На государевой службе
Андрей Болотов родился в 1738 году в поместье Дворяниново, что под Тулой, в семье офицера.
Раннее детство Андрея прошло в расположении Архангелогородского полка, которым командовал его отец. Его первыми учителями были полковой писарь и унтер-офицер - немец на российской службе. Мальчик учился с охотой, рано проявив свой талант к самообразованию, в совершенстве овладел немецким языком.
В 14 лет Андрей Болотов остался сиротой. Он поселился в Санкт-Петербурге у своего дяди Т. А. Арсеньева и продолжил образование: постиг основы различных наук и ремёсел, тонкости фортификации, черчения, рисования, овладел французским языком, освоил игру не только на скрипке, но и на гуслях, бальные танцы, набрался светского лоска и учтивого обхождения.
В 1755 году Андрей прибыл на службу в Архангелогородский полк. Подпоручик Болотов участвовал в Семилетней войне, которую король Пруссии Фридрих II проиграл и был вынужден отдать восточно-прусские земли императрице Елизавете.
В 1758 - 1761 годах поручик Болотов состоял при канцелярии российского генерал-губернатора Восточной Пруссии Н. А. Корфа и сменившего его В. А. Суворова, отца будущего генералиссимуса. В Кенигсберге в управлении военного коменданта Андрей Тимофеевич оказался единственным русским офицером, который мог переводить документы с русского на немецкий и обратно. Относительно свободный по службе, он получил возможность заниматься науками, слушать лекции местных профессоров, бывать в театрах. К этому времени относятся и его первые литературные опыты, в том числе "Памятная книжка, или Собрание разных нравоучительных правил, собственно себе для разных случаев написанных" (1761), заключающая в себе 365 (по числу дней года) правил морали.
Новый император Пётр III отозвал барона Корфа в Санкт-Петербург, чтобы назначить генерал-полицмейстером столицы.
В январе 1762 года генерал вытребовал к себе Болотова, который стал его флигель-адьютантом. По долгу службы Андрею Тимофеевичу приходилось часто бывать при дворе. Многое из происходившего в правление царя Петра Фёдоровича возмущало Болотова. Однако он не принял участия в заговоре, хотя Григорий Орлов - знакомый ещё по Кенигсбергу - неоднократно звал к себе для "важного разговора".
Когда Пётр III подписал указ "О вольности дворянской", Болотов подал прошение об отставке, "душа моя... жаждала единственно только мирной, сельской, спокойной и уединённой жизни, в которой бы мог я заниматься науками", - вспоминал он впоследствии. Летом 1762 года Андрей Тимофеевич уехал в своё имение Дворяниново.
Как поднять "дворянское гнездо"?
На отставного капитана отчий дом произвёл удручающее впечатление: всюду ветхость и запустение. И никакой надежды быстро поправить дело - Болотов был мелкопоместным дворянином, владельцем 27 крестьянских дворов.
А пора было обзаводиться семьёй. Болотову указали на девицу Каверину, тогда - 12-летнюю девочку. За ней давали сто душ приданого. Андрей Тимофеевич посватался и получил согласие родителей невесты. Когда Александре Михайловне исполнилось 14 лет (официально признанный брачный возраст), сыграли свадьбу. Семья росла (всего у Болотовых родилось девять детей), увеличивались расходы, надо было изыскивать и новые источники прибыли. Сама жизнь заставила помещика стать рачительным хозяином и грамотным экономистом. Устраивая имение, он добивался большей рентабельности каждой отрасли хозяйства, для этого потребовались знания.
Вольное экономическое общество, образованное в 1765 году с соизволения Екатерины II, пригласило помещиков поделиться опытом, описать условия хозяйствования. Отвечая на предложенные вопросы, Болотов подробно описал земли и хозяйства родного Каширского уезда, честно и нелицеприятно рассказав о низких урожаях, неупорядоченном землепользовании, крестьянской нищете... Статья была опубликована во втором томе "Трудов Вольного экономического общества". Андрей Тимофеевич стал постоянным автором журнала, в дальнейшем - членом общества, удостоенным золотой и серебряной медалей.
Болотов счёл своим патриотическим долгом просвещение владельцев российской нивы. Он видел, что дворяне, освобождённые от обязательной службы, вернулись в поместья и начали заниматься хозяйством. Но у большинства это плохо получалось. Построить дворец или разбить парк - это считалось достойным делом. "Но разве дело дворянина копаться в навозе?" - часто слышал от соседей Андрей Тимофеевич. Сам он не только не гнушался этой работы, но предложил систему эффективного использования органических удобрений.
Болотов пишет одну работу за другой, излагая правила рациональной организации земледелия, лесоводства и других отраслей "сельской экономии". Он составляет "Наказ, или наставление управителю...", в действительности - руководство, как создать имение, в котором были бы развиты растениеводство, животноводство, сад, пасека, мельница и многое другое, и всё приносило бы наибольший доход.
Болотова по праву можно назвать одним из основоположников сельскохозяйственной науки в России.
Мастер русского ландшафта
В 1774 - 1776 годах А. Т. Болотов управлял имениями Екатерины II в Киясовской волости, а с 1776-го и на протяжении двадцати лет - в Богородицкой волости. Здесь ему пришлось устраивать жизнь 20-тысячного населения царских поместий с центром в городе Богородицке, где по проекту архитектора Ивана Старова возводился дворец. Андрей Тимофеевич занимался достройкой дворца и соборной церкви, разработал проект планировки города, утверждённый Екатериной II, и устроил чудо-парк, и по сей день приводящий в восхищение посетителей.
До этого в России парки при императорских дворцах или в имениях высших сановников устраивались иностранцами либо во французском регулярном стиле (с прямыми аллеями, симметрией - как в Версале), либо в английском (с извилистыми тропинками, "руинами").
Для российских условий парки, спланированные по западным образцам, мало подходили. У нас другой климат, иная растительность, отличные от западных вкусы. В русских парках следует высаживать не только декоративные, но и плодовые деревья, сочетая эстетический и хозяйственный подход. И Болотов создал в Богородицке первый в России по-настоящему русский парк. И до сих пор там можно полюбоваться видом из окна полукруглого зала дворца, от которого пятью лучами расходятся аллеи. Болотов устроил пруд с островом посредине (а в пруду разводил карпов), мостик, водопады, фонтан, беседки.
Опыт устроительства парка отражён в статьях Болотова по садоводству - учебнике русского садово-паркового искусства.
В Богородицке Андрей Тимофеевич также собирает травы, изучает их полезные свойства и занимается (бесплатно) врачеванием крестьян, устраивает первый в России детский театр - сам пишет для него пьесы, рисует декорации, репетирует с артистами, исполняет некоторые роли.
Екатерина II, дабы обеспечить будущее своего сына от Григория Орлова графа А. Г. Бобринского, пожаловала ему Богородицкую волость. Болотов, не желая служить частному лицу, вышел в отставку и с тех пор жил в Дворянинове, занимаясь учёными и литературными трудами.
Начало сельской журналистики
В 1778 году Болотов принял предложение издателя Х. Ридигера выпускать еженедельный журнал "Сельский житель". Он писал обо всём, что волновало сельских хозяев, заявлял, например, что пора прекратить ввоз сельскохозяйственной продукции из-за границы, - разве трудно организовать её производство в России? Зачем платить деньги иностранцам?
С 1780 года в течение десяти лет в издательстве Н. Новикова Болотов издавал "Экономический магазин". Его 40 томов стали настоящей энциклопедией сельского хозяйства. На страницах журнала Болотов выступает как почвовед, агроном, животновод, мелиоратор, селекционер, изобретатель сельскохозяйственных машин и орудий, ботаник, популяризатор знаний и пропагандист передового отечественного и зарубежного опыта. Он составил каталог более 600 сортов яблок и груш, равного которому не было.
Болотов много переводил с иностранных языков, но и его статьи появились на Западе. Его избрали членом Лейпцигского Королевского Саксонского экономического общества.
Нравственный писатель
Екатерина II говорила о необходимости воспитания "новой породы людей", свободных от пороков современного ей общества, а Болотов своими книгами повышал уровень культуры и нравственности провинциального российского дворянства. Из-под его пера вышел педагогический труд "Детская философия", с которым каждый помещик мог стать достойным воспитателем своих чад. В беседах автор рассказал о своём идеале деятельного христианина.
Основы собственного миропонимания Болотов излагает в сочинениях "Чувствования христианина при начале и конце каждого дня на неделе, относящиеся к самому себе и к Богу" и "Путеводитель к истинному человеческому счастью...". Он берётся за разрешение коренных мировоззренческих вопросов:
"Что нужнее для нас, как знать Того, Кто бытию нашему причиною, и уметь на следующие великие вопросы ответствовать: что такое мы? Откуда и отчего взялись? Где, в каких обстоятельствах и зачем живём, и что с нами впредь будет?.. Человек, никогда о том не помышляющий... почти не достоин того, чтобы он носил на себе это имя".
Наибольшую известность получила написанная прекрасным русским языком книга "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков" (в четырёх томах), составленная в виде двух сотен писем к читателю.
И всё же митрополит Евгений (Болховитинов) в своём "Новом опыте исторического словаря о российских писателях" называет Болотова "писателем экономическим". Почему?
Заслуги перед Отечеством
Ни одно конкретное сочинение Болотова не произвело революцию в науке. Однако благодаря его трудам в сельскохозяйственной практике изменения произошли поистине революционные.
Андрей Тимофеевич выработал принципы планирования: 1) все замышляемые дела соразмерять с имеющимися ресурсами; 2) отдавать приоритет "нужнейшим пред другими вещами"; 3) до тонкостей представить, что нужно создать, и выстроить мостик от сегодняшнего состояния дел к будущему... И потому с малыми ресурсами мог быстро сделать то, что другим не удавалось и с большими деньгами.
А секрет его популярности в том, что он живо чувствовал назревшие задачи общества и немедленно на них отзывался. При этом он считал, что нововведения оправданы лишь экономическим эффектом.
Болотов считал неразумным делом проведённую Екатериной II конфискацию земель у монастырей, потому что монашеские обители - это твердыни веры, а вера - оплот нравственности народа. Болотов всегда находил оптимальные решения, потому что рассматривал хозяйство как некий организм, в котором все части взаимосвязаны:"Соблюдение должных пропорций между скотоводством и хлебопашеством есть главный пункт внимания сельского хозяйства..." Растениеводство обеспечит скот необходимым количеством кормов, а животноводство даст навоз для удобрения полей. При трёхполье нельзя добиться оптимального соотношения этих двух отраслей, нужны кормовые поля, засеваемые клевером, люцерной...
Поэтому Болотов предложил перейти от трёхполья к семипольному севообороту. Его статья "О разделении полей" стала первым в России руководством по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. О преимуществах многопольных севооборотов узнали многие сельские хозяева, и понемногу это новшество стало получать распространение в России. По Болотову, ни в поле, ни в саду не должно оставаться ни одного не работающего, не используемого клочка земли. Всё должно приносить доход. Ничто в хозяйстве не должно пропадать.
Сейчас даже трудно себе представить, что подсолнух и томаты использовались как декоративные культуры - это Болотов ввёл их употребление в пищу. Много сил положил он и на пропаганду картофеля, с которым познакомился во время своего пребывания в Пруссии. Его статьи о картофеле стали первыми в России публикациями об этой культуре, ставшей у нас "вторым хлебом".
Болотов стал основоположником систем земледелия, отвечающих требованиям экологии и исключающих истощение и деградацию почв. "Натура ничего не произвела, что бы не служило какой-нибудь пользе". Но надо пользоваться природой, не разрушая её.
Его возмущало варварское отношение к лесным богатствам России. И в XVIII веке леса безжалостно вырубались, и необработанная древесина отправлялась на экс порт. Все выгоды доставались иностранцам. Болотов первым в России разделил свой лес на 30 делянок и вырубал только по одной в год (сразу же производя посадки), чтобы через 30 лет на первой делянке уже вырос готовый к использованию лес.
Болотов разработал проекты усадеб разного типа, чтобы приличные дома могли себе построить даже хозяева средней руки.
Андрей Тимофеевич стремился найти идеал хозяйства, идеал взаимоотношений человека с природой. "Земля сама собой исправиться не может и ества (естества) своего переменить не может: она требует себе вспоможения от рук человеческих..."
Сам Болотов был деятельным тружеником, а потому и в других не терпел лени. Он обращался к крестьянам, свободным от крепостной зависимости: "Хлеба стоят у вас скирды целые тысячи, а живёте вы так худо и так бедно, так беспорядочно... Одни только кабаки и карманы откупщиков наполняются вашими избытками, вашими деньгами. А Отечеству один только стыд вы собою причиняете".
Большая жизнь
Андрей Тимофеевич Болотов успел сделать много потому, что выработал для себя оптимальный строй жизни. Вставал до рассвета, ложился в десять вечера. Ел мало и только простую пищу, не курил, пил только квасы и травяные настои с мёдом. Перемежал труд за письменным столом с работой в саду. В 83 года на своём дне рождения он танцевал так, что утомил и молодых. В старости Болотов ослеп, но продолжал диктовать свои тексты.
Не меньшее значение для творческого долголетия имело и особое душевное состояние. Болотов был дружелюбен, никому не завидовал, во всех жизненных ситуациях старался видеть светлую сторону.
Заслуги Болотова были признаны государством: присвоен чин коллежского асессора (восьмой класс в табели о рангах), император Александр Павлович пожаловал перстень с алмазами.
Умер Андрей Тимофеевич Болотов в 1833 году, за несколько дней до 95-летия, пережив восемь российских самодержцев.
Болотов и современность
Чем же интересен Болотов в наши дни? Как человек, светлая личность, он воплощает идеал деятельного православного христианина, всю жизнь служившего Богу, Родине и людям.
Как сельский хозяин и учёный, Болотов мыслил системно, хозяйство развивал комплексно, приближаясь к замкнутому циклу производства, вёл интенсивное и инновационное земледелие в условиях уже начавшегося перехода на рыночные рельсы.
Во многих отношениях Болотов опередил своё время на 150 - 200 лет. Нашему сельскому хозяйству до сих пор присущи глубокие диспропорции, а у Болотова гармонизация всех отраслей хозяйства достигалась и на практике. Поэтому глубокое проникновение в его систему - ещё впереди.
"РЖ" рекомендует прочесть:
Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. I., 1993.
Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми. М, 1776.
Чувствования христианина при начале и конце каждого дня в неделе, относящиеся к самому себе и к Богу. М, 1781.
Путеводитель к истинному человеческому счастию. Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного. М., 1784.
Любченко О.Н. Андрей Тимофеевич Болотов. Тула, 1988.
"РЖ" рекомендует посетить:
Музей-усадьба А.Т. Болотова "Дворяниново". Тульская область, Заокский р-н, д. Дворяниново.
Богородицкий Дворец-музей и парк. Тульская область, г. Богородицк.