- Эдуард Эргартович, на днях Вы выступили с докладом о развитии области на заседании Правительства РФ. И ваши планы, и свершения получили высокую оценку министров, что бывает редко, а Михаил Фрадков отозвался о Вас как о "прагматичном руководителе региона". Что послужило опорой для этого рывка в ХХI век: ресурсы, люди, технологии?
- Прежде всего - слаженная совместная работа команды единомышленников: администрации губернатора, правительства области, руководителей городов, районов и крупных предприятий...
Пятнадцать лет назад Средний Урал ещё жил со статусом "закрытой" территории, ведь здесь расположены сотни оборонных производств. Но оборонные госзаказы резко пошли на убыль или вовсе прекратились. Единственный выход мы видели в переводе этих предприятий на выпуск гражданской продукции. И потому первая задача была - в разумной мере "рассекретиться", без этого не было бы ни инвестиций, ни развития, ни межрегионального сотрудничества. Мы восстановили все экономические связи, которые были во времена СССР, работаем со всеми республиками СНГ. Сегодня предприятия и организации области поддерживают внешнеэкономические связи со 128 странами мира.
Следующая веха: мы первыми среди субъектов Российской Федерации разработали - и последовательно реализуем - стратегию развития региона до 2015 года.
Все ключевые параметры реализации этой программы на протяжении 7 лет выполняются. К четырём общенациональным проектам мы добавили два собственных региональных - развитие культуры, искусства и поддержка физической культуры, спорта и туризма. В рамках этих проектов мы приступили к строительству Академии шахмат (в Екатеринбурге только что завершился Первый командный чемпионат мира по шахматам среди женщин) и Академии тенниса, возводим горнолыжный комплекс, закладываем самую крупную жилищную стройку России - микрорайон Академический на 350 тысяч жителей, возрождаем молодёжные жилищные комплексы, развиваем стройотряды.
Создали сеть общих врачебных практик (семейная медицина). Впрочем, развитие здравоохранения в области - это отдельная тема...
- Рассказывают, что в области всерьёз взялись за мужиков... Точнее, за их здоровье.
- Да, уже два года у нас действует программа "Урологическое здоровье мужчин". В России лишь два процента представителей сильного поля способны к зачатию здорового ребёнка. Главная цель программы - обеспечить доступность обследования и лечения, независимо от того, где люди живут: в большом городе или в глухой деревне. Подобной практикой в России больше не занимается никто. Мы и по другим направлениям работаем с опережением. Например, в развитии первичной медицинской помощи. С 2003 года в области развиваются общие врачебные практики, их уже открыто более 120, а к концу этого года их число планируется довести до 250. Эти врачи, которых можно назвать "семейными докторами", заметно улучшили качество медицинского обслуживания на селе.
Кроме открытия современных медицинских центров, мы занялись выпуском высококачественной медицинской техники и лекарственных препаратов, создав, по сути, новую для себя отрасль - медицинское приборостроение. Наше медицинское оборудование ничуть не уступает зарубежным аналогам и даже продаётся в другие страны, например в Германию.
Задача, которая стоит перед нами, - превратить Свердловскую область в территорию высоких медицинских технологий. У нас делаются уникальные операции по пересадке костного мозга и печени, мы стали первым нестоличным регионом страны, где успешно произведена операция по пересадке сердца. Построен центр для лечения онкологических заболеваний у детей, открыто кардиологическое отделение, где оперируют врождённые пороки сердца у малышей на второй-третий день рождения! Возможно, вам известен случай с чеченской матерью, продавшей на родине всё: дом, скарб, чтобы наскрести деньги для лечения безнадёжно больного ребёнка. Но столичные светила лишь развели руками: медицина бессильна. В Екатеринбурге девочку спасли. И сделали это совершенно бесплатно.
Меня радует, что благодаря программе "Мать и дитя" у нас год от года рождается всё больше детей. В прошлом году в нашей области появилось на свет около 50 000 здоровых крепких ребятишек. И, поверьте, я горжусь этим показателем не меньше, чем первым местом по добыче железной руды, которое наш регион занял в России по итогам 2006 года!
- Эдуард Эргартович, раньше услышишь "Уралмаш" или "Уралэлектротяжмаш"... и сразу понятно: речь о Среднем Урале. А что сейчас является брендом региона?
- Ну, коль уж заговорили об Уралмаше. Сейчас на его базе создаются литейные центры для всех заводов не только Свердловской области, но и Большого Урала. И Уралмаш скоро полностью восстановит свои мощности по всем направлениям. Наша задача - запустить всю номенклатуру продукции, которую "завод заводов" выпускал ранее: металлургическое, нефтегазовое, буровое и карьерное оборудование. В ближайшие три года свердловчане станут первыми в Отечестве по объёмам произведённой стали, выйдут на второе место по выпуску алюминия. В сельском хозяйстве, особенно в птицеводстве, нам тоже есть чем гордиться, тем более что речь идёт не об аграрной - сугубо индустриальной области. Такая деталь: мы получили 1 миллиард 250 миллионов яиц. По производству этой продукции на душу населения свердловчане лидируют не только в стране, но и во всём мире, уступая только японцам.
А новым брендом области, возможно, станет "Титановая долина"... Это особая экономическая зона промышленно-производственного типа по разработке новейших технологий и выпуску продукции из титана, на базе крупнейшего в мире титанового комбината корпорации ВСМПО-АВИСМА в городе Верхняя Салда. (В настоящее время титановая отрасль работает неэффективно, поскольку мы поставляем титановую продукцию на мировой рынок в виде заготовок. Только шестьдесят процентов из них превращается в узлы и детали, а остальные сорок процентов металла уходит в стружку, обеспечивая ценнейшим стратегическим сырьём иностранные компании практически бесплатно.) Принципиальное согласие участвовать в новом проекте уже высказали "Ямаха", "Боинг", "Роллс-Ройс", "Титал"...
- Но "этот мёд нужно в своих ульях обустраивать", - заметил премьер М. Фрадков на заседании Правительства, считая, что иностранцы должны выступать лишь потребителями титановой продукции, а не сохозяевами крупнейшего титанового завода...
- Ни "Боинг", ни "Роллс-Ройс", ни другие фирмы на ВСМПО и не будут допущены. Мы выделили для создания экономической зоны территорию в двадцать квадратных километров в стороне от него. Там планируется наладить выпуск готовых изделий и узлов для самолётостроения и авиакосмической промышленности. По подсчётам, наша продукция сможет обеспечить до трети общей ёмкости мирового титанового рынка. Надо учесть, что новая зона позволит создать ещё около пяти тысяч рабочих мест.
Дело теперь за тем, чтобы выиграть конкурс, который должно провести Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, должно, но не торопится...
- У вас есть и другие амбициозные проекты. Например, запуск стана-5000. Точно такой же стан запускают и соседи: Магнитогорск. Будет ли экономически целесообразен такой проект?
- Даже два таких стана не закрывают рынок стального листа в России. В Японии таких станов - семь или восемь. Сейчас мы восстанавливаем судостроительную отрасль, а для неё нужен будет стальной лист. Его практически нет в стране. Откуда он возьмётся? Втридорога из-за границы?!
Кроме того, Магнитка пока только говорит о выпуске стального листа. Мы же поставим стан-5000, а рядом - трубный стан. Трубы нужны будут ещё сотни лет! 50 процентов листа с нашего стана, а то и больше, пойдёт на производство труб. Стан окупит себя за три года - вот такая арифметика.
- Интересно было бы узнать и о другом проекте: выпуске совместно с китайцами легковых и грузовых автомобилей. Не получится ли, что "дёшево, да не сердито"?
- Да, совместными усилиями мы запустили два конвейера. Что касается качества - начинка в машинах японская и автомобили соответствуют мировым требованиям. Для "закрытого" города Новоуральска, где много лет простаивает автозавод - филиал московского ЗИЛа, это хорошее решение проблемы занятости. Мы уже выпустили первые автомобили, а вот утвердить проект промышленной сборки в ведомственных коридорах не можем... Надеемся на помощь Правительства РФ в этом вопросе.
- Обеспечение и новых, и старых проектов требует мощной инженерной армии, каковой Урал славился всегда. А сегодня: сохранились ли инженерные кадры, КБ, проектные организации, без которых невозможен технологический рывок, или "олигархи всё разобрали"?
- Потенциал области огромен. При советской власти на Среднем Урале было 100 отраслевых институтов - сохранилось 93, объёмы проектных работ увеличиваются не на проценты, в разы! В области более полутора тысяч КБ, которые уже на 2 - 3 курсах набирают талантливых ребят, платят им дополнительную стипендию и по окончании вуза забирают к себе на приличную зарплату. Самый яркий пример - "Опытно-конструкторское бюро "Новатор", где раньше трудилось 1600 человек, а сейчас - 2600, средний возраст которых - 35 лет.
Однако проблема кадров не миновала и наш регион: предприятия всё острее испытывают нужду в квалифицированных специалистах. И хотя в области практически полностью сохранена система профессионально-технического образования, она не отвечает современным требованиям. Поэтому мы приняли решение создавать новые региональные центры профессиональной подготовки, оснащать их современным оборудованием и обучать в них не только рабочих предприятий, но и преподавателей высших учебных заведений. Открыли горнозаводское училище им. Демидовых, оно будет заниматься подготовкой кадров промышленных специальностей.
Самый перспективный проект - создание в Екатеринбурге Большого Евразийского университетского комплекса... Мы выделили землю под него, генплан будет готов к концу года. Здесь будут готовить специалистов современного уровня не только для Свердловской области и ближайших регионов, но и для всех стран Евразийского экономического сообщества.
- Эдуард Эргартович, с Европой вы строите титановый гигант, с Азией выпускаете автомобили, обучаете их специалистов... Так с Западом или с Востоком связываете Вы перспективы развития своего региона?
- Мы не просто находимся на границе двух частей света - Средний Урал может стать, в полном смысле слова, их связующим звеном. Через Екатеринбург проходит Транссибирская магистраль. Наш железнодорожный узел уже сейчас является важнейшим звеном европейско-азиатских грузопотоков. Сейчас приступаем к реконструкции международного аэропорта "Кольцово", чтобы он мог одновременно принимать 130 самолётов.
Что касается наших географических приоритетов, то, опираясь с одной стороны на Европу, а с другой - на Азию, мы должны обращать свой взор и на запад, и на восток. Европа является для нас главным источником финансовых ресурсов, как инвестиционных, так и от продажи основной нашей экспортной продукции - металла. Азия - это, прежде всего, потенциальный рынок для уральской машиностроительной промышленности.
В 2009 году в Екатеринбурге состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества - это ещё больше поднимет статус Свердловской области как связующего экономического звена не только российского, но и мирового уровня. Кстати, в Екатеринбурге работает 11 иностранных дипломатических представительств.
- Известна крылатая фраза А. Твардовского "Урал - опорный край державы..." Какой метафорой можно охарактеризовать сегодняшнюю значимость Урала для России?
- На протяжении трёх веков Урал был не только "опорным краем державы", но и главным арсеналом страны, её металлургической столицей. И ныне мало что изменилось. Металлургические заводы региона по-прежнему ведущие в своей отрасли и составляют славу России. А международная выставка вооружения, которая проводится в Нижнем Тагиле, стала уже традиционной и привлекает внимание специалистов всего мира. Недавно у нас побывал вице-премьер Сергей Иванов. Мы с ним обсудили, как говорится, с глазу на глаз, перспективы этой отрасли. И я смело могу заявить: наш оборонный комплекс способен выполнить любые поручения Президента Российской Федерации. Подчёркиваю - любые!
- Понятно, почему Вас называют уральским патриотом... Но не связан ли этот патриотизм с сепаратизмом? Ещё не забылась Уральская республика, хотя она и просуществовала в 1993-м всего 10 дней...
- Многим резало слух слово "республика". Признаться, мне по душе было бы другое - "губерния". Но действующая в то время Конституция России не предусматривала подобных названий. Если область, край меняли свой статус, то могли называться только республикой.
Мы не стремились обособиться от России. Мы доказывали, что второй по величине областью страны, имеющей площадь 200 тысяч квадратных километров, нельзя управлять из Москвы. Для эффективного развития производительных сил края и для того, чтобы сами уральцы могли в полном объёме использовать результаты своего труда, нам нужна экономическая и политическая самостоятельность. Кстати, как раз из истории известно, что и губернаторы прошлого века постоянно боролись за автономию, чтобы иметь возможность на месте решать насущные проблемы и конфликты.
Напомню слова великого историка нашего - Николая Михайловича Карамзина: "Россия состоит не из Петербурга и не из Москвы, а из 50 или более частей, называемых губерниями; если там пойдут дела как должно, то министры и Совет могут отдыхать на лаврах; а дела пойдут как должно, если вы найдете 50 мужей умных, добросовестных, которые ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона россиян, обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа".
Так что патриотизм для меня - защита народа. Не на словах, а на деле. Люди хотят жить как люди, тем более что они это право заработали. И надо им в этом помочь. Мы не отделяемся, наоборот, ратуем за единую и сильную Россию. И я считаю себя горячим патриотом единства России.
А что касается устройства нашего государства, то я против деления его по национальному принципу. Это гибель для России. Если мы этот вопрос не решим, то в ближайшее время нас ждёт второй раскол.
- Раз уж мы коснулись истории. Как Вы считаете, на Екатеринбурге остаётся кровавое пятно от убийства здесь святого Императора Николая II и Царской семьи ...
- Но что тогда говорить о Москве и Петербурге! История знает примеры, когда русские князья убивали собственных сыновей, Екатерина Вторая - мужа... Это грехи, с христианской точки зрения, пожалуй, куда более тяжкие. Кровавое пятно лежит не на городах - на людях. В Екатеринбурге возведён храм на месте убийства Царственных мучеников, в Ганиной яме - монастырь во имя Царственных страстотерпцев. Область готовится широко отметить 400-летие Дома Романовых. И это не только акт всенародного покаяния и очищения, но и наш вклад в историческое примирение - без него нам не создать полноценного гражданского общества.
Всё, что рождает честное, праведное отношение к исторической памяти, к русской культуре, к нашим предкам, должно приветствоваться и поощряться. И главным, на мой взгляд, должно стать духовное возрождение, возвращение к тем традициям и принципам общественной морали, которые составляли основу российского общества. Один из традиционных духовных центров Урала и Западной Сибири - Верхотурье - находится на территории нашей области. И мы вложили много сил и средств в его возрождение.
- И последний вопрос: что такое уральский характер?
- Истоки уральского характера следует искать в ХVIII веке - времени активного промышленного и административного освоения края. Уральцы - люди действительно особого сорта. Они умеют много и хорошо работать, не боятся трудностей, умеют преодолевать их. В сложном, ответственном деле на них всегда можно положиться. Они - люди независимые и свободомыслящие. Уральцам всё покоряется, даже Москва. Ведь недаром наши в столице даже свое "Уральское землячество" организовали. И на днях состоялся первый съезд уральцев, проживающих в столице (их там - более 300 тысяч). Каждый из них многого добился в главном городе страны, и никто не утратил живой связи со своей малой родиной. Это тоже уральский характер!