Илья Сергеевич Глазунов
Вокруг имени И.С. Глазунова вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, но несмотря ни на что, интерес к его творчеству не ослабевает.
"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, Дворцовой площадью, мостами, ветрами... Эрмитаж - будто бы мерцание свечей, отражённое в паркете, тёмные прорывы картин в золочённых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое моё впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"".
И.С. Глазунов получал высшее художественное образование в годы так называемой хрущевской оттепели. Именно тогда сумел он явить всем яркий и смелый пример того, как может быть востребовано возвращение художника к истокам, к своему народу, к его вере. Поставив свое искусство на службу исторической России, Глазунов стремится разбудить всенародный интерес к героическим страницам нашего прошлого. Со своих полотен он ведёт смелый и страстный разговор со зрителем. Здесь важно было и правильно выбрать тему, которая была долгожданной для народа, и взять нужную тональность, которая и есть мастерство художника, впитавшего все лучшие достижения отечественной и мировой школы живописи.
Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный успех её, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещал о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесённом молодым художником. Эта выставка стала историческим явлением. Основанием для её проведения стало получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодёжи и студентов в Праге за созданный им образ узника, писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключённых вывели на прогулку. Они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматичная, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.
И.С. Глазунов после всемирного признания не стал придворным художником номенклатуры. Весь свой талант он направил не против лжи соцреализма, а для утверждения правды русской, национальной, гражданской. Лживость большевизма была опасна тем, что всё лучшее, что было в советском прошлом, было взято от христианства и русской традиции, но направлено на уничтожение христианского, национального начала Святой Руси.
ХХ столетие показало бесперспективность всех химер, основанных на богоборчестве и утрате национальных истоков. Вопреки всему, оно стало временем торжества национальных, христианских идей, расцвета национальной культуры и реалистической живописи.
И сегодня имя Ильи Глазунова - своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Авторы многих публикаций в защиту художника отмечали глубоко национальный характер его творчества, поэтическое видение, открытие новых тем и свежесть трактовки вечных, таких, как любовь. Зрители не могли не отметить его особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского.
"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие", - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". ""История России" - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла ещё краше, сильнее и удивительнее".
Одна из важнейших граней деятельности Глазунова - защита древнейших памятников истории и культуры России. Им был создан клуб, затем объединение "Родина", из которого в дальнейшем выросло широкое общественное движение, окончательно оформившееся в середине 60-х годов во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). У истоков этой организации, сыгравшей огромную роль в объединении национально мыслящей интеллигенции, собрались лучшие представители национальной элиты того времени: писатели Леонид Леонов, Владимир Солоухин, историк Б.А. Рыбаков, архитекторы и реставраторы А.В. Ополовников и С.Л. Агафонов, скульптор С.Т. Коненков. Активная гражданская позиция И.С. Глазунова проявилась в его борьбе против разрушения старой Москвы и в острой дискуссии в процессе подготовки и принятия в 1976 году первого в советской истории государственного закона об охране памятников истории и культуры.
По инициативе И.С. Глазунова в Москве в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, а ещё ранее была создана мастерская портрета в Суриковском институте, которая сформировала будущий педагогический состав нынешней Академии. За время существования мастерской Глазунова её окончил 41 художник.
В 1986 году, когда в стране только начиналась перестройка, уже была очевидна трагическая картина разрушения художественных Академий мира, включая и многие наши некогда авторитетные учебные заведения, которые не устояли перед натиском абстрактного формотворчества, приведшего к краху реалистической школы. Обострённое видение эпохи подсказало Глазунову, что настал момент во всеуслышанье заявить о необходимости создания в Москве нового художественного высшего учебного заведения, в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы - Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Им был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице, 21, и размещении в нём вновь создаваемой Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
В стенах Академии бережно сохраняются лучшие традиции классического гуманитарного образования, ведь, как считал сто лет назад известный знаток искусства барон Н.Н. Врангель: "Нет ничего хуже культуры в зачаточном состоянии, "полуобразованности", которая мнит себя наукой, начала, которое считает себя концом".
"Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать личность, которая понимает своё время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого...", - говорит Илья Глазунов. Свою книгу "Распятая Россия" он творил всю жизнь.
Илья Сергеевич Глазунов родился и воспитывался в то трудное время, когда словно от страшного землетрясения, раскалывающего землю, через всю Россию, через каждую русскую семью прошёл кровавый рубеж, вынудивший родных братьев сделаться непримиримыми врагами. Семью Глазунова не миновала эта чаша, но братья Глазуновы нашли в себе достаточно мудрости и здравомыслия, чтобы не опуститься до греха братоненавистничества. Три брата - и три разные судьбы. Отец, Сергей Федорович Глазунов, был крупным учёным, автором трудов по экономической социологии, соратником П.А. Сорокина, и вполне мог бы вместе с ним покинуть на известном пароходе пределы своего гибнущего Отечества, отбыв в более благополучные страны. Но он не сделал этого. В итоге - голодная смерть в блокадном Ленинграде. Брат отца, Михаил Фёдорович Глазунов, известный военный врач, честно выполнял свой долг и солдата, и доктора, и благодаря высокому положению в Красной армии, фактически спас своего племянника Илюшу от неминуемой смерти, дал возможность получить хорошее образование, научил любить русскую культуру. Третий брат, Борис Федорович Глазунов, оказавшись в оккупации (семья была угнана в Германию), стал одним из создателей Народно-Трудового Союза и активным деятелем русской эмиграции.
И.С. Глазунов - народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), член Мадридской и Барселонской королевских академий, профессор, лауреат премии ЮНЕСКО, создатель, профессор и бессменный ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
http://www.russdom.ru/2007/200707i/20070719.shtml