В истории отечественного подплава субмарины 613-го проекта, представительницей которого является С-189, занимают особое место. Это были первые послевоенные дизель-электрические подлодки в ВМФ нашей страны. Проект, по классификации НАТО получивший название "Whiskey", стал развитием субмарин среднего водоизмещения проекта 608, разрабатывавшегося в годы Великой Отечественной.
По своей конструкции это была двухкорпусная подлодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами - разделялся на 7 отсеков. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля. Главная энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели, которые по сравнению с дизелями, стоявшими на довоенных подлодках, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. У лодок 613-го проекта были и другие преимущества.
Закладка головной субмарины состоялась в апреле 1950 года на заводе в Николаеве. Всего до 1957 года на этом предприятии были построены 72 лодки этого проекта. Подлодки строились и на других заводах. Так, со стапелей "Красного Сормово" в Горьком до 1956 года вышло 116 таких субмарин.
Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта. Фактически было построено 215, что стало рекордом в серийности постройки ПЛ в отечественном ВМФ. В процессе серийного производства в проект вносились некоторые изменения, в частности в расположении артвооружения - часть ПЛ имела орудие перед рубкой, часть - за рубкой. Кроме того, на первых подлодках серии были установлены многоопорные волнорезные щиты конструкции Лебедева. Они имели величину открытия крышек больше, а усилие на тягу меньше, чем волнорезы обычной конструкции. Однако у этих волнорезов даже при незначительной деформации нередко происходило заклинивание щитов, поэтому на подавляющем большинстве лодок этого проекта все же устанавливались обычные волнорезы.
Несмотря на некоторые недостатки, эти достаточно простые в устройстве и надежные субмарины была любимы подводниками. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования они оказались одними из самых малошумных лодок в мире. Историю жизни подлодок этого проекта порой сравнивают с жизнью знаменитой русской трехлинейной винтовки образца 1891 года. Тоже не выдающаяся, но надежная и любимая всеми воинами России. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех. Это был первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году по решению правительства рабочие чертежи и техническую документацию на лодку передали Китаю. По условиям договора, первые 3 лодки полностью строились в СССР, а затем секциями перевозились в КНР для сборки. Собирались они в Шанхае на судостроительном заводе "Дзянань" и испытывались в Порт-Артуре. Все последующие субмарины строились в Китае, но СССР поставлял для них сталь, электрооборудование, механизмы и вооружение. В конце 1957 года, после успешного завершения испытаний первых трех лодок, в Китае началась подготовка производства к строительству субмарин на Уханьском судостроительном заводе в Ханькоу. Головная лодка этого завода испытывалась в Порт-Артуре в период с ноября 1958 по январь 1959 г. К этому моменту в Порт-Артуре находилось уже 15 субмарин постройки завода "Дзянань", а всего в ВМС КНР вошла 21 ПЛ этого проекта.
Субмарины 613-го проекта часто модернизировали или переделывали. Они также использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения. Некоторые из ПЛ были переоборудованы в учебно-тренировочные станции (УТС) и плавучие зарядовые станции (ПЗС). Кроме Китая и нашей страны эти лодки входили в состав ВМС и других государств, в том числе Египта, Индонезии, Северной Кореи, Сирии, Польши, Болгарии, Кубы...
http://www.redstar.ru/2007/08/21_08/2_03.html