Никитский (Александровский Никитский) монастырь

Новости Москвы 
0
307
Время на чтение 8 минут
Кашира - один из древнейших городов Московского края, защищавших Первопрестольную от набегов татар. В 1711 г. город на два столетия перешел в состав Тульской губернии, но духовно и экономически продолжал оставаться московским. Население его отличалось особенным благочестием. На три тысячи жителей приходилось шесть храмов, а неподалеку от города располагался древний Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь. Однако до середины XIX в. на каширской земле не существовало женского иночества

На окраине Каширы находилась построенная в конце XVII в. купцами Нероновыми деревянная церковь во имя святого великомученика Никиты. В 1805 г. небольшой бедный приход бы упразднен, а храм стал кладбищенским. Через год небогатый местный купец Иеремия Руднев отремонтировал обветшавший храм, а в 1815 г. старостой Никитской церкви стал его сын, человек весьма благочестивый, Федор Иеремиевич. На месте старого деревянного Федор Руднев решил построить каменный храм. После долгого сбора средств 12 мая 1822 г. была освящена закладка новой церкви, а летом 18233г. освятили первый - Георгиевский - придел.

Незадолго до этого события через Каширу проезжал император Александр I, пожертвовавший небольшую сумму на строительство храма. Помощь оказали и братья В.Л. и С.Л. Лепешкины, известными своей благотворительной деятельностью и щедрыми дарами храмам и монастырям.

И все же средств недоставало, строительство шло медленно, и второй придел, посвященный святому пророку Илии, освятили лишь через одиннадцать лет.

В 1843 г. от епископа Тульского Дамаскина (Россова) в Каширу прибыла монахиня Фомаида - инокиня знаменитой Горицкой обители. Происходила она из бедной крестьянской семьи. Недолго пробыв замужем, овдовела и удалилась в Горицкий монастырь, где несла послушание сборщицы. Пребывая в Москве, Фомаида познакомилась с Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). В своей книге "Русское православное женское монашество" монахиня Таисия так описывает обстоятельства этого знакомства: "В Москве и Петербурге, где она (Фомаида) часто жила для сбора, многие знали ее, любили и много ей жертвовали. А тульская помещица Раевская даже решила открыть в своем имении Поповке монашескую общину с тем, чтобы матушка Фомаида стала там настоятельницей, и с этой целью привела ее к митрополиту Московскому Филарету. Прозорливый святитель сразу оценил смиренную старицу, однако на госпожу Раевскую он не надеялся и посоветовал матушке обратиться к Тульскому епископу. А преосвященный Дамаскин сразу же, даже не сказав об этом Фомаиде, устроил ее перевод из Горицкого монастыря в свою епархию. Между тем госпожа Раевская неожиданно скончалась"( 1. Стр.66). Заметим, что Раевская была родной теткой князя Г.Е. Львова, и именно в ее имении провел детство будущий первый председатель Временного правительства.

После этого тульский архиерей благословил Фомаиду на открытие новой иноческой обители в Кашире. С ней в город прибыли две послушницы - Дарья и Анастасия. Они привезли с собой Смоленскую икону Божьей матери, которая в дальнейшем стала одной из самых почитаемых святынь Никитского монастыря. Будущая обитель должна была устроиться возле возводимого Ф. Рудневым храма.

До своей кончины в 1848 г. Руднев постоянно помогал матушке Фомаиде и сестрам, число которых превысило полсотни. С его смертью для молодой общины наступили тяжелые дни, денег не хватало даже для покупки дров. Но Бог не оставил сестер.

Им помогали жители небогатой Каширы и представители царской семьи - императрица Мария Александровна, великие княгини Елена Павловна и Александра Иосифовна, мать известного поэта К.Р. (Константина Романова).

Духовниками новой общины стали иноки находящегося неподалеку Троицкого Белопесоцкого монастыря. Ближайшей помощницей матушки Фомаиды была Олимпиада (Макарова), которую пригласил в Каширу епископ Тульский Алексий (Ржаницын). За два года своего пребывания в Кашире Олимпиада построила на свои средства келейный корпус с деревянной оградой. Чувствуя упадок сил, она удалилась в Успенскую Александровскую пустынь.

В 1862 г. вслед за матушкой Олимпиадой ушла на покой и Фомаида, которой к тому времени исполнилось 84 года. До самой своей кочины ( 17 декабря 1868г.) она продолжала жить в Никитской общине. Похоронили её слева от храма святого великомученика Никиты, на могиле рядом с крестом установили памятную доску с перечнем трудов и заслуг праведницы.

Фомаида связала с жизнью новой общины не только свою личную судьбу, но и судьбу своих родственников. Монахиней Никитского монастыря скончалась в 1899 г. ее внучка - инокиня Феофания.

После матушки Фомаиды настоятельницей Никитской общины стала монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария (Сомова). Следует отметить, что Белевский монастырь был одной из тех обителей, которые жили под духовным руководством оптинских старцев, а его игуменья Павлина (Овсянникова) была духовной дочерью старца Макария (Иванова).

На первом году пребывания Макарии в Кашире епископ Тульский Никандр (Покровский) совершил официальное открытие Каширской Никитской женской общины при крестном ходе из всех городских церквей. По отзывам современников, эта община в то время "представляла собою вид небольших деревянных домиков, сгруппированных хотя и не совсем в должном порядке около храма Божия, но зато соблюденных в чистоте" (2. Стр.45). Макария ревностно принялась за обустройство обители. Для руководства хором ею был приглашен одаренный музыкант, священник Алексей Зерцалов. Было построено семь каменных и четыре деревянных корпуса, а вокруг обители возвели каменную ограду. 8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игуменьи.

Главной заботой Макарии было, однако, не внешнее благополучие обители, а ее духовное состояние. Кроме установленного еще Фомаидой неусыпного чтения Псалтири, богослужения совершались ежедневно и полностью. Первой из женских монастырей епархии Никитская обитель стала общежительной.

Благодаря тому, что настоятельница и монастырская казначея инокиня Митрофания, также перешедшая в Каширу из Белевского монастыря, являлись духовными дочерьми отца Макария Оптинского, Никитская обитель попала под омофор Оптиной пустыни, и все дальнейшее ее существование было связано с оптинскими старцами. Духовное и материальное становление Никитского монастыря происходило по мере все возраставшего почитания обители и уважения к ее насельницам жителей Каширы. Купцы и мещане древнего города мечтали поместить своих дочерей для воспитания в монастырь.

После Макарии настоятельское послушание стала исполнять переведенная из Белевского монастыря монахиня Тихона (Ладыженская), также связанная с Оптиной. "Ведь только что не с пеленок, с самого раннего детства все наше семейство было близко, как родное, к Оптине. С десятилетнего возраста по благословению приснопамятного старца батюшки отца Макария была я отдана в монастырь", - писала она оптинскому старцу архимандриту Исаакию (Антимонову) ( 3. СТР.19). Грустно было Тихоне покидать Белевский монастырь, где она обитала с десятилетнего возраста, но, получив благословение старца Амвросия, она прибыла в Каширу. В своей деятельности Тихона всегда прибегала к молитвенной помощи старцев. "Поручаю себя и обитель святым старческим молитвам вашим и испрашиваю благословения" ( 3. СТР. 22), - писала она.

Возложив все надежды на Бога, ибо средств у обители было по-прежнему немного, Тихона начала строительство нового монастырского собора (старый был уже мал). Его закладка состоялась 17 августа 1889 г. на церемонии присутствовал будущий обер-прокурор В.К. Саблер, приехавший в Каширу из находившегося неподалеку имения своей бабушки - Колтова. Саблеру обитель понравилась, и он стал оказывать ей свое покровительство.

Проект будущего храма создал московский архитектор В.О. Грудзин, построивший в обители каменные игуменский и келейный корпуса. Собор возвели в популярном тогда "русском" стиле, украсив его вызолоченным иконостасом, бронзовой утварью производства московской фабрики Соколова, крестом известного мастера Хлебникова. В храм от жертвователей стали поступать иконы, некоторые из них в дорогих окладах. От Дивеевского монастыря преподобного Серафима в дар была прислана икона Божьей матери "Умиление".

В 1906 г. произошло освящение новой каменной трапезной, пристроенной к колокольне. Среди жертвователей на это строительство был и Государь.

Как и все русские монастыри, молодая Каширская обитель несла гражданское служение: содержала больницу, богадельню, школу, где учились 120 девочек. Все необходимое для учения приобреталось за монастырский счет. Кроме того, монастырь сотрудничал с Красным Крестом и Православным миссионерским братством. Посильную помощь от небогатой обители получали русские воины, раненные в войне с Турцией в 1877 - 78 гг. В русско-японскую войну Никитский монастырь открыл у себя госпиталь, часть денег на устройство которого выделила знаменитая меценатка княгиня М.К. Тенишева. В благородном деле помощи раненым обитель сотрудничала с великой княгиней Елизаветой Федоровной. В стенах обители находили приют и пищу множество нищих и калек, а в неурожайный 1892 год - и окрестные крестьяне.

Обитель пользовалась большим авторитетом у каширских жителей. В 1890 г. на сходке крестьян трех деревень было решено обратиться к игуменье с просьбой о школе для местных детей. Этот почин получил благословение Московского митрополита Сергия (Ляпидевского). Школу задумали открыть рядом с лесом, переданным во владение монастыря. Митрополит Сергий, разрешивший передачу леса, сказал: "Поделимся Каширскому монастырю теплом (то есть дровами), а он есть поделится нам светом (учением)".(2. Стр. 78). Прислал свое благословение на открытие школы и оптинский старец Иосиф (Литовкин). Одна из будущих учительниц, послушница Елизавета Орфинова, получила от старца благословение на поступление в Каширский монастырь. В 1891 г. школу открыли и решили построить при ней храм; митрополит Сергий благословил строительство Иверской иконой Божьей матери (сам монастырь находится на территории Тульской епархии, школа и храм - Московской).

Вокруг новопостроенной школы и храма образовался скит святого Иоанна Предтечи Каширского Никитского монастыря. Здесь постоянно находились 30 сестер, которые, кроме послушаний, связанных с обучением крестьянских детей, содержали гостиницу, огород, пасеку, скотный двор. Со временем скит стал известен не только в близлежащих Кашире и Серпухове, но и в Москве. Посещал его и бывший московский губернатор Булыгин, а также духовное и светское начальство и представители царской семьи.

9 августа 1899 г. в обители побывал великий князь Сергей Александрович. С ним для Елизаветы Федоровны передали знаменитые монастырские рукоделия, отмеченные призом Парижской выставки. В благодарность за них великая княгиня пожаловала обители свой портрет.

К началу ХХ в. Никитский монастырь был уже довольно большой благоустроенной обителью, владевшей 220 десятинами земли. Здесь спасались около 200 монахинь и послушниц, сюда стекались богомольцы - поклониться мощам св. великомученика Никиты, переданным Тульским архиереем, иконам Смоленской Божьей матери, принесенной в монастырь из Москвы первой настоятельницей, "Троеручице" и "Скоропослушнице", присланным с Афона игуменье Макарии. В монастрской библиотеке, довольно значительной для небольшого уездного города, были собраны книги богословского, философского, историко-церковного, патриотического и духовно-нравственного содержания.

В 1912 г. обитель отмечала свой 50-летний юбилей. Чуть раньше, в 1908 г., после кончины игуменьи Тихоны, настоятельницей стала игуменья Сергия, приведенная в обитель 12-летней девочкой. Сергия была первой настоятельницей, выбранной непосредственно из каширских сестер.

После 1917 г. монастырь быстро довели до полного разорения. На большей части его территории расположилась чулочно-носочная фабрика, а руины Спасо-Преображенского собора, который не сумели приспособить к хозяйственному использованию, и сегодня мрачно чернеют за фабричным забором на высоком берегу Оки. "Но храм оставленный - все храм". Может быть, власти и жители Каширы вспомнят о Никитском монастыре, или найдется новый Руднев, который восстановит обитель? Дай-то Бог! Но пока в июле 2007 года храм был выставлен на торги как складское помещение. Правда уже 24 июля Московский областной арбитражный суд наложил арест на здание выставленного на торги Никитского храма.



1) Таисия (Карцова) Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Сергиев- Посад, 1992.

2) Геронтий ( Курганский) Историческое описание Никитского женского монастыря в Кашире. Киев, 1909.

3) НИОР РГБ ф.213 к.72. ед. хр.14. л.19.

http://www.pravaya.ru/side/14/13288
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Ефремов
Майдан: оптимистическая трагедия
Размышления историка о настоящем и будущем Украины
18.02.2014
Утомленные державным бременем
Русские националисты и апология государственного суицида
29.05.2012
Дух Истины и дух разделения
О Православии на Украине
26.03.2010
Как возникла мова
Немного из истории украинского языка
03.03.2010
Все статьи Александр Ефремов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07