Свою историю она ведет с Высшего офицерского класса, созданного по инициативе адмирала Ивана Крузенштерна. Задачей этого класса было совершенствование теоретической подготовки по точным и прикладным морским наукам наиболее перспективных морских офицеров. Первыми преподавателями были известные в то время академики М. Остроградский, В. Буняковский, П. Фусс, Э. Ленц, профессора Петербургского университета М. Соловьев, Н. Устрялов.
Программа обучения включала в себя дифференциальное и интегральное исчисление, теоретическую астрономию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию кораблевождения и сочинения корабельных чертежей, фортификацию, физику, историю, физическую географию, российскую словесность. На втором курсе предусматривалось изучение аналитической и практической механики.
Организационно офицерский класс входил в состав Морского корпуса, имел общих с корпусом директора и инспектора. Первый офицерский класс возглавил капитан-лейтенант М. Горковенко. Он был выдающимся военно-морским педагогом и на этом поприще дослужился до звания вице-адмирала, был награжден многими орденами.
22 января 1830 года состоялся первый выпуск офицерского класса. Все 7 офицеров, принятых в 1827 году, с успехом его окончили. Лучшим в выпуске был Н. Бартенев, чья фамилия впоследствии была выбита на мраморной доске корпуса.
Всего же за первые 35 лет существования Высший офицерский класс окончили 212 человек, среди них известные адмиралы Г. Невельский, К. Посьет, Д. Арсеньев, С. Лесовский, Н. Путилов.
В августе 1862 года Высший офицерский класс был преобразован в Академический курс морских наук, состоявший из гидрографического, кораблестроительного и механического отделений. Новое учебное заведение по-прежнему находилось при Морском корпусе и подчинялось его директору. Но если в Высший офицерский класс набирали выпускников Морского корпуса, то на Академический курс морских наук - офицеров, имевших опыт службы на флоте не менее двух лет. Были введены вступительные экзамены, чего ранее не существовало. Главным же отличием стало введение собственных программ обучения для каждого из отделений. Все предметы подразделялись на общие (обязательные для всех) и специальные.
Окончившим полный курс вручали диплом и разрешали носить аксельбант, который в 1866 году был заменен нагрудным знаком. Академический курс морских наук изначально рассматривался как переходное учебное заведение к Морской академии. Но этот период затянулся на целых 15 лет, в течение которых курс окончили 70 человек.
Наконец, в 1877 году Академический курс морских наук преобразовали в Николаевскую морскую академию, названную в честь основателя учебного заведения императора Николая I. Это произошло в день 50-летия со дня открытия Высшего офицерского класса.
В 1896 году также был открыт курс военно-морских наук, вскоре преобразованный в военно-морской отдел, при котором учредили дополнительный курс, предназначавшийся для подготовки офицеров к службе в Морском Генеральном штабе.
В 1907 году в Петербурге, на 11-й линии Васильевского острова, рядом с Морским корпусом построили здание для академии, а в 1911 году ввели должность начальника Николаевской морской академии, подчинявшегося непосредственно морскому министру. Ее занял генерал-лейтенант флота Г. Шульгин.
Примечательно, что Военно-морская академия лишь два раза на недолгое время прекращала учебный процесс, продолжая, однако, научно-исследовательскую деятельность. Происходило это в годы Первой мировой и Гражданской войн.
В 1914 году слушатели военно-морского отдела академии капитаны 2 ранга М. Смирнов и М. Черкасский разработали проект "Наставления для боевой деятельности высших соединений флота" - первого в русском флоте проекта боевого устава. Этот документ стал важнейшим событием в развитии отечественной теории военно-морского искусства.
Большой вклад в военно-морскую науку внес и выпускник, а позднее начальник академии капитан 1 ранга М. Петров. В двадцатых годах он выпустил в свет двухтомный труд "Морская тактика", долгое время служивший учебником для слушателей главной флотской "кузницы кадров". Он же разработал проект "Боевого устава РККФ", явившегося основой для составления первого Боевого устава отечественного флота. В академии был разработан и временный "Боевой устав Морских Сил РККА 1937 г.", прошедший проверку в ходе Великой Отечественной войны. В этом документе впервые в мировой практике излагалась тактика глубокого боя в открытом море при столкновении с крупными силами противника, не стесненного в своем маневрировании. Первый послевоенный Боевой устав 1945 года разработал профессор академии контр-адмирал Н. Павлович.
19 октября 1925 года академию официально отнесли к высшим военно-морским учебным заведениям, а ее выпускники стали получать высшее военное образование. В том же году здесь стали обучать высший и старший командный состав морской авиации, а также готовить высший начальствующий состав на Высших морских академических курсах. В 1927 году кораблестроительный, машиностроительный и электротехнический факультеты объединили в факультет военного судостроения (затем кораблестроения). Еще через три года военно-морской факультет (ныне командный) стал основным в академии: его роль была закреплена в учебных планах и программах других факультетов.
В 30-х годах прошлого столетия в академии были разработаны основы оперативного искусства ВМФ, составлена методика выполнения оперативно-тактических расчетов и планирования морских операций. В 1940 году вышло в свет пособие к курсу оперативного искусства командного факультета "Ведение морских операций", подготовленное к печати капитаном 1 ранга В. Петровским. Этот труд был положен в основу вышедшего в 1940 году временного "Наставления по ведению морских операций".
В годы Великой Отечественной войны академия была эвакуирована вначале в Астрахань, а затем в Самарканд и только во второй половине 1944 года возвратилась в Ленинград. С началом военных действий на флоты были откомандированы 48 офицеров, в том числе 37 преподавателей. За подготовку высококвалифицированных офицерских кадров и в связи с 25-летием деятельности в советский период академию наградили орденом Ленина. В 1943-м вместо командно-авиационного факультета при академии открыли краткосрочные курсы для подготовки офицеров Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны флота. В военное время было произведено 25 ускоренных выпусков.
Сегодня структура научного комплекса главного флотского учебного заведения, которому в августе 1990 года было присвоено имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, включает научно-исследовательский и научно-вычислительный отделы, кафедры, научно-исследовательские группы и лаборатории, научно-исследовательский центр оперативно-тактических игр. Основные задачи научной работы состоят в разработке общих основ военно-морской науки, являющейся фундаментом строительства и развития ВМФ. Здесь также исследуются проблемы оперативно-стратегического применения ВМФ; проводятся общетеоретические, прикладные и поисковые исследования по обоснованию облика ВМФ; разрабатываются уставные руководящие и нормативные документы. В академии также разрабатываются военно-теоретические труды, учебники и учебные пособия. Ее сотрудники и слушатели участвуют в проведении исследований, в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки органов военного управления сил (войск) флотов.
Истоки развития фундаментальной и прикладной военной науки на современном этапе деятельности академии, где сейчас трудятся свыше 80 докторов наук и профессоров, около 400 кандидатов наук и доцентов, в первую очередь определяются ее научными связями практически со всеми научно-исследовательскими центрами России. Ведущие ученые академии принимают самое активное участие в деятельности проектно-конструкторских организаций, создающих отечественные корабли, подводные лодки, современное и перспективное береговое и корабельное оружие.
http://www.redstar.ru/2007/02/02_02/2_01.html