Царский живописец

Симона Ушакова часто называют российским Рафаэлем

0
539
Время на чтение 4 минуты
Россия всегда была богата художественными талантами, оставившими своим потомкам дивные творения, ставшие шедеврами не только отечественной, но и мировой живописи. Последним великим иконописцем допетровской Руси стал Симон Ушаков, часто именуемый российским Рафаэлем.

В XVII столетии привычный ритм и уклад русской жизни стал меняться. Так при царе Алексее Михайловиче в России создаются новые школы, типографии, возникает театр, в изобразительном искусстве появляются первые образцы парсунной (портретной) и "ленчавтной" (ландшафтной, то есть пейзажной) живописи, начинается выпуск печатных гравюр. Человеком, прочно соединившим древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным искусством, стал Симон Ушаков.

Домашнее прозвище

Пимен (Симон) Федорович Ушаков родился в 1626 году, в богатой купеческой семье. При рождении он получил имя Пимен, а Симон - это его второе, поначалу домашнее прозвище.

В юном возрасте Ушаков в совершенстве освоил сложное искусство "знамения" (рисования). Долгое время он работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейной палате и в 1648 году, когда ему исполнилось всего 22 года, стал царским "жалованным" живописцем.

Позднее служил в самой Оружейной палате, где был поставлен во главе царских мастеров и образовал собственную школу иконописцев. За выдающиеся заслуги на ниве художества Ушаков был возведен в дворянское звание.

Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является "Богоматерь Владимирская", авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. Симон Федорович написал ее в 1652 году. Хотя Ушакову и исполнилось тогда 26 лет, но он уже был опытным и зрелым мастером, со своей только ему присущей манерой письма. Работая над этим образом, иконописец придал светлый, телесный цвет лику Богородицы, отказавшись от традиции "темновидного" изображения лиц святых на иконах и фресках.

В ходе работы над другой иконой "Великий архиерей" кисть Ушакова становится еще смелее. Лик Христа мастер вновь делает светлым, но, не ограничиваясь этим, использует и светотеневую моделировку. Тем самым в русскую живопись оказался привнесен метод передачи светотени. На иконе сохранились надпись: "Архиерей Великий прошедый небеса" и подпись: "написан царским мастером Симоном Ушаковым в 7165 лето в царство царя Алексия Михайловича".

Спас

Икона "Великий архиерей" стала первым шагом к созданному через год великому шедевру Симона Ушакова его "Спасу Нерукотворному" (на фото). Эта икона - популярное воспроизведение величайшей христианской реликвии Св. Мандилиона, то есть льняного плата или убруса, соприкасавшегося с ликом Иисуса Христа и сохранившим Его образ. С реликвии делались списки (копии). Некоторые из них попали и на Русь, где Первообраз Христа получил широчайшее распространение, став популярным сюжетом у иконописцев.

Ушаков повторил сюжет "Спаса" в нескольких вариантах (самый ранний относится к 1658 году), но не замкнул ими свое творчество. Среди других его работ отметим икону "Владимирская Богоматерь, или Насаждение древа государства Российского".

Художнику удалось воплотить в законченную форму очень сложную композицию - за кремлевской стеной на фоне Успенского собора изображены фигуры московского князя Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих из кувшинов корни большой виноградной лозы, символизирующей собой древо жизни.

Проросло оно на фоне Успенского собора. На ветвях лозы, оплетающих образ Богоматери с младенцем, помещены 20 медальонов с изображением портретов выдающихся лиц русской истории - митрополитов, патриархов, князей и царей, а также несколько "блаженных", пророчествующих и юродивых. Кроме Богоматери с младенцем и медальонов на иконе с одной стороны древа изображен царь Алексей Михайлович, а с другой - его первая жена царица Мария Ильинична Милославская и их сыновья царевичи Алексей и Федор.

Идея преемственности старой и новой Руси, воплощенная Ушаковым в иконе "Насаждение древа государства Российского" глубоко символична. Создатель этого произведения продемонстрировал не только глубокое знание отечественной истории, но и умение толковать ее в духе государственной целесообразности, прославив запечатленный им триумф созидательной деятельности великих правителей и духовных пастырей.

Троица

В 1671 году Симон Ушаков обращается к знаменитому в русской иконописи сюжету "Троицы". Взяв уже ставшую канонической рублевскую условную схему, он привнес в нее не использованные ранее детали - пышную ордерную архитектуру на втором плане, обилие посуды на стоящем перед ангелами столе, застеленном белой скатертью, вполне реалистично изображенный Мамврийский дуб. Фигуры трапезничающих ангелов он сделал объемными, но по-своему прекрасными.

Многие исследователи были склонны критиковать "Троицу" Ушакова, считая ее произведением уровнем ниже классического образца, то есть от одноименной иконы Андрея Рублева.

Однако эти претензии лишь подчеркивают успех замысла Симона, сумевшего привнести в русскую иконопись новое видение достаточно проработанного своими предшественниками сюжета.

Ушаков также расписывал московские храмы, в том числе и Архангельский собор. Однако храмовой росписью Симон не ограничился, вместе с дьяком Клементьевым он украсил Грановитую палату, запечатлев события российской истории, в которых проявилось торжество и величие дела русских государей. Расписывал Ушаков и роскошные терема деревянного дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

Мастер создавал не только поразительной красоты иконы и фрески, он украшал в Рождественские праздники личные покои государя, сочинял рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на ружьях, работал как гравер. Рисунки Ушакова гравировал обычно Афанасий Трухменский, но известно несколько самостоятельных работ Симона, особенно знаменит среди них офорт "Семь смертных грехов". Иллюстрируя "Псалтирь в стихах" Симеона Полоцкого, Ушаков повторил архитектурный пейзаж, воплощенный им в своей "Троице".

Первый теоретик

В заключение стоит отметить, что Симон Ушаков стал первым теоретиком живописного искусства. Им были созданы два наставления: "Слово к люботщателям иконного писания" и "Алфавит художества". В своем "Слове" Ушаков первым среди русских художников обоснованно потребовал от живописи правдивого изображения - "как в жизни бывает".

Но Симон Ушаков видел в изобразительном искусстве нечто большее, чем простое воспроизведение действительности.

По его мнению, "иконотворение везде было в великом употреблении ради великой своей пользы", так как "образы - это жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прежних делах".

Умер Симон Ушаков в 1686 году, прославленным еще при жизни изографом. Он замкнул собой плеяду замечательных русских иконописцев, став последним в знаменитом ряду: Феофан Грек - Андрей Рублев - Дионисий - Симон Ушаков.

http://stoletie.ru/zodchiy/070816151722.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Волков
Наука побеждать
Как Александр Суворов стал великим
22.02.2008
Княгиня-академик
Одной из самых примечательных русских женщин XVIII столетия была княгиня Екатерина Романовна Дашкова
26.12.2007
Победитель османов
Как Петр Румянцев стал "Задунайским"
14.11.2007
Укротитель прусского "зверя"
Фельдмаршал Салтыков еще при жизни получил прозвище Великий
20.10.2007
Дидаскал из Полоцка
Как ученый монах стал придворным поэтом
11.08.2007
Все статьи Владимир Волков
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02