"В темнице был, и вы пришли ко Мне"

Многие считают, что работа священников в тюрьмах - дело безнадежное, не приносящее никаких плодов, а потому и не нужное. Между тем, людям, оказавшимся в местах лишения свободы, как никому другому нужна поддержка. Даже не просто поддержка, а надежда на новую жизнь. Поэтому тюремное служение - важная и значимая часть деятельности Православной Церкви. Недаром сказано в Евангелии:

"В темнице был, и вы пришли ко Мне"

В июне по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия пятеро студентов Нижегородской Духовной Семинарии проходили практику по тюремному служению в колониях ЛИУ-3 и ИК-17, расположенных в поселке Пруды Краснобаковского района Нижегородской области. Семинаристы читали для осужденных колоний курс лекций по основам православного вероучения.

- Я никогда не считал, что работа с осужденными бесполезна, - признался мне помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой Нижегородской епархии священник Евгений Панюшкин. - Конечно, я не обольщаюсь по поводу того, что все люди, с которыми мне приходилось общаться в колониях, порвут со своим прошлым и начнут жить по заповедям Христовым. Но даже ради нескольких человек уже стоит работать. Поэтому я очень радуюсь, когда на мой призыв проповедовать в колониях откликаются студенты. Им это дает возможность узнать жизнь со всех ее сторон и получить опыт, необходимый будущим священникам.

Как объяснил отец Евгений, аналогичная практика была апробирована два года назад. Тогда лекции проводились по программе, разработанной миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А в этом году было решено воспользоваться более полной программой, специально разработанной для обучения в системе ФСИН Российской Федерации Рязанским государственным университетом им. С. А. Есенина. Двухгодичное обучение включает в себя лекции и контрольные работы. По окончании слушатели курса получают специальные свидетельства, дающие возможность поступить на отделение теологии Рязанского университета, что является дополнительным стимулом. В перспективе планируется разработка собственной учебной программы, учитывая опыт, собранный в результате таких занятий.

Практиканты же признались, что хотя они изучали тюремное служение в теории, на практике многое для них оказалось неожиданным.

- Мы ехали, даже не зная, что нас здесь ожидает, - объяснил староста группы Илья. - Для меня, например, самой большой сложностью было просто начать говорить перед аудиторией, которая еще неизвестно как отнесется к нам. Опасались, что тема будет неинтересна, или мы не сможем найти общий язык с осужденными.

- Но нас восприняли очень хорошо. На первом занятии наши слушатели сами рассказали о жизни в колонии, что помогло нам лучше понимать их, - вмешался в разговор второй участник проекта Саша. - В семнадцатой колонии староста молельной комнаты Владимир, очень начитанный человек, зачастую в течение урока дополнял нас или более доступно объяснял какие-то моменты, как бы являясь нашим переводчиком.

В целом все занятия проходили в очень доброжелательной атмосфере. Ребята признались, что не ожидали встретить здесь аудиторию, так хорошо подкованную в вопросах веры. Для того чтобы держаться на должном уровне, пришлось использовать знания, накопленные за четыре курса обучения в семинарии. По их мнению, такой эффект был достигнут потому, что сами слушатели курсов были заинтересованы в получении знаний и в общении на духовные темы. Кстати, есть и те, кто посещает лекции, хотя и не обучается по программе. Просто для того, чтобы послушать, пообщаться и узнать что-то новое. Это, по их признанию, "стимулирует больше работать над собой".

Староста молельной комнаты ИК-17 Владимир Лисевич, тот самый, о котором рассказывали ребята, объяснил, что члены религиозной общины стараются проводить занятия своими силами, чтобы развиваться и духовно поддерживать друг друга.

- Но нам еще очень не хватает знаний, поэтому такие занятия просто необходимы, - сказал он.

Отец Евгений отметил, что уникальность прошедшей практики еще и в том, что в нее был привнесен литургический момент: в обеих колониях служились литургии, осужденные исповедовались и причащались. Таким образом, получилось гармоничная связь теоретических знаний и духовного опыта.

А о том, какое впечатление произвели занятия на заключенных, они написали в своих отзывах. Вот лишь один из них:

"Дорогой наш отец Евгений. Спасибо вам большое за все, и вашим ученикам тоже. Они у вас очень хорошие, умные. После их уроков душа радуется. Чувствуешь себя облегченно благодаря вашей помощи и молитвам. Спасибо вам большое за все".

И снова "Остров"

- Нам еще предстоит проанализировать нашу поездку, учесть все ошибки и удачные моменты, для того, чтобы в следующий наш приезд работа была интереснее, организованнее, - поделились планами ребята.

Они рассказали, что режим колонии не дает возможности ввести околошкольную систему занятий. Поэтому предстоит еще подумать над тем, как строить работу, чтобы люди получали знания в полном объеме. Но уже в этот раз по ходу работы удалось реализовать интересные идеи. Ребята показали слушателям курсов фильм "Остров", а потом попросили написать о нем свои отзывы. Сочинения, полученные в результате этого эксперимента, говорят сами за себя. Мы публикуем только некоторые выдержки из них, хотя они достойны того, чтобы напечатать их целиком.

"Фильм "Остров" рассказывает нам о человеческой слабости, греховности, преступлении, предательстве и о том, как человек может расти духовно и тем самым искоренить в себе то, что заложено грехом. Отец Анатолий, живя с таким тяжким грехом, смог найти в себе силы помогать людям".

Без подписи

"В "Острове" остро отображена православная мысль о долге, предательстве, покаянии, любви, прощении, смирении и Божием промысле, который ведет человека к спасению. (...) Главное достоинство этого фильма в том, что он не несет в себе зла и заставляет некоторых задуматься и увидеть православие с другой стороны, а пойдут ли люди после этого фильма в Церковь - на то воля Божия. Все зависит от Бога и от конкретного человека. Готов ли человек принять Бога в себя? Это уже другая, индивидуальная история, которую не снимешь в фильме. Ведь готовых рецептов нет, есть только схожие моменты в жизни некоторых людей. И хорошо, что нам не показали путь преображения грешника в монаха-старца, дабы не соблазнить нас".

Владимир Лисевич

"Фильм хорош тем, что все участники событий понимают свое падение, грех, раскаиваются и получают прощение".

Песков

"Про настоятеля монастыря и священников у меня сложилось такое мнение, что они верили в Бога, но не всей душой, они дорожили еще земными ценностями, а отца Анатолия ничего не держало на земле. Ему не надо было никаких вещей и имуществ, он жил у себя в котельной и был во много раз счастливей, чем они, потому что был с Богом всей душой и сердцем".

Евгений Трифонов

"Сейчас я уверен, что за все грехи надо отвечать. Надо сильно верить сердцем и меньше говорить языком, больше читать молитвы и терпеть все, что Господь Бог нам уготовил и за все благодарить его. Вот и в фильме "Остров" святость пришла не сразу, а как говорится, по зернышку, изо дня в день, молитвами, терпением. Всей душой надо прилепляться к Богу, и не ждать сразу того, чего ты просишь. Выполнять заповеди, не нарушать законов Божиих, и все придет, я в это ВЕРЮ".

Федор Логинов

* * *

Отец Евгений и студенты делились со мной впечатлениями от работы, когда практика уже подходила к концу. После прочтения сочинений мы невольно вновь затронули тему тюремного служения. Я задала давно интересовавший меня вопрос: каково священнику принимать исповеди осужденных, ведь порой люди сознаются в тяжких преступлениях.

- Это действительно так, но когда видишь, что человек, несмотря на свои грехи, искренне раскаивается, словно отворачивается от этого, то в душе оседает именно это светлое чувство, а не что-то иное, - признался отец Евгений. - Когда видишь, сколь велика глубина падения этих людей, то вместе с тем понимаешь сколь велико их восхождение. Поистине удивительные процессы происходят в душе человека, уверовавшего в Бога. Он словно начинает жить заново.

- Иногда во время бесед с нашими студентами люди рассказывали нам о своей прежней жизни, о своих преступлениях. И нам с трудом верилось, что они рассказывают это о себе. Столь велика была разница между ними вчерашними и сегодняшними, - вступил в разговор Илья. - Просто удивительно, как стремление к Богу способно изменить человека.

Эти слова перекликаются с мнениями осужденных, посещающих курсы. Во время беседы один из них признался, что сам чувствует в себе перемены и сейчас уже не может делать того, что делал раньше.

- Теперь, пообщавшись с людьми, отбывающими наказание в колониях, мы особенно остро поняли, что проповедь здесь необходима. И именно нам, молодым, надо активнее проповедовать и многое доносить личным примером, - сказал один из практикантов Сергей. - Здесь находятся люди, в душах которых случилась трагедия, и, возможно, через нас Бог посеет в них веру, и она станет их осознанным выбором на воле, поможет им подняться. Это было бы самым лучшим результатом нашей работы.

http://www.nne.ru/pub.php?id=246
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Татьяна Фалина
Хочу в тюрьму
Ложь и правда про служение за решеткой
15.04.2016
После зоны
Как в Нижегородской области помогают найти работу для освободившихся
28.04.2015
Все статьи Татьяна Фалина
Последние комментарии
Такого от ОМОНа в России не ждали
Новый комментарий от влдмр
25.01.2021 02:50
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Андрей Козлов
25.01.2021 01:06
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от Коротков А. В.
24.01.2021 09:29
Гиперборейская Русь Всеволода Иванова
Новый комментарий от monarhist
24.01.2021 08:13
Поступок не священника, а блогера и пиарщика
Новый комментарий от влдмр
24.01.2021 05:43
Природы совершенство
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.01.2021 01:24