Сколько еще заповедей нам нужно?

Александр Гинцбург 
0
181
Время на чтение 4 минуты
На прошлой неделе глава федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, комментируя общественный резонанс, вызванный "письмом академиков", заявил, что, по его мнению, к десяти заповедям следует добавить еще одну: любить свою Родину.

"Можно не любить власть, государство, но любить отечество нужно", - сказал М. Швыдкой. Он также заявил, что "российское общество испытывает жуткий дефицит понимания современной реальности, дефицит внецерковных, светских духовных ценностей".

Наверное, лучше всего было бы спросить у самого М.Е. Швыдкого, что он имеет в виду под "внецерковными, светскими духовными ценностями". Из последующих слов чиновника, на первый взгляд, становится понятно, какой смысл он вкладывает в эти слова. "Нужно душевно развиваться, книги почитайте, Достоевского, Толстого, по телевизору тоже много полезного показывают", - заявил Михаил Швыдкой.

Следует признать, что г-н Швыдкой точен в выборе термина, когда говорит о чтении классической литературы как способе развития личности: это на самом деле развитие душевное. Но духовное ли?

О различии этих понятий с точки зрения христианской философии написано немало. Так называемая трихотомия - условное разделение человеческого существа на составные части, дух, душу и тело - одна из главных идей православной антропологии, основы которой были заложены еще святыми Апостолами, а затем - учителями Церкви в первые века христианства. Но вряд ли словоупотребление г-на Швыдкого основывается на православной антропологии. Ибо его утверждение о необходимости "светских духовных ценностей" заставляет думать, что некоторая путаница в терминах все-таки наблюдается.

Это не удивительно. На протяжении последних полутора-двух столетий русская (а затем - советская и российская) интеллигенция пытается определить главное содержание той самой "просветительской функции", о которой сказал М. Швыдкой. И поиски эти не всегда приводили к однозначным результатам. Если творчество упомянутого чиновником Ф.М. Достоевского можно охарактеризовать как свидетельство Богоискательства, свидетельство сложного пути писателя к Богу, к вечным истинам, то Л.Н. Толстой, скорее, обратный пример - пример отдаления от Евангелия и последовательного отказа от веры и отступления от Христа. Можно ли назвать этот путь "духовным" - вопрос риторический.

По сути своей, вся история отечественной интеллигенции, начиная с Радищева, Ломоносова и Державина и заканчивая Солженицыным и Сахаровым - свидетельство того, что свою "просветительскую функцию" представители этого сословия понимали весьма неоднозначно. И разночтения начинались тогда, когда разговоры о необходимости просвещения доходили до некоего невидимого барьера, который очень четко разделял российских интеллигентов на две группы - принимающих "идею Бога" или отрицающих ее.

История показала, что представители первой группы, проще говоря, верующие люди - представители литературы, искусства, науки - в своих размышлениях о судьбах страны и роли интеллигенции в жизни общества оставались в рамках тысячелетней христианской традиции и не пытались "изобрести велосипед" в виде новых заповедей или чего-либо подобного. Даже весьма неоднозначные идеи Владимира Соловьева, Василия Розанова, Николая Бердяева так или иначе коренились в христианской философии и - как бы это ни было неприятно нынешним "прогрессистам" - в церковной догматике, в Священном Писании и Предании.

А Священное Писание и церковное Предание, в свою очередь, свидетельствовали о том, что десять заповедей Моисея - ветхозаветный Закон, полученный пророком, а затем в Новом Завете дополненный Христом Спасителем двумя заповедями о любви к Богу и ближнему - это полнота нравственного Откровения, которая доступна человеческому пониманию. И, справедливости ради заметим, что в Священном Писании нет слов, прямо указывавших бы на необходимость любви к своему Отечеству. Есть слова Спасителя о том, что Царство Его "не от мира сего" (Лк. 12. 51-52), есть напоминание апостола Павла "...не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (Евр. 13, 14), есть общеизвестное место "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, 1). Но, строго говоря, в Писании слово "отечество" почти не упоминается.

При этом наша история знает немало примеров того, как жертвенное служение Отечеству признавалось Церковью как один из видов христианского подвижничества. Всем известны жития святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, Даниила Московского; эти исторические личности явили пример подлинной любви к своей Родине. Однако стоит задуматься: насколько самоценна такая любовь - если она не имеет религиозного основания, не коренится в любви к Богу и ближнему?

И нужна ли новая, одиннадцатая заповедь о любви к Отечеству - тому, кто своими жизненными ориентирами избрал слова Спасителя "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 36-40)?

Современному обществу, в котором вопросы религии и веры порой отодвигаются на второй план ради соблюдения пресловутой политкорректности и сохранения некой призрачной стабильности, на самом деле может оказаться недостаточно этих заповедей. Собственно говоря, светское право во многом есть свидетельство того, что человечество, отступая от основных, раз и навсегда установленных религиозно-нравственных норм, попыталось установить некие искусственные рамки, которые сохранили бы видимость гармонии и порядка в обществе.

"Право призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере, - сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. - Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим сообществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства".

Любовь к Отечеству, патриотизм - нравственные ценности, которые, несомненно, являются одними из основных в жизни любого общества. Однако, повторимся, подлинное духовное содержание этим понятиям может придать лишь живая вера, отношение к исполнению своего патриотического долга, основанное на глубокой религиозности. Таким образом, любовь к Родине вряд ли можно признать самоценной категорией и тем более заповедью, в каком-либо смысле способной дополнить существующую в христианстве духовно-нравственную "систему координат".

Если же согласиться с логикой уважаемого М.Е. Швыдкого, то, вероятно, следует ожидать, что вскоре вслед за ним о необходимости новых заповедей заявят представители, допустим, правоохранительных или фискальных органов. В их изложении "заповеди" могут звучать как "Заплати налоги" или "Не возжелай сверхприбылей". Однако все мы понимаем, что без соблюдения настоящих заповедей - данных нам Самим Богом и хранящихся в Священном Писании - ценность и, главное, действенность новоизобретенных норм весьма и весьма сомнительна.

P.S. Среди множества цитат из Евангелия, которые пришли на ум в связи с обсуждаемой проблемой, одна, как кажется, могла бы стать эпиграфом к, несомненно, важному разговору о роли интеллигенции в жизни общества, о поисках "светских духовных ценностей": "Врач, исцелись сам".

http://www.patriarchia.ru/db/text/281704.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Моисеев
Все статьи Михаил Юрьевич Моисеев
Александр Гинцбург
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 7
01.11.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 6
29.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 5
25.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 4
21.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 3
18.10.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от С. Югов
27.11.2024 17:07
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20
Граната обезьяне будет обязательно передана
Новый комментарий от АБС
27.11.2024 16:03
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Сергей из НН
27.11.2024 15:21