Кошмар на уроке литературы

0
311
Время на чтение 4 минуты
Несколько лет назад в сборнике элективных курсов, в редакционную коллегию которого входило два десятка кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, я обнаружила удивительную программу под названием "Целительные силы". В программе говорилось о снятии порчи и сглаза, диагностике кармы и практических занятиях по уринотерапии. Сборник распространяли по школам в печатном и электронном видах...

Когда я расценила это как некий курьёз - ну, недосмотрели учёные и чиновники. Сегодня я склонна рассматривать "вбрасывание" в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем - "прокатит или нет"?

Прокатило. Сегодня мы имеем множество учебников оккультно-мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, другие "допущены", третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.

Чувствуется, что авторы своё дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского "Светлана" снабжена двумя (!) переводами первоисточника. Далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объёме. Родителям, у которых нет времени читать учебники своих детей, поясню, что речь идёт о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью ей является убитый жених и увозит её к себе на кладбище.

Дальше - "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя, мистическое начало повести "Вий", "Упырь" А.К. Толстого, "Утопленник", "Бесы" и "Вурдалак" А.С. Пушкина... Филологиня тётя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веру насчёт древних славянских богов и со знанием дела даёт классификацию всякой нечисти. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие ведьмак, баенник, злыдень, вий, и чем оборотни отличаются от вампиров?

После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П. Чехова "Страшная ночь". Кто-то отделается лёгким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть невротические симптомы.

В обращении председателя Совета народных депутатов Камчатской области Н.Я. Токманцева к министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко, написанном по многочисленным просьбам родителей и поддержанном законодательными собраниями 22-х субъектов Российской Федерации, говорится о том, что "развивающие" тенденции программного обеспечения предмета "литература" сводятся к травмирующему психологическому воздействию на ребенка через тенденциозно подобранные произведения мистического и жестокого характера". Чтобы это увидеть, необязательно быть психологом или филологом - достаточно уметь читать, здраво мыслить и думать о детях.

У специалистов Российской академии образования, отстаивающих программу, свои доводы.

Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И. Калине: "Произведения, которые условно можно назвать "мистическими", включены в учебник 6 класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном, все они входят в государственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государственный учебник литературы (В.А. Жуковский "Светлана", Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством", А.С. Пушкин "Бесы", "Песни западных славян" и другие. Стихотворение В.А. Жуковского "Лесной царь" всегда традиционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П.Чехова "Страшная ночь" даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном процессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики XVIII-XIX веков в старших классах. Никакого отношения к "развитию суеверий и оккультизма" произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев "травмирующего психологического воздействия" их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было".

Однако в учебнике есть произведения, представляющие серьёзную духовную опасность.

Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана "Орля", которую Л. Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека-шизофреника.

Кстати, вам известно значение слова "орля"? Из учебника я узнала, что "это слово сейчас принято понимать в значении "внешнее, находящееся за пределами действительности"". Кем принято, - не сказано.

Самый верный способ узнать, что изучают наши дети - прочитать их учебники. Вашим детям предстоит не только читать "Орля", но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, "подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя".

Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не выйти из него. Для "непонятливых" в скобках даны "правильные" ответы. Было бы забавно, если бы не было так страшно...

Иногда мне кажется, что современное школьное образование - это и есть "орля" - таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц.

Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален. Читайте ребёнку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком, - и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишённое таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом - питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдёт, тем прочнее будет результат

http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070938.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Владимировна Резапкина
Риски компетентного подхода
Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных
17.04.2019
Слишком тонкая полемика
О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
10.04.2019
Как остановить время? Стать творцом
О фильме Леха Маевски «Мельница и крест»
17.07.2012
Дом горит, а маляры красят крышу
Психолог Галина Резапкина о мерах, направленных на возрождение профтехобразования
18.04.2011
Все статьи Галина Владимировна Резапкина
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08