Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; ибудешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21).Кто из нас, услышав эти евангельские слова, не задумывался о том, насколько онпохож на молодого землевладельца, спрашивавшего Спасителя: «Что сделать мнедоброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Касалась ли печаль, погнавшая юношу прочьот Иисуса Христа, вас легким крылом или всей своей тяжестью обрушивалась насердце? Одни с облегчением вздыхают: «Богатство мое не столь велико». Длядругих же и скудное владение, скромный достаток – повод к угрызениям совести.
Восток и Запад
Веками христианство, усилиями святых отцов, богословов, пастырей и мирян,основываясь на Священном Писании и Священном Предании Церкви, вырабатывало своеотношение к деньгам, собственности, богатству. Не стоял на месте и мир –развивались финансовые системы, крепли экономические науки, оттачивались навыкипревращения денег в еще большие деньги.
Отношение человека к деньгам – всегда очень личное. В нём раскрывается всё:все человеческие привычки, стремления, надежды и страхи. Деньги какзаконсервированные поступки человека в этом мире, как фактор, определяющий егопотенциал в поле жизненных свершений, во все времена привлекали к себе вниманиерелигиозных мыслителей.
Для любого человека, мало-мальски изучавшего богословие, хорошо известно,что вопрос о деньгах и связанных с ними финансовых и коммерческих отношенияхмежду членами общества является неотъемлемым атрибутом именно западнойхристианской мысли, порабощенной юридическим взглядом на духовную жизньчеловека и общества. На Востоке, развивавшем учение о благодати в другом ключе,юридические вопросы и финансы как инструмент количественного измерениядеятельности участников правовых отношений, никогда не играли решающей роли. Втрудах восточных христианских богословов мы не находим развернутого ирегламентированного учения о роли денег в жизни человека. «Смотрите,берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения(Лк. 12. 15)», – учил Господь Иисус Христос. Под жизнью на Востоке понималась,прежде всего, жизнь духовная, а последняя мало пересекалась с темой денег.
Осуждая любостяжание как болезненную привязанность к накопительству, Христосвовсе не отрицал законность денег как таковых. Господь велел апостолу Петруплатить подать на храм, а лукавых фарисеев удивил советом отдавать кесарюкесарево.
Спаситель попросту велит по-детски отдавать кусочек металла тому, кто велелего изготовить и поместил на нём свое изображение. Тут нет духа сделки, здесьне находится места духу стяжательства, зависти и поиска выгоды, которымбуквально пронизано всё, что имеет отношение к сфере денег.
Такое же отношение к деньгам видим мы и в первохристианскую эпоху. СвятыеII-III века еще строго соблюдают правила нестяжания. Так продает дляблаготворения нищим свое немалое семейное имущество святой Антоний Великий.Хотя накануне легализации христианства Церковь уже обладала немалымисредствами, жизнь христианина оставалась связанной с личным подвигом, в томчисле и с подвигом отказа от имущества и от денег.
Хозяйственная деятельность церковных деятелей позднейшего времени впечатляетсвоими масштабами. Конечно, она немыслима была и без соответствующих денежныхсредств. Именно деньгами откупался от лангобардов Римский Папа ГригорийВеликий. Именно денежные средства, поступавшие Римской Церкви от принадлежавшихей огромных плантаций, стали причиной негативного отношения к Церкви новыхзавоевателей. Цели, ради которых Римской Церковью собирались эти средства, ещенесколько веков оставались прежними – вспоможение вдовам, нищим и больным, атакже развитие церковного искусства и богословского образования.
Однако проходят века, и казна святого Петра пополняется уже совсем не наоснове добровольных пожертвований, да и расходуется она вовсе не наблаготворительные цели, а на обеспечение роскошного образа жизни папскогодвора. И вот, пораженный до глубины души этим несоответствием, молодой монахМартин Лютер вывешивает на дверях церкви в Виттенберге свои знаменитыедевяносто пять тезисов, появление которых положило начало победоносному шествиюРеформации по землям Германии. Однако позднейшие последователи того же МартинаЛютера, исходившие, казалось бы, из его собственных установок, своими трудамисформировали характерную этику протестантизма, в рамках которой обладаниеденьгами служит видимым знаком благочестия и сугубого благословения Божия. Этипредставления и стали краеугольным камнем «веры в светлое будущее» для сотен,тысяч и миллионов безвестных строителей капитализма, трудами которых на Западеи везде, где западная модель хозяйства получила распространение, деньги обрелисовершенно особый статус, позволяющий говорить о них как о важном факторедуховной жизни человека.
Статус денег в современном мире
«Купец едва может избежать погрешности… Посреди скреплений камнейвбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех» (Сир. 26, 27и 27, 2). Эти слова ветхозаветного мудреца Иисуса, сына Сирахова, уже свышедвух тысячелетий является авторитетным выражением отрицательного взгляда накоммерческие отношения между людьми. Сейчас, когда натуральный обмен вподавляющем большинстве стран ушел в глубокое прошлое, такие коммерческиеотношения практически повсеместно связаны с деньгами. Поэтому современный«купец» едва ли может избежать прегрешений, и иного вывода не может сделать извышеуказанного текста внимательный и последовательный исследовательветхозаветной мудрости.
Однако современный мир суров. Не покупать и не продавать – это уделмаргиналов. Поэтому люди, которые стремятся так или иначе уклониться отсвязанных с коммерцией грехов, встают перед выбором: если обманывать, то тольконе родных, если брать проценты – то только не со своих по вере. Если работать,то только по найму, не погружая свои руки в кровоточащие раны искалеченнойреальным бизнесом плоти людских отношений.
Конечно, всегда были, есть и будут люди, умевшие употреблять богатство воблаго себе и другим, но их всегда меньше чем тех, кому богатство навредило,иначе мы бы жили совершенно в другом обществе. Ведь, если вникнуть в содержаниеслова «сребролюбие», становится понятно, что оно описывает не только любовь к деньгам,но болезненную, порочную зацикленность на них, а это – отличительная чертамножества отнюдь не богатых людей. Глубокая пропасть пролегла между беднымчеловеком, сосредоточенным на смиренной задаче пропитания близких, иупотребляющем деньги именно на эти нужды и тем, кто, не имея средств наутоление голода разнообразных страстей, обречен со злобой и проклятиями снова иснова возвращаться к мысли о прошедшем мимо него достатке.
Как же широк диапазон взглядов на один и тот же предмет, с которым каждый изнас обречен сталкиваться в повседневной жизни! Кого мы будем слушать? Ктовообще, по-нашему, полномочен говорить о роли денег в жизни человека?Отшельник, отказавшийся принять современный мир и деньги как стержень отношениймежду людьми в этом мире? А, может быть, нам послушать человека, всерьезнаучившегося «делать деньги» и сполна вкусившего все преимущества обладанияими?
На человека, обладающего деньгами и властью, ложится особая ответственность.Церковь не осуждает сами деньги, она лишь учит человека правильному отношению кним. Все злоупотребления деньгами лежат, собственно, в двух основныхплоскостях. Первое – это путь получения денег. Законен он или не законен,страдают ли при нашем обогащении другие люди, или, напротив, оно ведет к ростухороших рабочих мест и общественному процветанию?
Второе направление, в котором деньги проявляют свою неоднозначную сущность,связано с распоряжением ими: идут ли они на благо нам и нашему ближнему, или,напротив, приближают к нравственному и экономическому краху?
Всякий из нас знает, что обладание деньгами является нравственнымиспытанием, через горнило которого не смогли пройти многие люди и многие семьи.Часто супруги, счастливо прожившие в самом скромном достатке многие годы, подостижении житейского благополучия обнаруживают, что просто не могут оставатьсявместе. Трудности держали их вместе, заставляли сообща искать решения и училиидти на компромиссы. Свалившиеся с богатством новые возможности разводят ихдруг от друга всё дальше и дальше.
Каждое приращение личного богатства, пусть даже небольшое, открывает передчеловеком новые поведенческие сферы. При этом возникает соблазн отвергнуть всето, что было накоплено в душе человек в годы лишений и ограничений. Переходя нановую социальную ступень, человек меняет свое мировоззрение и в его глазахобесцениваются такие добродетели как терпение, честность, верность,бережливость, сострадание, сочувствие. В распоряжении большими деньгами ведьимеются и такие духовные опасности, о которых большинство из нас знает толькопонаслышке. Недаром апостол Павел предупреждает нас о том, что корень всехзол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1Тим. 6. 10) В отношении таких опасностей лучше придерживаться жесткого взгляда,не позволяющего нам опуститься до преступного легкомыслия.
Очевидно, что от нас вовсе не требуется решения в вопросе о роли денег внашей жизни. Ясно, что без денег мы на этом свете не выживем, а, следовательно,нам просто необходимо их зарабатывать и правильно ими распоряжаться.
Не меняя, по мере накопления житейского опыта, своего отношения к деньгам,мы рискуем оказаться в замкнутом, неразрешимом круге денежных отношений:испытывать постоянную нехватку средств, и, даже добившись повышения зарплаты,не вылезать из долгов и кредитов.
К сожалению, слишком часто в решении всех вопросов, связанных с деньгами, мыприслушиваемся не к голосу совести и даже не голосу разума, а к голосу страха.Именно страх остаться без денег вынуждает нас выбирать неинтересную, ноперспективную, по мнению окружающих, профессию и годами терпеть нелюбимуюработу. Люди по разным причинам вообще боятся говорить о деньгах, стесняясьпоказаться излишне в них заинтересованными или, напротив, обнаружить полноенезнание финансовых тонкостей. К различным страхам, добавляющим изрядную долюстресса в повседневную жизнь горожанина, в наши дни добавились страхи,связанные кражами с электронных счетов, своевременными выплатами кредитов,многоуровневыми финансовыми пирамидами, «выгодными» покупками и экономическимкризисом.
Внимательно анализируя собственное отношение к деньгам, мы очень частообнаруживаем, что в самом корне нашего мировоззрения лежат не наши собственныевыводы, а клише, шаблоны, зароненные в нас школьным воспитанием или родителями.Чужие представления о жизни, зачастую выраженные в поговорках или крылатыхфразах, сопровождают нас, оказывая самое непосредственное влияние на наширешения. Одни, таким образом, «зарабатывают на жизнь тяжелым трудом», другие«еле сводят концы с концами», третьи «в долгах, как в шелках», четвертые знают,что «не в деньгах счастье», пятые уверены, что «копейка рубль бережет» и такдалее.
Чем эфемернее становятся деньги, перекочевавшие из кошельков на кредитныекарты и недоступные ни взгляду, ни ощущению электронные счета, чем ширестановится зазор между реальным трудом и его оплатой, тем яснее становится то,что деньги лично для нас – это то, что мы вкладываем в это понятие. Для однихэто доступ к различным удовольствиям, для других – свобода, для третьих –возможность изменить мир.