Сухой остаток моральной бухгалтерии

0
281
Время на чтение 5 минут
Находясь вне церковной ограды, невозможно делать выводы о том, что происходит внутри. Да, впрочем, и не разглядеть ничего. Входят, выходят, плачут, спорят о чём-то, свечки жгут, кадилом машут... Как перевести эти жесты и символы на понятный обывателю язык? Здесь, внутри, это сделать бесконечно трудно, что уж говорить обо всем прочем...

О спорности социологических опросов и подсчетов говорено немало. Тем не менее, статистика остается непременным атрибутом любой ленты религиозных новостей. По данным социологических опросов, к православным причисляет себя то 80 %, то еще сколько-то респондентов. Цифрами этими с одинаковым удовольствием оперируют как православные, так неправославные, как противники введения ОПК, так и их оппоненты. Кто-то бурно радуется ("нас всё больше!"), кто-то ехидно посмеивается ("считать-то себя можно кем угодно"). Вот и Людмила Улицкая говорит, что "в реальности мы сталкиваемся с огромным количеством людей, которые формально считают себя христианами, хотя их жизнь ни в коей мере не соответствует десяти заповедям". То есть, будьте любезны, други православные, рассчитайтесь по порядку: направо и налево. И вообще, не называйте себя православными, это не модно и не политкорректно. Вот интересно, если хоть в "коей мере" соответствует - можно считать себя православным? А если одну заповедь нарушил? А если две? А можно я буду считать себя православным на 30 %?

Будем справедливы: не одна Улицкая упрекает христиан в лицемерии, найдутся и другие честные люди. Зато, какой хороший пиар-ход: говоря о новой книге заранее ждать, что кто-то обязательно оторвет автору голову за резкие высказывания "о культурном облике официальной религии, принятой в России". Просто по учебнику. Хочешь глобального резонанса - брось камень в чужой огород и вовремя прими позу невинно оскорбленного. Можно заранее подать на всех в суд. Желательно в Страсбургский.

Любимый полемический ход борцов с "официальной идеологией Кремля" это цитировать Новый завет. Чаще всего звучит фраза "не судите"... Чувствуете юридический подтекст? Недаром мы Страсбург вспоминали. Не суди меня, дорогой христианин, не имеешь морального права. А я имею. Только не моральное, а юридическое. И идут процесс за процессом, подают в суд то на протоиереев, то на профессоров. Правильно, ведь они и отвечать-то не должны, а подставлять другую щеку.

Если внимательно присмотреться к тому, как сортируют защитники прав человека своих верующих сограждан, возникает легкое недоумение: а на какие критерии отбора, собственно говоря, неверующий человек опирается, если все это для него "темный лес" и вообще "мракобесие"? На две фразы, вырванные из контекста Нового Завета? На Кормчую, на Типикон?

Достаточно вспомнить, где и когда звучит фраза про суд, и, главное, Кто ее произносит? Это Нагорная проповедь Спасителя (Мф. 7:1, Лк. 6:37), Того, кому Отец отдал право суда над людьми. Судья совершенно справедливо просит подсудимых не оспаривать его полномочий. Поэтому в устах любого другого человека эта фраза лишена своей полновесности и основательности. Если вы не причисляете себя к числу учеников Христа, то стоит ли апеллировать к Его словам? А если причисляете - возьмете ли на себя смелость повторить их всуе?

Вспомним и другую цитату: "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия". (Ин. 3:17). Может ли христианин судить? Да может, и будет судить не только мир, но и ангелов, как пишет Первом послании к Коринфянам апостол Павел (1 Кор. 6:2-3).

Но пока судят только нас. Обмеривают, подсчитывают, составляют диаграммы. Как будто бы это действительно важно - одним православным процентом больше или меньше. Как будто бы, если нас будет больше, это по справедливости будет учтено: построят так необходимые в спальных районах Москвы храмы, введут требуемые факультативы, запретят богохульство в искусстве и рекламе. Позвольте, разве мы ведем речь о демократии, о белых и черных камушках? Ее и в масштабах Агоры соблюдать не удавалось, где уж тут, на просторах самой большой страны мира.

А если меньше? Если истинных православных так мало, что и во всей столице не сыскать даже десяти праведников?

По большому счету, это неважно. Соотношение большинства и меньшинства выходит за рамки справедливости и несправедливости. В высших сферах реальности слово остается не за массой. Но, даже меняя перспективу обзора, увидим, что, сколько бы ни осталось на русской земле православных, их здесь все равно больше. Здесь, буквально, в этой земле, во всем, что создано в нашем государстве за много столетий. А память крови это удивительная вещь. Как говорил один знакомый священник, мы даже не подозреваем, сколько столетий сокрыто в наших душах. Сколько бы прерывистый видеоряд ни расщеплял сознание, заставляя нас верить в сконструированные очевидности, там, за границей сиюминутного, живет память более древняя, чем учебник 1980 года.

Пытаясь разобраться, где же у нас православные, какие они, сколько их, рискуешь очень легко прогадать. Был ли человек христианином, решить может только Христос. Поэтому я радуюсь, если человек хотя бы называет себя православным, поскольку верю, что слова не окончательно утратили свой смысл, и никто не станет говорить о себе что-либо, не имея на то оснований.

Сколько уже говорилось о том, что, находясь вне церковной ограды, невозможно делать выводы о том, что происходит внутри. Да, впрочем, и не разглядеть ничего. Входят, выходят, плачут, спорят о чём-то, свечки жгут, кадилом машут... Как перевести эти жесты и символы на понятный обывателю язык? Здесь, внутри, это сделать бесконечно трудно, что уж говорить обо всем прочем...

Возвращаясь к критериям отбора, процитирую упоминавшуюся уже Людмилу Улицкую. Рассказывая о прототипе героя своего нового романа, писательница говорит, что "он считал, что важна не ортодоксия, а ортопраксия, то есть не правильное мышление, а правильные поступки".

Логически мне сложно понять, как можно последовательно совершать правильные поступки, не руководствуясь при этом правильным мышлением. Даже Форрест Гамп следовал не душевным порывам, а четкой линии, что уж говорить о реальных людях. Гораздо проще представить себе ситуацию, когда правильное мышление диктует внешне необъяснимый в рамках моральных установок поступок (вы тоже вспомнили о юродстве?).


Можно, конечно, придраться к словам, и пояснить, что речь идет о ситуации, когда человек внешне исповедует красивую мораль, а на самом деле... А что на самом деле? Мы-то этого никогда и не узнаем. По крайней мере, здесь и сейчас. Мне почему-то кажется, что прицел здесь далеко не на персону, соблюдающую или не соблюдающую моральные нормы, а на источник самих этих норм и запретов внутри человека. А это-то как раз - самое подсудное дело (Мф. 12:31).

Так что, как ни жаль, автомат, осуществляющий правильное поведение, не руководствуясь при всем том правильным мышлением, - странная умственная конструкция.

Самое важное, пожалуй, в констатации иного факта. Как нам, существам речи, не сбежать из пространства языка, так и не отменить иной системы координат, каждая попытка взлома которой оборачивается только ее расширением. И сама Людмила Улицкая даже не спорит с этим:

- Вы признаете, что эта личность на вас сильно повлияла, констатируете кризис христианства, но в письмах к Елене Костюкович, интегрированных в роман, четко говорите, что сами все же остаетесь в чисто религиозной системе координат.

- Да, я, по-видимому, пока что остаюсь там. Поскольку мы живые люди, я не знаю, чем я закончу.

Остановимся пока на этом и мы.

http://www.pravaya.ru/column/9668
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Ефанова
Все статьи Валерия Ефанова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.11.2024 08:03
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09