ДОЛГИЙ ПУТЬ КОНТРАКТА
Планы приобретения 126 самолетов созрели в Нью-Дели давно. Парк индийской истребительной авиации (как, впрочем, и российской) неудержимо стареет. По штатам ВВС она должна иметь 45 эскадрилий, но их количество уже в конце 1990-х годов снизилось до 40. Это число эксперты считают оптимальным с учетом потепления отношений Индии и Китая. Однако сейчас реально укомплектованы только 32 эскадрильи, а боеготовы всего 29.
Ситуация такова, что в марте нынешнего года ВВС Индии подписали контракт с "Рособоронэкспортом" на модернизацию трех эскадрилий МиГ-29 (78 самолетов) стоимостью 800 млн. долл. Исполнителем будет Объединенная авиастроительная корпорация. Первые две машины переоборудуют в России, а остальные - в Индии государственной авиационной корпорацией "ХАЛ" в городе Насик. Срок эксплуатации истребителей увеличится с 25 до 40 лет.
Тендер на поставку 126 истребителей негласно идет с 2001 года. Индия в вопросах приобретения вооружений отличается, мягко говоря, неторопливостью. Достаточно вспомнить многолетнюю эпопею с покупкой авианосного крейсера "Адмирал Горшков", когда от принятия решения до подписания контракта прошло несколько лет. Намерение оснастить ВВС многофункциональными самолетами было обнародовано уже в 2000 году, зарубежные производители включились в соревнование на индийском авиасалоне в Бангалоре, проходили переговоры по согласованию цены и комплектации, но официально Нью-Дели объявлял только предварительный конкурс. То есть ничего не обещал, лишь зондировал рынок.
При этом в 2002 году никто не сомневался: контракт получили французы с модернизированным "Миражом-2000". Даже был предварительно согласован календарь поставок до 2008 года. Делалось это отчасти для версификации источников поставок, чтобы не зацикливаться на российских самолетах. Однако в последний момент в Нью-Дели посчитали, что изделие концерна "Дассо" слишком быстро морально устареет. И дело ограничилось проектом модернизации 52 "Миражей", имеющихся на вооружении ВВС Индии, с продлением сроков их эксплуатации еще на 25 лет. Переговоры об этом идут с французской фирмой "Талес", и, похоже, вопрос упирается в стоимость. Пока речь идет о 1,95 млрд. долл. но индийцы известны своей способностью торговаться годами, сбивая цену до нескольких процентов рентабельности.
Все участники намечающегося тендера на многоцелевой боевой самолет среднего радиуса действия известны давно. Один из фаворитов - американский F-16I Sufa компании "Локхид Мартин". Это экспортный вариант, разработанный специально для Израиля, о чем свидетельствует буква "I" в названии машины. Стоимость ее несколько ниже базовой модели для ВВС США и весьма конкурентна по отношению к европейским истребителям. Старый же Свет предлагает широкий спектр самолетов: французский "Рафаль" (Rafale), шведский "Грипен" (LAS 39 Gripen), "Тайфун" (Typhoon) концерна EADS.
Естественно, участвует и Россия с МиГ-35. В сущности это модернизированный МиГ-29М2 либо другой прототип - МиГ-29 ОВТ, который с 2005 года показывают на авиационных выставках. Недавно он снова блистал в Ле-Бурже. И хотя 27 июня нынешнего года в Жуковском продемонстрировали для журналистов МиГ-35, не сообщили главного - марки двигателей. МиГ-29М комплектуется силовой установкой АЛ-31ФН, а МиГ-29М2 ОВТ - РД-33 с отклоняемым вектором тяги. Видимо, какую комплектацию выберут ВВС Индии, та и будет называться МиГ-35.
РОССИЙСКИЙ ШАНС
Эксперты считают нулевыми шансы "Рафаля" - детища концерна "Дассо", который последнее время проигрывает все тендеры. И хотя французы обещают инвестировать в экономику Индии по миллиарду долларов в год, неизвестна цена на истребитель в экспортном исполнении.
В свою очередь, EADS посулил вложить в авиастроительную отрасль Индии 2 млрд. евро. Шведский концерн SAAB готов сдать свои "Грипены" в десятилетний лизинг. Очень высоко оцениваются шансы F-16I. Сенат США специально в 2005 году снял оружейное эмбарго с Индии, введенное после испытания там ядерного оружия. Не стоит сбрасывать со счетов и политический аспект. Ведь не только продаются вооружения - приобретается геополитическое влияние, даются определенные союзнические обязательства. Правда, США поставили партию F-16 Пакистану в 2005 году, что вызвало вполне понятное неудовольствие Нью-Дели.
Гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов в одном из недавних интервью оценил шансы отечественной машины как очень высокие. Для этого мнения имеются серьезные основания. 80% индийских боевых самолетов - российские, 70% - МиГи разных моделей. А по количеству МиГ-29 ВВС Индии идут сразу за ВВС России - 650 единиц. При этом "Рособоронэкспорт" и ОАК готовы выполнить главное условие тендера - первые 18 машин собираются на заводе-производителе, а следующие 108 - лицензионная сборка в Индии. В дальнейшем заказ может быть увеличен до 200 и более истребителей. Это еще одна причина, чтобы биться за победу в тендере.
В индийском городе Карапут начат выпуск по лицензии реактивных двигателей РД-33 для МиГ-29 различных модификаций. Когда предприятие выйдет на полный цикл производства, оно сможет выпускать и двигатели с отклоняемым вектором тяги. Таким образом, МиГ-29 ОВТ (МиГ-35) полностью укладывается в требования тендера. Фактически в Индии созданы все условия, чтобы немедленно приступить к сборке этих самолетов. Стоит отметить, что законы США не позволяют передавать за границу производство авиационных двигателей для боевой авиации.
Разумеется, следует ожидать противодействия со стороны конкурентов. В первую очередь они попытаются разыграть "карту катастроф". Конечно, индийские летчики летают много, а потому и аварии случаются. В 2006 году разбились два МиГ-29. Однако число различных ЧП в военно-воздушных силах Индии уменьшается, и если не будет новых потерь, подорвать авторитет истребителя окажется весьма сложно.
http://nvo.ng.ru/armament/2007-07-06/6_mig.html