- У истоков Общества трезвости стоял о.Философ Орнатский. Ему вначале помогал, будучи ещё студентом Петербургской Духовной академии, а потом продолжил это дело о.Александр Рождественский. К сожалению, о.Александр прожил недолго, но его жизнь - пример ревностного служения Господу и ближним своим. Недаром на его погребении о.Философ сказал, что "пастырь умер у плуга". Это действительно так, поскольку, возглавляя крестный ход трезвенников от нашего храма в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне, батюшка скончался в обители после крестного хода.
Вот так и мы должны радеть о тех, кто сбился с верного пути. Но мало помочь человеку избавиться от греха пьянства. Главная беда этих людей в том, что они становятся изгоями: им трудно устроиться на работу, а не имея средств к существованию, они возвращаются туда, где им посочувствуют и нальют... А вот тогда их будет очень трудно убедить в том, что пить - грех, что надо работать, молиться, каяться. Второй раз они могут не поверить.
- И что же делать? Есть ли смысл этим вообще заниматься?
- А кто же им ещё поможет, если не мы? Св.прав.Иоанн Кронштадтский, благословляя общества трезвости, говорил такие напутственные слова: "Сие доброе дело Бог непременно благословит, так как пьянство подобно четырёхголовому кровожадному змею-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну главу отсечёте - это будет заслуга перед Богом, Царём и Отечеством".
А делать нужно то, что делал в своё время о.Александр Рождественский, - заниматься реабилитацией алкоголезависимых людей. Раньше при храме были различные мастерские, типография, где члены Общества трудились. И когда о.Александр видел, что человек готов вернуться к нормальной жизни, он давал ему рекомендацию. С рекомендацией о.Александра, которого знали и уважали в Петербурге, людей охотно брали на работу. И не было случая, чтобы кто-то обманул доверие батюшки и снова запил.
Труд при храме, молитва, покаяние и дальнейшее трудоустройство - опробованный временем эффективный способ вернуть человеку образ Божий. То есть людей оступившихся, опустившихся морально, не втаптывать в грязь нужно, не сторониться брезгливо - поднять их нужно и помочь занять достойное место в жизни.
- Отчего всё-таки в нашей стране алкоголизм - едва ли не проблема номер один? Ведь выходит, и до революции, когда народ был верующим, алкоголиков было так много, что требовалось создавать Общества трезвости?
- Во-первых, это по меркам того времени считалось, что пьющих людей много, хотя их было ничтожно мало по сравнению со временем нынешним. И именно потому, что народ наш был верующий и ходил в храмы, батюшки брали выпивох на заметку и, дабы вытащить из греха винопития, создавали Общества трезвости. В Общество же входили не только пьяницы, но и люди, ведущие трезвый образ жизни, желающие помочь братьям во Христе исправиться. Как пример могу привести протоиерея Петра Полякова, который, ещё будучи сельским учителем, организовал в 1884 году в своём селе Головчино Гайвородского уезда Курской губернии одно из первых в России братств трезвости, по его словам, "состоявшее из пяти человек моих родных и товарищей трезвого образа жизни". А спустя два года Общество насчитывало уже 50 человек.
Во-вторых, во всём надо видеть корень зла. А зло в том, что люди оказались оторваны от земли. Богом было так устроено, что в поте лица своего человек должен добывать хлеб свой. И люди добывали - пахали, сеяли... Кормились от земли, денег почти не видели. А когда в городах выросли фабрики и заводы, появилась техника, люди оказались в иных жизненных условиях. Получая деньги, но не зная, что с ними делать, вчерашний крестьянин пользовался ими себе во вред - направлялся в ближайший трактир выпить, ведь после рабочей смены ему некуда было себя деть.
Примерно то же происходило в послевоенное время. Это было время развала сельского хозяйства при Хрущёве.
- Получается, алкоголизм - порождение городов и технического прогресса. Но нынче ведь и деревня - русская глубинка - пьёт.
- Пьёт. Потому что больше делать нечего - загубили русскую деревню. До революции у людей были хоть какие-то огородики и живность. И даже не работая на предприятии, можно было прокормиться. А мы, ныне живущие в многоэтажках, что имеем, кроме балкона и асфальтированного дворика? Вот я вспоминаю своё астраханское детство. Тогда каждому рабочему от предприятия выделялся небольшой клочок земли. А поскольку мои папа, брат и сестра работали на бондарном заводе, то наша семья имела три надела и потому могла себя прокормить. Бывало, конечно, что, наработавшись, наши отцы соберутся, в бане намоются, выпьют по рюмочке с устатку - и по домам. Но никакого пьянства. В те времена даже вытрезвителей не было, не нужны были.
Всё изменилось в конце 50-х - начале 60-х годов, когда земельные наделы были ликвидированы. Всем пообещали молочные реки и кисельные берега: мол, на земле горбатиться нет смысла - в магазинах можно будет купить всё, что душа пожелает. Только забыли, верно, что это "всё" кто-то вырастить должен...
В этом плане вообще всё было тонко продумано. Вот в 60-е годы, например, в столовых, даже фабричных и заводских, продавали спиртное. И это было нормально. Представьте, работяги, отработав смену, могли зайти в столовую, выпить сто граммов, покушать и уйти домой... Но это не устраивало тех, кто хотел морально разложить русский народ. Тогда "по просьбам трудящихся" - в советское время всё, что делалось против народа, делалось "по просьбам трудящихся" - запретили продавать алкоголь в столовых. И что? Люди стали собираться в подворотнях. Откуда взялось выражение "на троих"? Потому что на двоих бутылки вроде много, а на троих - нормально. А где выпивка, там беседа и желание добавить. Эти нюансы человеческой натуры и были учтены.
- А сейчас где люди будут работать, пройдя реабилитацию, избавившись от недуга пьянства и получив вашу рекомендацию?
- Ныне вновь становятся востребованы рабочие профессии - слесари, токари... и инженеры. Все те, кто оказался за бортом жизни в 90-х годах. У меня уже был разговор на эту тему с главой районной администрации и руководителями предприятий. Они идею поддержали. А рабочие передадут знания и умения ученикам, то есть людям, которые будут знать структуру производства, которые живут в этой стране (это не какие-нибудь наёмники из ближнего и дальнего зарубежья, делающие всё тяп-ляп) и любят её.
- Но сейчас при храме нет ни мастерских, ни типографии...
- Об этом и речь. Бывшее приходское здание мы получили от государства в жутком состоянии. Только на ремонт кровли нужно 2 млн рублей. Необходимо ремонтировать или заменять все инженерные коммуникации. А денег наскребли только на косметический ремонт. Но что толку красить стены, коли крыша течёт? А потом ещё надо будет оборудовать мастерские, большую трапезную для наших подопечных и центр досуга, где они смогут общаться, смотреть православные видеофильмы, найти занятие по душе.
- Можно ли сказать, что пьянство - национальная черта русских? Сложилось даже устойчивое словосочетание "русский пьяница". И можно ли вылечить то, что является национальной чертой?
- Неправда это. Посмотрите, на Западе - в Америке, Германии, Англии и других странах - музеи забиты шедеврами. А чьими руками они в основном сделаны? Руками "пьяниц" русских. Почти весь антиквариат, что сейчас продаётся за границей, - русский, ворованный... А теперь давайте подумаем: могла нация пьяниц создать такую мощную и прекрасную культуру, литературу, науку, освоить такие обширные земельные пространства? Летать в космос?
- Но это же отдельные мастера и гении делали.
- Извините, это сделал русский народ. Мастера и гении вышли из гущи русского народа, его соками и духом напитавшись.
Что касается исцеления... Зай-дите в наш храм, посмотрите: икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" увешана золотыми цепочками, крестиками, кольцами, серьгами... Это благодарственные подношения Богородице от тех, кто излечился от недуга пьянства. А наша задача - спасать заблудшие души людей, потому что это наши русские люди, и их падение - наша общая боль и государственная беда.
Адрес: 198005, СПб, наб.Обводного канала, 116. Тел.316-00-93.
Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА
http://pravpiter.ru/pspb/n187/ta008.htm