13 апреля 2017 года в Афганистане в районе Ачин недалеко от пакистанской границы американцы сбросили гигантскую бомбу GBU-43B весом 9,5 тонн, содержавшую 8480 кг взрывчатки Н-6, в 1,35 раза более мощной, чем тротил. Длина бомбы 9170 мм, диаметр 1029 мм. Бомба относится к типу управляемых (корректируемых) планирующих. Система управления KMO-593/5 инерциальная с коррекцией по сигналам со спутника. Управление осуществляется с помощью решетчатых стабилизаторов.
GBU-43B разрабатывалась по программе МОАВ - тяжелый боеприпас фугасного действия, а остряки в ВВС США окрестили ее «Mather All Bomb» - матерью всех бомб. Бомбы была разработана в 2003-20004 годах и дважды испытана на полигоне во Флориде - 11 марта и 22 ноября 2003 года.
13 апреля 2017 года состоялось ее первое боевое крещение. По данным СМИ убито от 36 до 90 боевиков, скрывавшихся в тоннелях, вырытых моджахедами еще в 1980-х годах на американские же деньги в ходе Афганской войны. Однако эта территория по-прежнему контролируется боевиками, которые утверждают, что убитых вообще не было.
Насколько страшной является «Мать-бомба»? На мой взгляд, это великолепная реклама для фирмы-производителя, неплохое средство психологического воздействия на политиков и обывателей. Но все неядерные супер-бомбы, включая GBU-43B, существенно проигрывают бомбам меньшего калибра по критерию эффективность/стоимость.
Обратимся к истории. Вот перед нами фото английской бомбы «Маленький чёрт», которую англичане весной 1918 года сбрасывали на германские города. Вес бомбы 700 кг. Носитель - двухмоторный биплан «Хандлей Пайдж». Во Второй мировой войне самой тяжелой сброшенной бомбой стала «Грэнд Слем» весом 10 тонн. Бомба проникающего действия, несла 4144 кг взрывчатки и была снабжена косоугольными стабилизаторами, сообщавшими бомбе небольшое вращение (несколько оборотов в секунду) для увеличения точности попадания. Всего была выпущена 41 бомба, и все они сброшены с самолетов «Авро-Ланкастер» на бетонные укрытия германских подводных лодок и на железнодорожные мосты. В Великой Отечественной войне самой мощной авиабомбой советских ВВС была ФАБ-5000, созданная в начале 1943 года. Она полностью не помещалась в бомбоотсеке Пе-8, и в полете створки люка закрывались лишь на треть. В бомбе содержалось 3361 кг взрывчатого вещества.
Первый боевой вылет Пе-8 с ФАБ-5000 состоялся в ночь на 29 апреля 1943 года. Бомба была сброшена на город Кёнигсберг. Это, разумеется, была более пропагандистская, нежели военная акция.
В конце мая 1943 года две ФАБ-5000 были сброшены на город Могилев, а 4 июня - на железнодорожную станцию Орел. В июле бомбы сбрасывались на город Орел и на позиции германских войск на Курской дуге. Всего до весны 1944 года с Пе-8 было сброшено 13 пятитонных бомб.
Самыми мощным советскими фугасными авиабомбами были 9-тонные ФАБ-9000М-54. Они содержали 4297 кг ВВ.
Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в Афганской войне. Так, только за три месяца 1988 года бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Так, радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000, соответственно, 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе 158 и 225 м.
Американский «бабушкой-бомбой», то есть «мамой» GBU-43B, стала BLU-82 по прозвищу «косилка ромашек», весом 6800 кг. Бомба была специально создана для Вьетнамской войны. Ее первое боевое применение во Вьетнаме состоялось в 1970 году.
BLU-82 использовалась для проделывания проходов в минных полях и создания в джунглях посадочных площадок для вертолетов. Для этого бомба была оснащена системой воздушного подрыва, чтобы не создавать воронок. Она относилась к свободно падающим бомбам. Вопреки сообщениям ряда СМИ, BLU-82 не являлась объемно-детонирующий бомбой.
Стоимость бомбы 27,3 тыс. долларов в ценах 1970 года. Сброс производился с военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».
Помимо Южного Вьетнама 11 бомб BLU-82 были сброшены в ходе операции «Буря в пустыне». Первая бомба сброшена с высоты 1800 м, как и во Вьетнаме, а последующие из-за опасения действия ПЗРК и ЗСУ «Шилка» - с высот 4900 м и 6400 м.
Еще несколько бомб - в 2001 году на талибов в Афганистане.
В 2002 году BLU-82 были сняты с вооружения. На их замену и были созданы GBU-43B. Главное отличие новой бомбы - более мощный заряд ВВ и опять же не объемно-детонирующего типа, а также введена система коррекции при планировании.
Сброс GBU-43B также происходит через задний люк самолета «Геркулес» МС-130Е. Бомба на специальном поддоне выкатывается из люка и тормозится небольшим парашютом. Через короткое время парашют отстегивается. Максимальная скорость носителя на момент сброса - 400 км/ч, максимальная скорость «Геркулеса» - 650 км/ч.
По критерию эффективность/стоимость GBU-43B существенно ниже, чем отечественные бомбы объемно-детонирующего взрыва ОДАП-500П и ОДАП-1500, хотя у них проникающее действие немного слабее.
На высотах 1800-3500 м и «Геркулес», и бомба могут быть легко сбиты старыми 23-мм и 57-мм зенитными буксируемыми установками, не говоря уже о «Шилках» и ПЗРК. Но для противодействия «Геркулесам» и бомбам на высотах 6400 м нужны более мощные артиллерийские и ракетные зенитные установки.
Вызывает удивление, что отечественные производители до сих пор не хотят заполнять большой пробел между существующими ПЗРК и тяжелыми крайне дорогостоящими самоходными установками типа «Тор» и «Панцирь».
В локальных войнах суперсовременные самолеты типа F-35 вряд ли найдут широкое применение для поддержки войск на поле боя, а также для контрпартизанской борьбы. А для действия по дозвуковым штурмовикам, «Геркулесам» и другим военно-транспортным самолетам крайне необходимы дешевые разборные зенитные ракеты с двумя-тремя головками самонаведения (радиолокационной, инфракрасной, акустической и т.д.).
Такая ракета может разбираться на три и более частей (боевая часть, маршевый двигатель, стартовик и т.д.) и перевозиться на джипах, конных, верблюжьих и людских вьюках, а затем собираться за 2-3 минуты. В таком случае можно получить дальность стрельбы до 15 и более километров, а потолок 10-12 км. Подобные переносные ЗРК существенно снизят возможность действия авиации США и стран НАТО.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист.