Сухой остаток моральной бухгалтерии

0
283
Время на чтение 5 минут
Находясь вне церковной ограды, невозможно делать выводы о том, что происходит внутри. Да, впрочем, и не разглядеть ничего. Входят, выходят, плачут, спорят о чём-то, свечки жгут, кадилом машут... Как перевести эти жесты и символы на понятный обывателю язык? Здесь, внутри, это сделать бесконечно трудно, что уж говорить обо всем прочем...

О спорности социологических опросов и подсчетов говорено немало. Тем не менее, статистика остается непременным атрибутом любой ленты религиозных новостей. По данным социологических опросов, к православным причисляет себя то 80 %, то еще сколько-то респондентов. Цифрами этими с одинаковым удовольствием оперируют как православные, так неправославные, как противники введения ОПК, так и их оппоненты. Кто-то бурно радуется ("нас всё больше!"), кто-то ехидно посмеивается ("считать-то себя можно кем угодно"). Вот и Людмила Улицкая говорит, что "в реальности мы сталкиваемся с огромным количеством людей, которые формально считают себя христианами, хотя их жизнь ни в коей мере не соответствует десяти заповедям". То есть, будьте любезны, други православные, рассчитайтесь по порядку: направо и налево. И вообще, не называйте себя православными, это не модно и не политкорректно. Вот интересно, если хоть в "коей мере" соответствует - можно считать себя православным? А если одну заповедь нарушил? А если две? А можно я буду считать себя православным на 30 %?

Будем справедливы: не одна Улицкая упрекает христиан в лицемерии, найдутся и другие честные люди. Зато, какой хороший пиар-ход: говоря о новой книге заранее ждать, что кто-то обязательно оторвет автору голову за резкие высказывания "о культурном облике официальной религии, принятой в России". Просто по учебнику. Хочешь глобального резонанса - брось камень в чужой огород и вовремя прими позу невинно оскорбленного. Можно заранее подать на всех в суд. Желательно в Страсбургский.

Любимый полемический ход борцов с "официальной идеологией Кремля" это цитировать Новый завет. Чаще всего звучит фраза "не судите"... Чувствуете юридический подтекст? Недаром мы Страсбург вспоминали. Не суди меня, дорогой христианин, не имеешь морального права. А я имею. Только не моральное, а юридическое. И идут процесс за процессом, подают в суд то на протоиереев, то на профессоров. Правильно, ведь они и отвечать-то не должны, а подставлять другую щеку.

Если внимательно присмотреться к тому, как сортируют защитники прав человека своих верующих сограждан, возникает легкое недоумение: а на какие критерии отбора, собственно говоря, неверующий человек опирается, если все это для него "темный лес" и вообще "мракобесие"? На две фразы, вырванные из контекста Нового Завета? На Кормчую, на Типикон?

Достаточно вспомнить, где и когда звучит фраза про суд, и, главное, Кто ее произносит? Это Нагорная проповедь Спасителя (Мф. 7:1, Лк. 6:37), Того, кому Отец отдал право суда над людьми. Судья совершенно справедливо просит подсудимых не оспаривать его полномочий. Поэтому в устах любого другого человека эта фраза лишена своей полновесности и основательности. Если вы не причисляете себя к числу учеников Христа, то стоит ли апеллировать к Его словам? А если причисляете - возьмете ли на себя смелость повторить их всуе?

Вспомним и другую цитату: "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия". (Ин. 3:17). Может ли христианин судить? Да может, и будет судить не только мир, но и ангелов, как пишет Первом послании к Коринфянам апостол Павел (1 Кор. 6:2-3).

Но пока судят только нас. Обмеривают, подсчитывают, составляют диаграммы. Как будто бы это действительно важно - одним православным процентом больше или меньше. Как будто бы, если нас будет больше, это по справедливости будет учтено: построят так необходимые в спальных районах Москвы храмы, введут требуемые факультативы, запретят богохульство в искусстве и рекламе. Позвольте, разве мы ведем речь о демократии, о белых и черных камушках? Ее и в масштабах Агоры соблюдать не удавалось, где уж тут, на просторах самой большой страны мира.

А если меньше? Если истинных православных так мало, что и во всей столице не сыскать даже десяти праведников?

По большому счету, это неважно. Соотношение большинства и меньшинства выходит за рамки справедливости и несправедливости. В высших сферах реальности слово остается не за массой. Но, даже меняя перспективу обзора, увидим, что, сколько бы ни осталось на русской земле православных, их здесь все равно больше. Здесь, буквально, в этой земле, во всем, что создано в нашем государстве за много столетий. А память крови это удивительная вещь. Как говорил один знакомый священник, мы даже не подозреваем, сколько столетий сокрыто в наших душах. Сколько бы прерывистый видеоряд ни расщеплял сознание, заставляя нас верить в сконструированные очевидности, там, за границей сиюминутного, живет память более древняя, чем учебник 1980 года.

Пытаясь разобраться, где же у нас православные, какие они, сколько их, рискуешь очень легко прогадать. Был ли человек христианином, решить может только Христос. Поэтому я радуюсь, если человек хотя бы называет себя православным, поскольку верю, что слова не окончательно утратили свой смысл, и никто не станет говорить о себе что-либо, не имея на то оснований.

Сколько уже говорилось о том, что, находясь вне церковной ограды, невозможно делать выводы о том, что происходит внутри. Да, впрочем, и не разглядеть ничего. Входят, выходят, плачут, спорят о чём-то, свечки жгут, кадилом машут... Как перевести эти жесты и символы на понятный обывателю язык? Здесь, внутри, это сделать бесконечно трудно, что уж говорить обо всем прочем...

Возвращаясь к критериям отбора, процитирую упоминавшуюся уже Людмилу Улицкую. Рассказывая о прототипе героя своего нового романа, писательница говорит, что "он считал, что важна не ортодоксия, а ортопраксия, то есть не правильное мышление, а правильные поступки".

Логически мне сложно понять, как можно последовательно совершать правильные поступки, не руководствуясь при этом правильным мышлением. Даже Форрест Гамп следовал не душевным порывам, а четкой линии, что уж говорить о реальных людях. Гораздо проще представить себе ситуацию, когда правильное мышление диктует внешне необъяснимый в рамках моральных установок поступок (вы тоже вспомнили о юродстве?).


Можно, конечно, придраться к словам, и пояснить, что речь идет о ситуации, когда человек внешне исповедует красивую мораль, а на самом деле... А что на самом деле? Мы-то этого никогда и не узнаем. По крайней мере, здесь и сейчас. Мне почему-то кажется, что прицел здесь далеко не на персону, соблюдающую или не соблюдающую моральные нормы, а на источник самих этих норм и запретов внутри человека. А это-то как раз - самое подсудное дело (Мф. 12:31).

Так что, как ни жаль, автомат, осуществляющий правильное поведение, не руководствуясь при всем том правильным мышлением, - странная умственная конструкция.

Самое важное, пожалуй, в констатации иного факта. Как нам, существам речи, не сбежать из пространства языка, так и не отменить иной системы координат, каждая попытка взлома которой оборачивается только ее расширением. И сама Людмила Улицкая даже не спорит с этим:

- Вы признаете, что эта личность на вас сильно повлияла, констатируете кризис христианства, но в письмах к Елене Костюкович, интегрированных в роман, четко говорите, что сами все же остаетесь в чисто религиозной системе координат.

- Да, я, по-видимому, пока что остаюсь там. Поскольку мы живые люди, я не знаю, чем я закончу.

Остановимся пока на этом и мы.

http://www.pravaya.ru/column/9668
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Свадьба дочери Волочковой вызвала настоящий скандал
В Балашихе двое парней умерли из-за подарка родителей
Теперь еще и штрафы за неправильную входную дверь ...
Мишустин сделал подарок для всех россиян: что это

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Ефанова
Все статьи Валерия Ефанова
Последние комментарии
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Анатолий Степанов
22.02.2025 08:00
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Закатов
22.02.2025 05:40
Залужный хуже Зеленского!
Новый комментарий от Рабочий
21.02.2025 19:55
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 19:44
«На Донбассе нужно крепить русскую составляющую»
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 19:09
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Zakatov
21.02.2025 19:05