" Марии, то над ним логично поместить "Коронование Богоматери" (скульптурное), и если с одной стороны от "Коронования" находится "Распятие", то с другой будет "Страшный Суд". События христианской истории выстраиваются таким образом, чтобы их можно было не только прочитать и понять их символическое значение.

Нотр-Дам в Реймсе - один из основополагающих камней в фундаменте готической архитектуры, стремящейся к предельной ясности и к предельной же одухотворенности. Хотелось бы верить, что защита ЮНЕСКО спасет этот памятник от новых перипетий. Памятник, в котором духовное "горение" сходящей на нет каменной массы повергалось в огонь пожара и который память истории не спасла от страшных политических разборок 1914 г.



[1] Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранняя (XII век), высокая (XIII век) и поздняя готика (XIV-XV, а в отдельных случаях и XVI век).

[2] Щипец - верхняя часть стены здания, ограниченная двумя скатами крыши.

[3] Контрфорс (от франц. contre-force - противодействующая сила) - поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию здания (преимущественно стену с наружной стороны постройки).


http://www.taday.ru/text/85661.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дарья Курдюкова
Все статьи Дарья Курдюкова
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Олег В.
14.04.2021 16:14
«США лучше держаться подальше от Крыма»
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.04.2021 16:02
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от учитель
14.04.2021 16:01
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
14.04.2021 15:57
Она сохранила чистоту натуры русского человека
Новый комментарий от hok-ky
14.04.2021 14:43
«Этим событием углубляется раскол в православном мире»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.04.2021 14:36
Русь соберется с Царём во главе
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.04.2021 13:54