На окраине Каширы находилась построенная в конце XVII в. купцами Нероновыми деревянная церковь во имя святого великомученика Никиты. В 1805 г. небольшой бедный приход бы упразднен, а храм стал кладбищенским. Через год небогатый местный купец Иеремия Руднев отремонтировал обветшавший храм, а в 1815 г. старостой Никитской церкви стал его сын, человек весьма благочестивый, Федор Иеремиевич. На месте старого деревянного Федор Руднев решил построить каменный храм. После долгого сбора средств 12 мая 1822 г. была освящена закладка новой церкви, а летом 18233г. освятили первый - Георгиевский - придел.
Незадолго до этого события через Каширу проезжал император Александр I, пожертвовавший небольшую сумму на строительство храма. Помощь оказали и братья В.Л. и С.Л. Лепешкины, известными своей благотворительной деятельностью и щедрыми дарами храмам и монастырям.
И все же средств недоставало, строительство шло медленно, и второй придел, посвященный святому пророку Илии, освятили лишь через одиннадцать лет.
В 1843 г. от епископа Тульского Дамаскина (Россова) в Каширу прибыла монахиня Фомаида - инокиня знаменитой Горицкой обители. Происходила она из бедной крестьянской семьи. Недолго пробыв замужем, овдовела и удалилась в Горицкий монастырь, где несла послушание сборщицы. Пребывая в Москве, Фомаида познакомилась с Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). В своей книге "Русское православное женское монашество" монахиня Таисия так описывает обстоятельства этого знакомства: "В Москве и Петербурге, где она (Фомаида) часто жила для сбора, многие знали ее, любили и много ей жертвовали. А тульская помещица Раевская даже решила открыть в своем имении Поповке монашескую общину с тем, чтобы матушка Фомаида стала там настоятельницей, и с этой целью привела ее к митрополиту Московскому Филарету. Прозорливый святитель сразу оценил смиренную старицу, однако на госпожу Раевскую он не надеялся и посоветовал матушке обратиться к Тульскому епископу. А преосвященный Дамаскин сразу же, даже не сказав об этом Фомаиде, устроил ее перевод из Горицкого монастыря в свою епархию. Между тем госпожа Раевская неожиданно скончалась"( 1. Стр.66). Заметим, что Раевская была родной теткой князя Г.Е. Львова, и именно в ее имении провел детство будущий первый председатель Временного правительства.
После этого тульский архиерей благословил Фомаиду на открытие новой иноческой обители в Кашире. С ней в город прибыли две послушницы - Дарья и Анастасия. Они привезли с собой Смоленскую икону Божьей матери, которая в дальнейшем стала одной из самых почитаемых святынь Никитского монастыря. Будущая обитель должна была устроиться возле возводимого Ф. Рудневым храма.
До своей кончины в 1848 г. Руднев постоянно помогал матушке Фомаиде и сестрам, число которых превысило полсотни. С его смертью для молодой общины наступили тяжелые дни, денег не хватало даже для покупки дров. Но Бог не оставил сестер.
Им помогали жители небогатой Каширы и представители царской семьи - императрица Мария Александровна, великие княгини Елена Павловна и Александра Иосифовна, мать известного поэта К.Р. (Константина Романова).
Духовниками новой общины стали иноки находящегося неподалеку Троицкого Белопесоцкого монастыря. Ближайшей помощницей матушки Фомаиды была Олимпиада (Макарова), которую пригласил в Каширу епископ Тульский Алексий (Ржаницын). За два года своего пребывания в Кашире Олимпиада построила на свои средства келейный корпус с деревянной оградой. Чувствуя упадок сил, она удалилась в Успенскую Александровскую пустынь.
В 1862 г. вслед за матушкой Олимпиадой ушла на покой и Фомаида, которой к тому времени исполнилось 84 года. До самой своей кочины ( 17 декабря 1868г.) она продолжала жить в Никитской общине. Похоронили её слева от храма святого великомученика Никиты, на могиле рядом с крестом установили памятную доску с перечнем трудов и заслуг праведницы.
Фомаида связала с жизнью новой общины не только свою личную судьбу, но и судьбу своих родственников. Монахиней Никитского монастыря скончалась в 1899 г. ее внучка - инокиня Феофания.
После матушки Фомаиды настоятельницей Никитской общины стала монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария (Сомова). Следует отметить, что Белевский монастырь был одной из тех обителей, которые жили под духовным руководством оптинских старцев, а его игуменья Павлина (Овсянникова) была духовной дочерью старца Макария (Иванова).
На первом году пребывания Макарии в Кашире епископ Тульский Никандр (Покровский) совершил официальное открытие Каширской Никитской женской общины при крестном ходе из всех городских церквей. По отзывам современников, эта община в то время "представляла собою вид небольших деревянных домиков, сгруппированных хотя и не совсем в должном порядке около храма Божия, но зато соблюденных в чистоте" (2. Стр.45). Макария ревностно принялась за обустройство обители. Для руководства хором ею был приглашен одаренный музыкант, священник Алексей Зерцалов. Было построено семь каменных и четыре деревянных корпуса, а вокруг обители возвели каменную ограду. 8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игуменьи.
Главной заботой Макарии было, однако, не внешнее благополучие обители, а ее духовное состояние. Кроме установленного еще Фомаидой неусыпного чтения Псалтири, богослужения совершались ежедневно и полностью. Первой из женских монастырей епархии Никитская обитель стала общежительной.
Благодаря тому, что настоятельница и монастырская казначея инокиня Митрофания, также перешедшая в Каширу из Белевского монастыря, являлись духовными дочерьми отца Макария Оптинского, Никитская обитель попала под омофор Оптиной пустыни, и все дальнейшее ее существование было связано с оптинскими старцами. Духовное и материальное становление Никитского монастыря происходило по мере все возраставшего почитания обители и уважения к ее насельницам жителей Каширы. Купцы и мещане древнего города мечтали поместить своих дочерей для воспитания в монастырь.
После Макарии настоятельское послушание стала исполнять переведенная из Белевского монастыря монахиня Тихона (Ладыженская), также связанная с Оптиной. "Ведь только что не с пеленок, с самого раннего детства все наше семейство было близко, как родное, к Оптине. С десятилетнего возраста по благословению приснопамятного старца батюшки отца Макария была я отдана в монастырь", - писала она оптинскому старцу архимандриту Исаакию (Антимонову) ( 3. СТР.19). Грустно было Тихоне покидать Белевский монастырь, где она обитала с десятилетнего возраста, но, получив благословение старца Амвросия, она прибыла в Каширу. В своей деятельности Тихона всегда прибегала к молитвенной помощи старцев. "Поручаю себя и обитель святым старческим молитвам вашим и испрашиваю благословения" ( 3. СТР. 22), - писала она.
Возложив все надежды на Бога, ибо средств у обители было по-прежнему немного, Тихона начала строительство нового монастырского собора (старый был уже мал). Его закладка состоялась 17 августа 1889 г. на церемонии присутствовал будущий обер-прокурор В.К. Саблер, приехавший в Каширу из находившегося неподалеку имения своей бабушки - Колтова. Саблеру обитель понравилась, и он стал оказывать ей свое покровительство.
Проект будущего храма создал московский архитектор В.О. Грудзин, построивший в обители каменные игуменский и келейный корпуса. Собор возвели в популярном тогда "русском" стиле, украсив его вызолоченным иконостасом, бронзовой утварью производства московской фабрики Соколова, крестом известного мастера Хлебникова. В храм от жертвователей стали поступать иконы, некоторые из них в дорогих окладах. От Дивеевского монастыря преподобного Серафима в дар была прислана икона Божьей матери "Умиление".
В 1906 г. произошло освящение новой каменной трапезной, пристроенной к колокольне. Среди жертвователей на это строительство был и Государь.
Как и все русские монастыри, молодая Каширская обитель несла гражданское служение: содержала больницу, богадельню, школу, где учились 120 девочек. Все необходимое для учения приобреталось за монастырский счет. Кроме того, монастырь сотрудничал с Красным Крестом и Православным миссионерским братством. Посильную помощь от небогатой обители получали русские воины, раненные в войне с Турцией в 1877 - 78 гг. В русско-японскую войну Никитский монастырь открыл у себя госпиталь, часть денег на устройство которого выделила знаменитая меценатка княгиня М.К. Тенишева. В благородном деле помощи раненым обитель сотрудничала с великой княгиней Елизаветой Федоровной. В стенах обители находили приют и пищу множество нищих и калек, а в неурожайный 1892 год - и окрестные крестьяне.
Обитель пользовалась большим авторитетом у каширских жителей. В 1890 г. на сходке крестьян трех деревень было решено обратиться к игуменье с просьбой о школе для местных детей. Этот почин получил благословение Московского митрополита Сергия (Ляпидевского). Школу задумали открыть рядом с лесом, переданным во владение монастыря. Митрополит Сергий, разрешивший передачу леса, сказал: "Поделимся Каширскому монастырю теплом (то есть дровами), а он есть поделится нам светом (учением)".(2. Стр. 78). Прислал свое благословение на открытие школы и оптинский старец Иосиф (Литовкин). Одна из будущих учительниц, послушница Елизавета Орфинова, получила от старца благословение на поступление в Каширский монастырь. В 1891 г. школу открыли и решили построить при ней храм; митрополит Сергий благословил строительство Иверской иконой Божьей матери (сам монастырь находится на территории Тульской епархии, школа и храм - Московской).
Вокруг новопостроенной школы и храма образовался скит святого Иоанна Предтечи Каширского Никитского монастыря. Здесь постоянно находились 30 сестер, которые, кроме послушаний, связанных с обучением крестьянских детей, содержали гостиницу, огород, пасеку, скотный двор. Со временем скит стал известен не только в близлежащих Кашире и Серпухове, но и в Москве. Посещал его и бывший московский губернатор Булыгин, а также духовное и светское начальство и представители царской семьи.
9 августа 1899 г. в обители побывал великий князь Сергей Александрович. С ним для Елизаветы Федоровны передали знаменитые монастырские рукоделия, отмеченные призом Парижской выставки. В благодарность за них великая княгиня пожаловала обители свой портрет.
К началу ХХ в. Никитский монастырь был уже довольно большой благоустроенной обителью, владевшей 220 десятинами земли. Здесь спасались около 200 монахинь и послушниц, сюда стекались богомольцы - поклониться мощам св. великомученика Никиты, переданным Тульским архиереем, иконам Смоленской Божьей матери, принесенной в монастырь из Москвы первой настоятельницей, "Троеручице" и "Скоропослушнице", присланным с Афона игуменье Макарии. В монастрской библиотеке, довольно значительной для небольшого уездного города, были собраны книги богословского, философского, историко-церковного, патриотического и духовно-нравственного содержания.
В 1912 г. обитель отмечала свой 50-летний юбилей. Чуть раньше, в 1908 г., после кончины игуменьи Тихоны, настоятельницей стала игуменья Сергия, приведенная в обитель 12-летней девочкой. Сергия была первой настоятельницей, выбранной непосредственно из каширских сестер.
После 1917 г. монастырь быстро довели до полного разорения. На большей части его территории расположилась чулочно-носочная фабрика, а руины Спасо-Преображенского собора, который не сумели приспособить к хозяйственному использованию, и сегодня мрачно чернеют за фабричным забором на высоком берегу Оки. "Но храм оставленный - все храм". Может быть, власти и жители Каширы вспомнят о Никитском монастыре, или найдется новый Руднев, который восстановит обитель? Дай-то Бог! Но пока в июле 2007 года храм был выставлен на торги как складское помещение. Правда уже 24 июля Московский областной арбитражный суд наложил арест на здание выставленного на торги Никитского храма.
1) Таисия (Карцова) Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Сергиев- Посад, 1992.
2) Геронтий ( Курганский) Историческое описание Никитского женского монастыря в Кашире. Киев, 1909.
3) НИОР РГБ ф.213 к.72. ед. хр.14. л.19.
http://www.pravaya.ru/side/14/13288