В ОБЪЯТИЯХ ДЕМОНА
В конце XII века последний грузинский царь из династии Багратидов Георгий III попал в сложную ситуацию. Знать требовала ограничить власть монарха. Положение усугублялось тем, что царь не имел сына-наследника, у него была лишь одна дочь - Тамара. Поэтому Георгий, стремясь упрочить положение своей будущей преемницы, еще при своей жизни, в 1178 году, возвел ее на престол (по разным данным, девочке тогда было то ли 10, то ли 15 лет). Но лишь спустя некоторое время, когда отец умер, Тамара станет подлинной царицей.
Юная владычица отличалась жестокостью и необузданностью в своих желаниях. Девушке прочили жениха - грузинского царевича Демина, но он бесследно исчез, а Тамара сошлась с придворным осетином Давидом Сослани, которому позже придумали родословную от боковой ветви Багратидов.
Тогда приближенные царицы предложили ей достойного жениха - Юрия, сына повелителя Северо-Восточной Руси владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Юрий уже правил Новгородом, а затем Суздалем, был опытным полководцем и выиграл несколько сражений. Однако 29 июня 1174 года заговорщики-бояре убили его отца, и Владимиро-Суздальское княжество перешло под власть дяди Юрия - Всеволода, впоследствии получившего прозвище "Большое Гнездо". Он выгнал племянника из Суздаля.
Юрий Андреевич, как говорили в ту пору, остался без "стола", а потому предложение грузинских вельмож ему понравилось. Князь прибыл в Тифлис, и в 1185 году женился на Тамаре. Следует заметить, что Юрий приехал в Грузию не один, а со своей суздальской дружиной. Вскоре он во главе грузинского войска, в которое влились и русские воины, совершил поход на Карс, Эрзерум, Гянджу, Барду и Ширван. Результатом борьбы Юрия Андреевича против турок-сельджуков явилось освобождение древней столицы средневековой Армении - города Двина. Юрий стал популярен в Грузии. Причем, по мнению многих здешних влиятельных людей, даже слишком...
А тем временем Тамара предавалась утехам. Возможно, Михаил Юрьевич Лермонтов несколько преувеличивал, когда утверждал, что она ежедневно меняла любовников, а наутро "с плачем безгласное тело спешили... унести". Но основания у поэта явно были. Ведь Шота Руставели, живший при дворе Тамары, назвал ее "беспощадной тигрицей", а через 650 лет Лермонтов, не читавший "Витязя в тигровой шкуре", напишет: "Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла". Естественно, что такой царице нужен был совсем другой муж. И вот, когда из очередного успешного похода Юрий явился в замок Тамары, он был внезапно схвачен и отправлен под конвоем в Константинополь.
Народу Грузии объявили, что супруг грубо обращался с царицей, много пил и увлекся "содомским грехом". Правда, неясно, как горький пьяница мог одержать столько побед. К сожалению, мы не знаем даже обстоятельств его высылки.
Однако Юрий надолго в Константинополе не задержался. В 1190 году он оказался в Эрзеруме и там вступил в союз с грузинскими князьями Кларджети, Шавшети и другими. Владыка Западной Грузии Вардан собрал из сванов, абхазов, мегрелов и гурийцев войско и присягнул Юрию. В Самцхе родовитая знать Западной Грузии провозгласила его царем. Он короновался в крепости Гегута близ Кутаиса под именем Георгия IV.
Но царице Тамаре в долине Нигали в верховьях Куры удалось разбить рать Юрия. Сам он был взят в плен и выслан из Грузии, а по другой версии - избежал плена и сумел скрыться.
Юрий Андреевич вскоре снова собрал войско в Гяндже и во главе него вторгся в Кахетию. К нему присоединилась область Рани. Тем не менее русский князь опять потерпел поражение и вынужден был спасаться бегством. После этого, согласно одному из летописных свидетельств, он женился на половецкой княжне.
Тамара умерла, по одним сведениям, в 1203-м, по другим - в 1210-м, по третьим - в 1213 году. Она вновь сошлась с Давидом Сослани и имела от него сына, от которого якобы и пошел род Багратидов.
У кого-то, думаю, возник естественный вопрос: а зачем нам теперь знать эти родословные? Да потому, что дела давно минувших дней аукаются и в XXI веке.
В 1942 году в Риме с благословения Бенито Муссолини съезд представителей грузинских эмигрантских организаций признал князя Ираклия Георгиевича Багратион-Мухранского законным претендентом на престол "единой Грузии". А ряд организаций объявили его царем. Замечу, что мать Ираклия была польской еврейкой по фамилии Злотницкая. В 1977 году он умер, и с тех пор кандидат на грузинский трон - его сын Георгий, бывший автогонщик.
Тетка же оного Георгия вышла сперва замуж за американца, а затем, в 1948 году, - за Владимира Кирилловича, самозванного великого князя. Ибо законам Российской империи он лишь князь императорской крови. Тем не менее дочь Кирилла Мария с сыном Гоги претендуют на российский престол.
Здесь уместно процитировать "Историю родов русского дворянства" (автор - П.Н.Петров), изданную в Петербурге в 1886 году: "Происхождение Багратионов мы только ведем от царя карталинского Иессея, принявшего ислам с новым мусульманским именем Али-Кули-хана, умершего в 1727 г. От брака его с кахетинской царевной Еленой родились четыре сына, из которых второй - Александр - был русской службы полковником и родоначальником русского рода князей Багратионов, теперь существующих".
Следовательно, все нынешние представители фамилии Багратионов - в лучшем случае потомки Али-Кули-хана и польских евреев Злотницких. А к древним царям Багратидам - что к грузинским, что к армянским - они не имеют никакого отношения.
ПОХОД НА ВЕНУ КОРОЛЯ ДАНИИЛА
В июне 1246 года в битве с венграми погиб Фридрих Бабенберг, герцог Австрии и Штирии. Он не имел детей, и большое герцогство должно было достаться мужу одной из его сестер - Маргариты или Гертруды (в иных источниках утверждается, что последняя - не сестра, а племянница убитого).
Престарелая Маргарита быстренько вышла замуж за чешского короля Вацлава I Владислава, однако тот скоропостижно, менее чем через год, скончался.
В свою очередь, галицкий князь Даниил Романович решил поучаствовать в споре за австрийское наследство и женил своего сына Романа на Гертруде. Даниила поддерживал и венгерский король Бэла IV, который надеялся в обмен за оказанную помощь заполучить часть Австрии.
Свадьбу Романа и Гертруды сыграли в начале 1252 года. Так сын Даниила Галицкого стал герцогом Австрии и Штирии. Теперь он числился вассалом германского императора, но это лишь пустая формальность - герцогство было фактически независимым государством. Молодые поселились в замке Гимберг под Веной. Там у них родилась дочь Мария.
Но и чехи не дремали. Племянник усопшего короля юный Оттокар поспешил жениться на старушке Маргарите. Он собрал большое войско и двинулся на Вену.
Римский папа Иннокентий IV долго колебался, кого поддержать - русских или чехов? И тут надо сказать следующее: римские первосвященники давно предлагали королевскую корону Даниилу Романовичу в обмен на переход в католичество. В конце концов Даниил короновался, но от православия не отрекся. Поэтому Иннокентий IV, а затем и его преемник Александр IV поддержали Оттокара и стали грозить Роману и Даниилу крестовым походом всей Европы.
В итоге Роман был осажден чешским войском в Гимберге. Даниил Галицкий, чтобы помочь сыну, вместе с польским князем Болеславом Стыдливым вторгся в Чехию и взял ряд крепостей. Однако нелады с союзниками-поляками и сильная болезнь глаз заставили Даниила прекратить поход.
Роману в 1254 году оставалось лишь бежать из осажденного Гимберга. В 1260 году его отец опять ходил с войском добывать для сына Вену, но опять неудачно. Посему Роман Даниилович кончил свои дни удельным князем новогрудским.
ЦАРЬ БОЛГАРИИ И КОРОЛЕВА ЧЕХИИ
В 1246 году в Орде погиб русский князь Михаил Всеволодович Черниговский, впоследствии получивший известность на Руси как мученик и святой. В качестве такового он и вошел в историю.
На самом же деле Михаил был великим авантюристом, постоянно пытавшимся захватить чужие земли. Но даже когда это удавалось, его терпели от силы год-два, а потом прогоняли.
В 1241 году Даниил Галицкий заставил покинуть Юго-Восточную Русь сына Михаила Черниговского Романа. Тот убежал в Венгрию, где ему в 1243 году как-то удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, любимой дочери Бэлы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в сей вояж он пустился не для того, чтобы поздравить новобрачных, а за венгерским войском, которое должно было захватить ему какой-нибудь русский удел.
Однако не только сват Бэлы IV, но и сын не поддержали замыслы Михаила. Замечу, что Ростислав отказал отцу не по доброте душевной (мол, жалко обрушивать на родную землю мадьярские мечи), а потому, что видел в нем конкурента. В 1245 году он сам с венгерским воинством двинулся походом на Русь, но был разбит Даниилом Галицким. Через некоторое время Ростислав опять вторгся в Галицкие земли - на сей раз не только с венграми, но и с поляками. В битве под городом Ярославлем на реке Сан это войско потерпело сокрушительное поражение, причем Даниил Галицкий велел казнить часть венгерских пленников и всех русских изменников.
После разгрома на берегах Сана Ростислав Михайлович навсегда забыл дорогу на Русь. Бэла произвел его в сербские баны (бан - наместник венгерского короля в какой-либо провинции). В 1258 году дочь Ростислава вышла замуж за болгарского царя Михаила Асеня. Сестра же последнего Мария стала женой Михаила, сына Ростислава Михайловича.
В 1259 году Михаил Асень был убит собственным братом Коломаном. Тогда Ростислав повел венгерское войско на Болгарию и провозгласил ее царем своего Михаила. В течение двух лет (1259-1260) внук князя Михаила Черниговского являлся болгарским монархом.
Любопытно, что еще одну дочь, Кунигуду, Ростислав Михайлович выдал за уже известного нам чешского королевича Оттокара. В итоге Роман, сын Даниила Галицкого, так и не смог основать австрийскую династию, зато королевой Чехии и герцогиней Австрии стала внучка другого русского князя Михаила Черниговского.
http://nvo.ng.ru/notes/2006-12-08/8_princes.html