Когда я расценила это как некий курьёз - ну, недосмотрели учёные и чиновники. Сегодня я склонна рассматривать "вбрасывание" в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем - "прокатит или нет"?
Прокатило. Сегодня мы имеем множество учебников оккультно-мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, другие "допущены", третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.
Чувствуется, что авторы своё дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского "Светлана" снабжена двумя (!) переводами первоисточника. Далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объёме. Родителям, у которых нет времени читать учебники своих детей, поясню, что речь идёт о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью ей является убитый жених и увозит её к себе на кладбище.
Дальше - "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя, мистическое начало повести "Вий", "Упырь" А.К. Толстого, "Утопленник", "Бесы" и "Вурдалак" А.С. Пушкина... Филологиня тётя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веру насчёт древних славянских богов и со знанием дела даёт классификацию всякой нечисти. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие ведьмак, баенник, злыдень, вий, и чем оборотни отличаются от вампиров?
После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П. Чехова "Страшная ночь". Кто-то отделается лёгким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть невротические симптомы.
В обращении председателя Совета народных депутатов Камчатской области Н.Я. Токманцева к министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко, написанном по многочисленным просьбам родителей и поддержанном законодательными собраниями 22-х субъектов Российской Федерации, говорится о том, что "развивающие" тенденции программного обеспечения предмета "литература" сводятся к травмирующему психологическому воздействию на ребенка через тенденциозно подобранные произведения мистического и жестокого характера". Чтобы это увидеть, необязательно быть психологом или филологом - достаточно уметь читать, здраво мыслить и думать о детях.
У специалистов Российской академии образования, отстаивающих программу, свои доводы.
Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И. Калине: "Произведения, которые условно можно назвать "мистическими", включены в учебник 6 класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном, все они входят в государственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государственный учебник литературы (В.А. Жуковский "Светлана", Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством", А.С. Пушкин "Бесы", "Песни западных славян" и другие. Стихотворение В.А. Жуковского "Лесной царь" всегда традиционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П.Чехова "Страшная ночь" даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном процессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики XVIII-XIX веков в старших классах. Никакого отношения к "развитию суеверий и оккультизма" произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев "травмирующего психологического воздействия" их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было".
Однако в учебнике есть произведения, представляющие серьёзную духовную опасность.
Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана "Орля", которую Л. Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека-шизофреника.
Кстати, вам известно значение слова "орля"? Из учебника я узнала, что "это слово сейчас принято понимать в значении "внешнее, находящееся за пределами действительности"". Кем принято, - не сказано.
Самый верный способ узнать, что изучают наши дети - прочитать их учебники. Вашим детям предстоит не только читать "Орля", но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, "подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя".
Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не выйти из него. Для "непонятливых" в скобках даны "правильные" ответы. Было бы забавно, если бы не было так страшно...
Иногда мне кажется, что современное школьное образование - это и есть "орля" - таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц.
Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален. Читайте ребёнку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком, - и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишённое таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом - питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдёт, тем прочнее будет результат
http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070938.shtml