Православный «кодекс Хейса»

0
460
Время на чтение 5 минут

Президент фестиваля монахиня София (Ищенко) и писатель Алексей Солоницын.
Президент фестиваля монахиня София (Ищенко) и писатель Алексей Солоницын.

В Калужской области завершился VII Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча». В его рамках 19 февраля прошла конференция «Кино глазами православного человека» - режиссеры, писатели, кинокритики, деятели науки и искусства собрались в «Центре российского кино» Малоярославца, чтобы обсудить «Метафизическую составляющую художественного произведения», а также возможность выработки критериев того, является та или иная картина духовно-нравственной и православной, или нет.

Президент и бессменный руководитель фестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко) видела глобальной задачей этой конференции выработку и принятие кодекса, аналогичного «Кодексу Хейса» - этическому кодексу производства фильмов в Голливуде.

Принятый в 1930-м году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов и сегодня почти забытый, «Кодекс Хейса» представлял собой свод правил, обязательных для выполнения.

«1. Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха. 2.Представлению подлежит только правильный образ жизни, с учётом требований законов драматического и развлекательного искусства. 3. Недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов», - гласили основные принципы «Кодекса Хейса». Частные предписывали запрет на изображение священников в комическом или недостойном виде, запрет на показ обнаженного тела, сцен употребления наркотиков и так далее, и тому подобное. Впрочем, уже в 1967 «Кодекс Хейса» был упразднен, - в Америке наступали новые времена.

Так возможно ли перенести этот опыт на отечественную почву, если кодекс не действует даже там, где был создан? Дискуссия показала, что если подобный кодекс и будет принят в России, то не сейчас, поскольку единодушия нет пока не только в оценках фильмов, но и в оценке необходимости каких-либо общих для всех критериев.

В нескольких выступлениях так или иначе прозвучала тема метафизики кинематографического произведения. Но, несмотря на высокую профессиональную подготовленность участников конференции и их глубокую заинтересованность в диалоге, казалось, что уклон в философскую и богословскую полемику уводит всех от реальных вопросов, стоящих перед православным кинематографом.

Это подтвердили и отклики зала: люди каждый раз просили выступавших приводить конкретные примеры, которые бы отражали их точку зрения, называть фильмы, которые те считают действительно удачными, близкими к идеалу православного кино.

В ходе общего обсуждения сами собой выкристаллизовывались те темы, которые действительно волновали большую часть участников конференции.

Первую из них озвучила в своем выступлении киновед Татьяна Москвина-Ященко, предложившая «расширить палитру фильмов кинофестиваля», включив в программу и те картины, которые привлекают активное внимание общественности, - например, такие, как фильм Андрея Звягинцева «Елена», - чтобы говорить о них с точки зрения верующего человека. Второй темой, так или иначе затронувшей всех собравшихся, стала проблема оценки советского кинематографического наследия. Мнения тут разошлись кардинальным образом. Писатель Алексей Солоницын, предложивший для оценки фильмов такой критерий, как «духовный реализм», отметил, что советские фильмы не могут считаться добрыми, нравственными и правдивыми, поскольку неправда лежала в самой основе отечественного кинематографа той поры.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все были согласны с Солонициным. В частности, противоположное мнение озвучила режиссер Татьяна Карпова.

Впрочем, Алексей Солоницын привел и положительный пример: «Калина красная», по его мнению, является первым послевоенным фильмом о покаянии.

Интересно отметить, что и Татьяна Москвина-Ященко, и Алексей Солоницын в своих выступлениях очень много обращались к анализу произведений Андрея Тарковского, что свидетельствует о том, что именно его фильмы остаются единственным непревзойденным эстетическим и этическим образцом для православной кинокритики.

В свою очередь главный редактор Moscow Media Group LTD А.Ф. Чернавский в своем докладе затронул вопрос выражения на языке кино таких тем, как смерть, суд, страх Божий, чудо, конфликт правды Божией и правды человеческой. С его точки зрения, задача православного кинофильма - сообщить зрителю «радость, удивление, состояние полноты и благодати»: просмотр подобного кинофильма в идеале должен оставлять человека в таком состоянии души, какое бывает после встречи со старцем, с духовным человеком.

Выступление доктора философских наук, профессора В.А. Коваленко было призвано разъяснить, что же значит «метафизика», однако докладчик, несмотря на глубокие экскурсы в философию и филологию, практически не обращался к примерам из области кино.

Выступает игумен Патапий (Зобков).
Выступает игумен Патапий (Зобков).
Самой важной темы - темы ответственности художника за свое произведение - коснулся насельник Оптиной пустыни игумен Патапий (Зобков), подвергший критике выступления практически всех остальных докладчиков, в том числе и президента кинофестиваля.

Суть его возражений можно постараться свести к следующему тезису: «невозможно отразить истину, не зная ее». Из этого следует, что кинорежиссеру надо следовать пути иконописца или инока - очищать свою душу, страдать, «уступать внутри себя место Богу» и максимально избегать субъективизма.

К практическим аспектам создания православного кино собравшихся вернуло выступление режиссера Петра Солдатенкова, пытавшегося выяснить, как можно кинематографическими средствами, в частности, используя «драматургический квадрат» (тема-герой-событие-эмоция), показать присутствие в человеке Бога, действие промысла Божия.

Завершая конференцию, игуменья София предложила всем участникам принять только одно решение - просить журналистов максимально полно отразить эту встречу в СМИ, чтобы заинтересованные люди могли принять участие в дальнейшей дискуссии.

Православному кино пора начать заглядывать в мир. Слыша разговоры о том, что православное кино существует «уже двадцать лет», не перестаешь огорчаться, с какой охотой мы загоняем себя в узкие рамки, отрываясь и от собственного прошлого, и от мирового кинематографического наследия.

В свое время в православных СМИ активно обсуждался феномен «православной художественной литературы». С одной стороны, в 1990-2000 годы действительно чувствовалась огромная нехватка написанных в христианском духе рассказов и повестей, героями которой были бы верующие, священники и монахи. С другой стороны, возникли трезвые и вполне логичные вопросы: зачем искусственно выделять «православную литературу» из художественной литературы вообще? Где пролегает грань между первой и второй? Оправдывает ли «православность» произведения его средний уровень? Но главный вопрос, наверное, тогда - как и сейчас, - так и не был задан.

Что думает по поводу литературы, а в данном контексте, и кино сами читатели и зрители? Ведь пока православные кинематографисты оттачивают свое мастерство в узких кругах, зритель продолжает смотреть то, что он может найти сам.

Отрадно, что кинофестивали, подобные «Встрече», позволяют людям встретиться и просто поговорить между собой, чтобы узнать, что действительно волнует каждого.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51845.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Ефанова
Все статьи Валерия Ефанова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28