Белый лебедь Присвирья

После 80 лет забвения один из самых известных монастырей Русского Севера вернулся к жизни

0
281
Время на чтение 7 минут

Чудо первое: явление Троицы

Дважды за всю историю человечества, как гласят религиозные источники, являлась Пресвятая Троица человеческому взору. В первый раз - праведному Аврааму у Мамврийского дуба. Второй раз - в 1507 году на русской северной земле преподобному Александру Свирскому. Как свидетельствует его ученик игумен Иродион в "Житии преподобного Александра", явление это так поразило смиренного монаха, что он, обливаясь слезами, в страхе упал на землю. Господь дважды поднимал его, говоря: "Стани на ногу твою, возмогай и укрепися и сотвори все, еже повелех ти". И еще сказал: "Аз же ти мир Мой оставляю, и мир Мой подам ти". Выражаясь современным языком, благословил на подвижничество и обещал свою поддержку.

Особенность явленного чуда заключалась в том, что произошло оно практически на той же географической долготе, на которой в Палестине стоял тот самый Мамврийский дуб. Ясное дело, совпадение сочли не случайным. Тем более что, как говорится в "Житии", подобные чудеса за 85 лет жизни с Александром Свирским происходили целых пять раз. Кроме Троицы преподобному посчастливилось увидеть Ангелов и Богородицу. При одном из этих явлений Ангел оповестил его о том, что он избран Богом и должен строить храм. При другом - указал место для строительства храма во имя Пресвятой Троицы.

Вдохновленный сим напутствием, Александр, до того проживавший в скромной монашеской обители в суровом Олонецком краю, развернул бурную деятельность. Вскоре на указанном Ангелом месте выросла деревянная церковь. Потом преподобный послал трех своих учеников Антония, Леонтия и Иродиона к тогдашнему Великому князю Московскому и всея Руси Василию III с просьбой о помощи в строительстве каменного храма. Тот выделил лучших мастеров, а кирпич Александр стал изготавливать сам из найденной в окрестностях глины. Так началась история одного из самых известных российских монастырей, пользовавшегося покровительством всех без исключения отечественных монархов. Особо любили его московские царицы, которые молились Александру Свирскому о даровании чадородия и получали просимое.

В 1547 году, всего через 14 лет после смерти, Александр был причислен к лику святых. К тому времени монастырь уже был духовным центром Русского Севера. Вокруг него возникло 22 монастыря. Впоследствии он стал богатейшим памятником русской церковной старины. Оказалось к тому же, что расположен монастырь чрезвычайно выгодно - здесь сходились многие торговые пути, а у его стен развернулась Троицкая ярмарка - одна из крупнейших в России.

Потом было польское нашествие, в результате которого монастырь был разрушен, а могила святого потеряна. 15 апреля 1641 года, в четверг на Вербной неделе, когда копали ров для нового храма взамен разрушенного, над монастырем пронеслась необыкновенная гроза. Молния падала на землю и не исчезала, а только освещала ее. На следующий день явление повторилось. А в субботу возле бывших Царских врат обнаружили гроб. Когда подняли верхнюю доску, повсюду разлилось благоухание. Одежда, мантия и схима были целы. Тело оказалось неистлевшим. Так произошло первое обретение мощей Александра Свирского.

Чудо второе: возвращение

Закрыли и разграбили Александро-Свирский монастырь одним из первых в послереволюционной России - почти сразу после 1917 года. Настоятель и монахи были расстреляны. "Предметы культа из драгметаллов" отправлены в Петрозаводск и переплавлены. Огромное количество ценнейших икон, церковной утвари, драгоценностей частично осело в музеях, а большей частью пропало бесследно.

В тридцатые годы здесь была женская колония. Во время войны в монастыре располагался финский госпиталь. Зданиями долгие годы ведал колхоз - одни из них использовались под хозяйственные нужды, другие пустовали. В братском корпусе до сих пор находится психоневрологический интернат. К счастью, весь монастырский комплекс за исключением нескольких хозяйственных построек сохранился.

С середины 1960-х здесь началась реставрация - консервация, расчистка и закрепление фресковой живописи. Но все это чуть не пошло прахом, когда в первой половине 1990-х все работы были прекращены. Хозяина к тому времени здесь не было никакого. По пустым монастырским постройкам гулял ветер. А в 1997-м монастырь возвратили Православной церкви. Увы, когда его порог переступили первые пятеро монахов в главе с иеромонахом Лукианом, представлял он собой зрелище ужасающее. Все постройки находились в аварийном состоянии. В Преображенском соборе не было ни отопления, ни света, штукатурка на стенах и сводах осыпалась. Кельи были разрушены полностью, и первую зиму, когда морозы доходили до 30 градусов, монахи провели в неотапливаемом помещении бывшей библиотеки...

При втором обретении мощей Александра Свирского, 15 июня 1998 года, так же, как и при первом, три с половиной века назад, тоже грохотал гром и бушевал ураган, вырывавший с корнями деревья. В этот день мощи великого чудотворца, собеседника Святой Троицы, перевозили из музея Военно-медицинской академии, где они хранились 80 лет в качестве экспоната, в городскую судебно-медицинскую экспертную службу. Экспертиза продолжалась несколько месяцев и подтвердила, что мощи сохранились без малейших признаков тления. А лицо пребывало в такой степени сохранности, что специалист-антрополог смог провести иконографическое исследование и выявить сходство с ранними изображениями святого, а также подтвердить его принадлежность к вепсам, на земле которых он родился, жил и прославился.

23 ноября святой наконец вернулся в монастырь, который он построил. Возвращение происходило торжественно в присутствии тысяч людей. К мощам с тех пор не иссякает поток жаждущих помощи. И святой, как говорят, уже стал источником множества чудес. Одно из них может лицезреть каждый желающий. В храме Святой Троицы произошло обновление внутреннего убранства - фрески, к которым не прикасалась рука человека, становятся все ярче и ярче.

А для журналистов "Санкт-Петербургских ведомостей", посетивших недавно монастырь, настоятель отец Лукиан как для почетных гостей совершил редчайшее: приоткрыл покрывало над мощами святого. Нашим глазам предстали гладкие, пергаментного цвета ноги с круглыми ногтями и обтянутая тонкой кожей худая рука. На ноге виднелись аккуратные зарубки - в соответствии с традицией, кусочки святых мощей забирали в ковчеги-мощевики для других церквей.

Чудо третье: возрождение

Монастырь расположен в месте живописнейшем, на берегах двух озер - Рощинского и Святого. Одно из них имеет форму креста. Сверху, как на ладони, - сверкающие белизной стены монастырских построек, ярко-зеленые крыша и купола Преображенского собора, идеально ухоженная территория с подстриженными газонами и выложенными плиткой дорожками. Глядя на фотографии тех развалин, в которых все это еще пятнадцать лет назад пребывало, трудно, почти невозможно отделаться от мысли об очередном чуде. Но на этот раз сей подвиг - дело рук человеческих.

Отец Лукиан, вальяжный, цветущего вида богатырь, посреди своего страстного монолога об истории этого преображения вдруг будто спотыкается и говорит задумчиво:

- Вы знаете, в те годы, когда мы начинали работать, наш Лодейнопольский и окрестные районы заполонили сектанты-проповедники. Они вещали везде - в клубах, школах, просто на улице. И люди к ним шли - их измученные души требовали отдохновения от всех бед, которые на них свалились. И мы на тот момент этим сектантам проигрывали. Ибо не могли идти в народ - с утра до ночи работали на стройке. Мы твердо знали: нельзя молиться там, где танцуют. Для молитвы нужен Храм, где душа отвлекается от мирской суеты. И когда мы его построили, у тех проповедников паствы почти не осталось - люди сразу поняли, где истина, а где ложь.

С первых же дней, узнав, что монастырь собираются восстанавливать, сюда потянулись трудники - те, кто хотел отдать свои силы и время, получив взамен лишь временную крышу над головой и скромную монашескую трапезу. Разумеется, одних рабочих рук было недостаточно. И отец Лукиан продемонстрировал "высший пилотаж" менеджмента - добывал деньги и стройматериалы, обсуждал и согласовывал проекты со специалистами.

Постепенно развалины стали "оживать". Исчезли горы грязи, стены покрылись строительными лесами. Появились новые иконы, а иконостасы и киоты монахи-умельцы сделали своими руками. В монастырь потекли пожертвования со всей России. Самым крупным жертвователем стал известный питерский бизнесмен, имя которого здесь встречается постоянно - даже на вновь отлитых колоколах колокольни Преображенского собора. К 500-летию он подарил монастырю новую раку для святых мощей - 180 килограммов серебра и 2 килограмма золота...

Деятельное участие в судьбе возрождающегося монастыря принял тогдашний глава администрации Лодейнопольского района, ныне вице-губернатор Ленинградской области Олег Уткин. В числе прочего выбил бюджетные деньги на строительство в районном центре нового здания для психоневрологического интерната. Когда его введут в строй, находящийся в ужасающем состоянии братский корпус наконец освободится для последующей реставрации.

Однако восстанавливаются не только стены. Становится достоянием народа огромная работа по исследованию и сохранению колоссального культурного наследия Александро-Свирского монастыря, хранящегося в музейных фондах и архивах. Долгие годы безвременья этот нелегкий труд вершился подспудно (так же, как и заботы медиков ВМА по сохранению святых мощей) и вот дождался своего часа. Конечно, скажем, хранящиеся в Государственном Русском музее уникальные иконы (в том числе знаменитый пятиярусный иконостас Троицкого собора) на прежнее место не вернутся - условия хранения не гарантируют их сохранность. Но создание точных копий - это реально. И в этом направлении работа ведется.

Чудо четвертое: новая жизнь

Ныне монастырь снова становится духовным центром Присвирья - огромного района, расположенного по берегам реки Свирь. Энергии отца Лукиана (а ныне - благочинного, то есть духовного пастыря всего этого региона) хватает и на то, чтобы организовывать возрождение старых и строительство новых часовен и церквей. Воссозданы, к примеру, четыре скита, в двух из которых проходят реабилитацию бывшие наркоманы. Закладывается фундамент каменного храма в райцентре Подпорожье. Построена и освящена церковь в самом дальнем углу Ленинградской области - деревне Вознесение. И сам настоятель, и монахи его братии постоянно ездят, встречаются с людьми, проповедуют, несут слова утешения и добра.

Словам этим люди верят, ибо исходят они от тех, кто подтверждает их каждодневным праведным трудом. При монастыре есть несколько мастерских - швейная, керамическая, столярная, резьбы по дереву. В последней, кстати, стоит суперсовременный "пятимерный" компьютер, при помощи которого создаются изящные статуэтки-сувениры. Трудятся в мастерских пока почти одни монахи, но отец Лукиан надеется привлечь туда молодежь - чтобы овладевали ремеслом, учились зарабатывать деньги. Получил монастырь и земельные угодья, на которых будут выращиваться картофель и овощи как для собственного стола, так и на продажу.

- Монастырь дал мощный импульс развитию района, - признает нынешний глава Лодейнопольской администрации Илья Дмитренко. - Если в 2000 году, к примеру, у нас были зарегистрированы около 5 тысяч туристов, то в 2006-м - уже 40 тысяч. Монастырь, привлекающий огромный поток людей, дает возможность развивать инфраструктуру, привлекать инвестиции. На праздновании его 500-летия, к примеру, побывал глава РАО "Российские железные дороги" Якунин. Мы с ним поговорили о наших нуждах, в результате в райцентре появилось футбольное поле с искусственным покрытием. Но главное даже не это. Происходят изменения в человеческих душах. Край наш далекий, лесной. Люди живут непросто. Перемены послеперестроечных лет сильно по ним ударили. Многие потеряли надежду, опустили руки. Теперь они увидели свет - ту самую красоту, которая все спасает. Поняли, что любые трудности можно преодолеть, если иметь в жизни цель и верить в себя...

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10244471@SV_Articles
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Рутман
Пять крестов в небесах
Если смотреть с вертолета, то на месте Зеленецкого монастыря виден лишь зеленый холмик среди сплошных непролазных болот
24.05.2010
Возвращение из небытия
Один из майских дней стал началом возрождения Ильинского скита Валаамского монастыря
26.05.2004
Все статьи Михаил Рутман
Последние комментарии
К проблеме детей мигрантов в российских школах
Новый комментарий от Могилев на Днепре
21.05.2024 17:47
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.05.2024 17:41
Остановить «дистант»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
21.05.2024 17:41
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.05.2024 17:35
Замажьте свои головы, господа корреспонденты!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
21.05.2024 17:27
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.05.2024 17:24