ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ
"Я попросил Джона Негропонте занять этот жизненно важный пост в очень критический момент", - заявил Джордж Буш. Однако, по словам одного из представителей президентской администрации, в необходимости такого решения Белый дом вроде бы убедила сама руководитель внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов.
Негропонте заполнит брешь в структуре Госдепа, которую уже полгода пыталась закрыть Кондолиза Райс. Он заступит на пост, пустующий уже с июля прошлого года и освобожденный прежним замом Райс Робертом Целликом, перешедшим на работу в инвестиционную компанию Goldman Sachs Group Inc.
Новое назначение Негропонте в сложившейся ситуации выглядит вполне логично. Фактически тупиковое и чреватое серьезными осложнениями положение Вашингтона и его союзников на Большом Ближнем Востоке требует стремительной перетасовки ключевых фигур. На фоне роста межконфессионального и межкланового насилия в Ираке, грозящего вот-вот перерасти в гражданскую войну, и неспособности американских военных предотвратить подобное развитие событий Белый дом разработал новую стратегию урегулирования проблем Месопотамии. 10 января Буш изложил по телевидению ее основные положения и заявил, что в зону Персидского залива отправятся еще 20 тыс. солдат и офицеров армии США.
В соответствии с американскими законами Конгресс не вправе запретить президенту увеличивать численность войск Соединенных Штатов в условиях ведения боевых действий, но подобный шаг верховного главнокомандующего вооруженными силами США, предпринятый вопреки мнению парламентариев, приведет не к чему иному, как к крупному политическому скандалу. Представители Демократической партии, контролирующей обе палаты Конгресса, уже заявили о неприемлемости планов Буша по увеличению числа американских войск в Ираке. А спикер Палаты представителей Нэнси Пилози и лидер сенатского большинства Гарри Рейд призвали президента приступить к поэтапному выводу американских частей из Ирака.
Но Буш явно игнорирует настроения законодателей и намерен активно продолжать свою военно-политическую линию. И, видимо, новый заместитель Райс, являвшийся после разгрома Саддама Хусейна представителем Вашингтона в Ираке, по мнению президента США, как нельзя лучше, чем кто-либо другой, подходит для реализации его стратегических амбиций на Ближнем Востоке.
Правда, уход Негропонте из разведки противоречит его недавним заявлениям. Ведь государственный секретарь, утверждают американские СМИ, неоднократно пыталась уговорить бывшего сотрудника внешнеполитического ведомства вернуться в Госдеп. Но выпускник Академии Филипса Экзетера и Йельского университета, доктор философии, владеющий французским, испанским, греческим и весьма экзотическим вьетнамским языками, отвечал ей отказом. Так, 3 декабря, в своем интервью американской телерадиовещательной компании C-SPAN он заявил, что останется на своем посту по крайней мере до конца срока пребывания в Белом доме нынешнего президента.
"Я собрал очень хорошую команду, которая работала со мной в течение полутора лет, и я надеюсь, что мы будем вместе до тех пор, пока я занимаю этот пост", - подчеркнул тогда Негропонте. Через полторы недели он подтвердил свои намерения и в беседе с журналистами газеты Washington Post.
Официальные лица в Государственном департаменте отказались сообщить журналистам, каким образом Райс удалось уговорить Негропонте вернуться в ведомство, в котором он проработал 37 лет. Однако, по мнению некоторых аналитиков, на решение 67-летнего профессионального дипломата повлияли его очевидные неудачи на посту директора национальной разведки и неспособность установить реальный контроль над разветвленным сообществом американских "рыцарей плаща и кинжала". Так, он постоянно конфликтовал с бывшим министром обороны Дональдом Рамсфелдом, поскольку, что называется "тихой сапой", пытался прибрать к рукам весь 44-миллиардный бюджет спецслужб США, 80% которого находится в распоряжении Пентагона.
Как бы то ни было, многие американские эксперты убеждены: переход Негропонте в Госдеп - это шаг на ступеньку вниз на карьерной лестнице. Но администрация Буша пытается представить происходящее как выбор самого экс-директора национальной разведки. По заявлению одного из высокопоставленных чиновников Белого дома, это связано с "огромным желанием" Негропонте вновь потрудиться на дипломатическом поприще. Но перевод стал возможным "только после того, как нам удалось найти подходящего человека для его замены", - пояснил журналистам источник.
Преемник Негропонте на оставленной им должности Майк Макконнел чем-то особо выдающимся на политическом горизонте Америки ранее никак не выделялся. Объявляя о назначении 63-летнего отставного адмирала на пост директора национальной разведки, Джордж Буш отметил его высокий интеллект и огромный опыт в доверяемой работе. Что вполне обоснованно: ведь Макконнел известен тем, что при президенте Билле Клинтоне в течение четырех лет возглавлял Агентство национальной безопасности.
ВМЕСТО НЕСОГЛАСНЫХ
Новая стратегия умиротворения Ирака повлекла за собой и серьезные кадровые перестановки в Пентагоне. Центральным командованием (ЦК) ВС США, в зону оперативной ответственности которого входят Ирак и Афганистан, будет руководить адмирал Уильям Фэллон. Он сменит на этом посту генерала Джона Абизейда. Управление сухопутными войсками в Ираке должно перейти к генерал-лейтенанту Дэвиду Петрэусу.
Новый командующий ЦК ВС в настоящее время возглавляет Тихоокеанское командование. Своим новым назначением Уильям Фэллон обязан министру обороны Роберту Гейтсу. Причем президент Буш в распространенном Белым домом заявлении отметил, что 61-летний адмирал и бывший летчик ВМС - один из "наиболее одаренных военных стратегов" Соединенных Штатов.
Что касается 55-летнего Дэвида Петрэуса, то Джордж Буш сказал, что он "обладает опытом ведения боевых действий" против террористов и боевиков и знает "противника в лицо". По мнению американских военных специалистов, генерал Петрэус - один из самых талантливых военачальников ВС США. В 2004 году он отвечал за подготовку иракской армии и сил безопасности. Известен еще и тем, что принимал весьма активное участие в составлении изданного в декабре прошлого года нового полевого устава сухопутных войск по борьбе с повстанцами. На 282 страницах этого документа солдатам и офицерам детально разъясняется, как нужно действовать и что надо предпринимать, чтобы успешно одолеть инсургентов.
Небезынтересно, однако, что уходящие со своих постов генералы Абизейд и Кейси (последнего шеф Пентагона Гейтс прочит на должность начальника штаба СВ вместо в отставку генерала Питера Скумейкера) известны своим отрицательным отношением к увеличению численности войск в Ираке. Они полагают, что простое наращивание воинского контингента без проведения соответствующих политических и экономических мероприятий будет малоэффективной мерой. Кроме того, Абизейд и Кейси уверены и в том, что воевать с боевиками должны главным образом национальные силы безопасности.
5 января Буш и иракский премьер Нури аль-Малики по видеотелефону около двух часов обсуждали детали новой стратегии. По некоторым данным, аль-Малики не поддержал намерения президента США увеличить численность американских войск в Ираке, сославшись на то, что этот вопрос требует согласования с военным руководством его страны. Хозяин Белого дома не смог убедить своего собеседника и в необходимости борьбы с возглавляемой Муктадой аль-Садром шиитской группировкой "Армия Махди". Пентагон считает аль-Садра главным виновником межконфессиональных распрей в Ираке. Но аль-Садр поддерживает шиита аль-Малики.
Сегодня в Ираке ежедневно гибнет около тысячи человек, а число убитых американцев в начале этого года уже перевалило за три тысячи. И конца этому конвейеру смерти пока не видно, как Белый дом ни пытается перетасовать свою силовую когорту. Более того, многие военные эксперты, включая некоторых бывших сподвижников президента США, предсказывают рост напряженности в Ираке и дестабилизацию обстановки на всем Ближнем Востоке. Иные из них вообще называют новую стратегию Буша "Алиса в стране чудес"...
http://nvo.ng.ru/wars/2007-01-12/2_iraq.html