itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Витязь" на распутье

0
256
Время на чтение 5 минут
В Москве завершился IV Международный театральный форум "Золотой Витязь". Президент его Николай Бурляев - из породы людей, которые не боятся рисковать. Вот и на сей раз в невероятно сложных условиях, при минимальной финансовой поддержке Минкульта РФ, и в те дни, когда театралы столицы спешили в первую очередь на громкие гастрольные спектакли Фестиваля национальных театров Европы, команда Бурляева сумела провести очередной форум. В Театре Российской армии и театре "Камерная сцена", на других площадках шли, сменяя друг друга в весьма плотном ритме, драматические спектакли большой и малой форм, а также детские постановки. Работали три жюри. На форум собралось более трёх десятков коллективов из Беларуси, Украины, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Эстонии. Россия участвовала в нём как столичными спектаклями, так и приехавшими из самых разных городов: Белгород, Магнитогорск, Омск, Владивосток... И хотя участие прославленных московских трупп придало нынешнему "Витязю", что называется, изрядный "вес", почти трёхнедельный фестивальный марафон и без малого четыре десятка названий - это, на наш взгляд, всё же несколько избыточный объём. Тем более что в программе москвичи оказались в целом как-то разведены по времени с гостями столицы, и в результате и первые и последние состязались в основном друг с другом. А многие из заранее интригующих работ театров-визитёров посмотреть было физически невозможно, поскольку их показ совпадал по времени с другими фестивальными показами.

Между тем именно среди иностранных и иногородних спектаклей было что посмотреть. Программу "большой формы" открыла шоу-спектаклем "Арамии" лауреат уже двух "Витязей" болгарская труппа "Нешанал арт" и её худрук Нешка Робева. В прошлом вице-чемпионка мира по художественной гимнастике, а ныне европейски известный хореограф, Робева удивительным образом сочетает в спектакле элементы гимнастики и болгарских национальных танцев. "Арамии" погружают зрителей в мир старинных легенд и национальных верований, в которых благородные разбойники творят мир на земле. Танцы молодой труппы полны экспрессии и зажигательности, в дни жестоких этнических разборок на планете они взывают к миру, согласию и пониманию.

С драматическими спектаклями дело обстояло немного сложнее. На фестивальной научно-практической конференции "Духовные традиции славянского театра" шёл разговор именно о том, по каким критериям следует отбирать спектакли на форум. Не секрет, что на предыдущих смотрах судили порой по формальному признаку: достаточно было, как говорится, отметиться постановкой по классике. Иногда не важно, какого уровня. Памятуя о девизе фестиваля "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека", участники задались вопросом, а возможно ли ведение "неугодного" театрального дела по Промыслу Божьему. В качестве ответа Бурляев привёл в пример знаменитый моноспектакль Алисы Фрейндлих "Оскар и розовая дама", в котором смертельно больной мальчик обращается с письмами к Богу, и добавил, что творчество любого крупного художника всегда неизменно пронизано христианскими мотивами.

"Душа человека богаче, чем хочет её представить современный театр, - сказал худрук Омского драматического театра "Галёрка" Владимир Витько. - Если у тела могут быть сотни движений, то у души их космос. И открывать их можно бесконечно, ставя, к примеру, пьесы Вампилова, в которых заключены все 12 заповедей Христа. А доктор богословия Михаил Дунаев подтвердил, что беда современного театра - во внеэтическом подходе к изображению действительности, в то время как этическое и эстетическое должны быть уравновешены.

Духовная традиция сильна там, где режиссёр умеет донести до публики мысль автора. Всё очень просто, и никаких модернизаций не нужно. В этом смысле показательна постановка "Власти тьмы" Льва Толстого Владимирской облдрамой, которая именуется сегодня "Театральный комплекс". Вот уж, казалось бы, где можно было порезвиться - и блуд бесконечный, и детоубийство, ну а покаяние можно очень по-разному изобразить. В постановке же Владимира Кузнецова главной мыслью звучат слова старика Акима: "Бог-то! Бог-то! Он во!" Он везде, и от взора его не укроется "птичка", которая "коготком увязла" в грехах своих. Мысль эта зримо воплощена сценографом и автором костюмов Павлом Дорошенко. Всё действие происходит на фоне огромного - во весь задник - лика Спасителя, на котором во время узловых мизансцен ярко высвечиваются глаза. От них никуда не укрыться. Как просто и насколько точно угадан нерв толстовской драмы, "беспощадной правдой" которой восхищались современники Толстого и по которой мечтал снять кино Сергей Герасимов.

Спектакль этот, показанный на Камерной сцене, можно считать эталонным для форума, провозглашающего столь высокие идеалы. Как и искренний, тёплый, удивительно точный по интонациям спектакль Владимира Злобина "Ты кто? Я знаю тебя" по рассказам Андрея Платонова в Кировском театре кукол. В этом спектакле тоже есть сокровенность - гениальный Платонов угадан в нём, иначе бы ничего не свершилось. Сколько радости доставили бы писателю куклы, вырезанные из дерева О. Торбеевым! Настоящие скульптурки - образы, адекватные словесным скульптурам автора. Они живут отдельной от актёров жизнью в детском спектакле, и ведёт их к осознанию простых истин, как и всех нас, зрителей, маленький мальчик Никита в замечательном исполнении Владимира Хлопова.

Поразил зрителей и моноспектакль Нины Добриковой "На переправе". От имени старухи исполнительница общается со зрителями, как с попутчиками на пароме. И в звенящей тишине зала постигаем мы те же истины, что и на толстовском, и на платоновском спектаклях. Вообще-то так и хочется сказать, что успех фестивальной "камерной сцены" неслучаен, хочется сделать вывод, что люди устали от "громких" представлений, камерные спектакли им любы больше, потому что космос человеческой души только там и открывается в полной мере.

А примером откровенной неудачи стал, к сожалению, спектакль Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) "Путь в Царьград" по трагикомедии сербского поэта Зорана Костича. Пьеса посвящена проблемам взаимоотношения славян с Западной Европой в эпоху глобализации, когда многомудрые суды в волевом порядке решают судьбы целых народов, решая, выдать им пропуск в век ХХI или нет. Сергей Ковальчик поставил пьесу в жанре эстрадно-буффонадного представления, в котором из-за грохота литавр в буквальном смысле не слышно слов. А слова в этом спектакле должны были стать самым главным, Зоран Костич, как никто, близок в своих мыслях к Фёдору Тютчеву с его обращением "К славянам". И как знать, если снять этот вульгарный антураж и эстрадные штампы и придать пьесе больше камерности, мысль автора об объединении славян будет услышана? А пока звоны "Царьграда" и содержание его существуют на отдельных планетах.

О многих спектаклях можно было бы написать, очевидно одно: в целом они составляют слишком пёструю картину и программа ещё слишком грешит формализмом. А ещё тем самым "внеэтическим подходом" к изображению действительности, а чаще просто банальным прочтением авторов. Как тут не произнести сакраментальное "лучше меньше, да лучше"? И когда "Витязь" преодолеет эти препоны, у него есть шанс стать уникальным театральным фестивалем, на котором "и один будет в поле воин", и "космос движений души" будет услышан.

Главные лауреаты IV международного театрального форума "Золотой Витязь"

НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. БОЛЬШАЯ ФОРМА"

"Золотой Витязь" - "Мёртвые души" Московского театра им. Вл. Маяковского (режиссёр С. Арцибашев)

"Серебряный Витязь" - режиссёр Б. Морозов за спектакли "Гамлет" и "Давным-давно" в Центральном театре Российской армии и "Горе от ума" в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина

"Бронзовый Витязь" - "Лето Господне" Омского драматического театра "Галёрка" (режиссёры А. Русинов и Н. Русакова)

НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. МАЛАЯ ФОРМА"

"Золотой Витязь" - "Белые ночи" театра "Мастерская Петра Фоменко" (режиссёр Н. Дручек)

"Золотой Витязь" - "На переправе" автора и исполнителя Н. Добриковой

"Серебряный Витязь" - "Живи и помни" МХТ им. Чехова (режиссёр В. Петров)

"Бронзовый Витязь" - "Чморик" Драматического театра Тихоокеанского флота (режиссёр С. Мальцев)

Золотой медали им. Н.С. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" удостоены Юрий Соломин, Владимир Зельдин и Людмила Касаткина

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg462006/Polosy/11_3.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нина Катаева
«Боян» объединяет людей
В студии-салоне Анатолия Полетаева презентовали книгу о нём
13.03.2023
«Неслучайно у витязей шлемы похожи на купола храмов»
Николай Бурляев представил годовую программу XII Славянского форума искусств
12.05.2021
О чем помнит кровь…
В Третьяковке отметили юбилей народного артиста СССР Юрия Соломина
31.03.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
Владимир Костров: «Не зря говорят: спасется Россия – спасется мир…»
Беседа с известным поэтом о творчестве и не только
04.01.2021
Все статьи Нина Катаева
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17