Истоки русского Православия на южноамериканском континенте берут начало в Буэнос-Айресе, где на одном из высоких холмов - некогда берегу широченной реки-моря Ла-Платы - стоит архитектурная жемчужина столицы: Свято-Троицкий собор г.Буэнос-Айрес. Возведённый в 1898 году по просьбе православных общин аргентинской столицы (греков, арабов, славян) стараниями и на средства России сегодня этот храм - прекрасный образ Православия на латиноамериканских просторах. Сколько раз, прогуливаясь поблизости, я видел, как очарованные его красотой аргентинцы останавливаются и долго смотрят на наружную мозаику, лазурные купола...
В Аргентине присутствие Православия весьма заметно: по разным оценкам, в стране проживает около 300 тысяч наших соотечественников и их потомков (не единожды случайные знакомые, продавцы, таксисты, узнавая, что я - русский, признавались, что когда-то их деды прибыли на аргентинскую землю из России); при этом из них 20-40 тысяч относят себя к православному исповеданию (конечно, это только приблизительные данные, ведь сколько-нибудь точно подсчитать эту цифру сложно). Здесь действуют 22 русских православных церкви, 8 из которых относятся к Московскому Патриархату, и 14 - к Русской Зарубежной Церкви.
Исторически первым русским священником в Аргентине был о.Михаил Иванов, однако он пробыл здесь всего пару лет и затем вернулся в Россию. На его место в 1891 году был назначен о.Константин Изразцов (1865-1953), которого иногда называют "апостолом Южной Америки". Этому батюшке принадлежит ключевая роль в истории РПЦ в Аргентине первой половины XX века.
И на то есть целый ряд причин. Достаточно сказать, что в большой степени его усилиями был построен Свято-Троицкий собор (1898-1901). Зарубежный Синод, признавая авторитет иерея, в 1926 г. назначил о.Константина Изразцова управляющим всеми приходами Южной Америки (с 1934 по 1947 гг. он был управляющим всеми приходами в Аргентине), Благодаря широким связям о.Константина, в том числе в самых высоких кругах, церкви удавалось решать серьёзные вопросы вплоть до того, что стараниями именно этого священника президент Х.Д.Перон принял в 1948 г. указ о приеме 10 тысяч русских, независимо от их возраста и семейного положения, за которым в страну последовала мощная волна (5-7 тысяч человек) иммиграции, в том числе духовенства. Наконец, сохранились свидетельства того, что священнику предлагался архиерейский сан (от которого он отказался).
В 1926 году Русская Православная Церковь в Аргентине была зарегистрирована как Русская Православная Ассоциация (РПА, такое название было дано по причине того, что в аргентинском законодательстве предусмотрено существование только Римско-Католической Церкви); под этим названием она продолжает юридически существовать и по сей день.
При этом следует учитывать, что РПА долгое время существовала параллельно Зарубежной Церкви в Аргентине: после кончины о.Константина в 1953 году она перешла в подчинение Североамериканской Митрополии (т.е. отделившейся от РПЦЗ русской епархии в Северной Америке, которая в 1970 образовала автокефальную Православную Церковь в Америке) и Синоду РПЦЗ не подчинялась. С 1971 по 1990 гг. Ассоциация находилась вне ведения местного епископа, ею руководил непосредственно Предстоятель РПЦЗ. И только с 1990 г. Ассоциация вновь стала относиться к Епархии. В итоге в Аргентине бывали времена, когда одновременно существовали две администрации Зарубежной Церкви и как бы три части Русской Православной Церкви - самостоятельная Русская Православная Ассоциация, епископальная кафедра Зарубежного Синода и кафедра Московского Патриархата, учрежденная в 1943 г.
Епархия Московского Патриархата была создана в результате событий 1941 г., которые стали судьбоносными в истории всей Православной Церкви в Аргентине. В воскресенье 22 июня 1941 г., в день начала Великой отечественной войны, слухи о которой моментально дошли до Аргентины, генерал А.В.Шварц, один из самых видных представителей белой эмиграции, заказал молебен о победе русского оружия. О.Константин Изразцов отказался служить его на том основании, что нельзя молиться о даровании победы богоборческим Советам, и отслужил молебен о падении советской власти и панихиду по погибшим православным русским воинам Красной армии.
Надо отметить, что очень часто говорится о том, что священник выступил с прямой поддержкой фашистской агрессии против СССР вплоть до того, что отслужил молебен о победе немецкого оружия. На основании бесед с одним из свидетелей тех событий, а также прочитанных свидетельств других, думаю, что это не так. Однако в условиях "холодных" отношений между Церквами и их паствами произошедшие события истолковывались именно в этом ключе. И в самом деле, многим было сложно принять позицию РПЦЗ, и в итоге часть прихожан обратилась в Москву, где в 1943 году была восстановлено Патриаршество, с просьбой направить к ним священнослужителя.
Начало войны послужило расколом в РПА и усилило разделение в среде русских эмигрантов, которое до конца не преодолено вплоть до сегодня. После 1941 года появились определения "оборонцы" (те, кто обратились в Московский Патриархат и поддержали СССР) и "пораженцы". Впоследствии по этим же человеческим границам образовалась новая разделяющая верующих линия: просоветские и монархические. До сих пор между ними существует "холодок", а иногда и более.
В 1943 г. в Буэнос-Айресе была учреждена митрополичья кафедра Московского Патриархата в Южной Америке, которую в настоящее время возглавляет митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (к слову, ему и вверенным его попечению землям посвящена целая статья в бразильском издании "National Geographic" за июнь 2006 года). В подчинении владыки находятся 4 священника и дьякон.
Архиерейская кафедра Южноамериканской епархии Русской Зарубежной Церкви, учреждённая в 1947 году, сегодня вдовствует после кончины в 2005 году епископа Александра (Милеанта): она подчиняется напрямую первоиерарху РПЦЗ митрополиту Лавру. В Русской Зарубежной Церкви в Аргентине служат 6 священников и 2 дьякона.
Южноамериканская епархия РПЦЗ - один из главных противников происходящего сближения. Её духовенство традиционно активно выступает против подписания Акта о каноническом общении. Однако это не означает, что среди священства нет тех, кто выступает с умеренных позиций, принимая происходящее сближение. Первые ростки духовного воссоединения наблюдаются уже сегодня. Во многих храмах духовенство не возбраняет прихожанам посещать храмы "другой" Церкви, священнослужители Московской Патриархии и Зарубежного Синода совместно участвуют в разных мероприятиях, обсуждают сложнейшие вопросы происходящего сближения.
Когда я спросил у одного батюшки о том, что же будет дальше - после подписания Акта, он лишь покачал головой и сослался на столько раз уже сказанные разными архиереями слова: "Давайте подождём, посмотрим".
Вот и остаётся только ждать, надеяться и уповать на волю Господа: пришёл ли час изжить разделение в Южной Америке...
http://www.taday.ru/text/43370.html