- Михаил Викторович, в чем, на ваш взгляд, заключаются основные причины нарушения сроков выполнения федеральной целевой программы создания оборонных холдингов?
- Вспомним, что разрушение кооперации и технологических связей между огромным количеством предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса, отсутствие оборотных средств, неэффективность менеджмента привели к тому, что ОПК в начале 1990-х годов как единый научный и производственный организм практически перестал существовать. Под угрозой оказалось перевооружение Российской армии. В конце прошлого и в начале нового века военно-политическое руководство государства пришло к пониманию необходимости оптимизации предприятий оборонной промышленности и объединения их в вертикально-интегрируемые структуры. Такая реорганизация позволяет создать эффективную систему управления, сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы, организовать кооперацию между производителями комплектующих изделий, обеспечить сбыт финальной продукции по максимальным ценам и, естественно, сохранить контроль государства за отраслью. Такие холдинги уже появились. Правда, их не так много, как предполагалось несколько лет назад.
В государстве не был создан механизм, дающий возможность предприятиям, поставляющим для основных производителей вооружений комплектующие детали, механизмы и многое другое, заключать самостоятельные контракты с зарубежными покупателями. Отсюда и незаинтересованность очень многих руководителей промышленности и целых коллективов входить в холдинги. Особенно резко эта проблема проявилась при формировании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Для ее решения в начале нынешнего года даже вышел специальный указ президента России.
Но для остального ОПК военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами жестко регламентируется федеральным законом о ВТС. Решение о предоставлении организациям права на осуществление деятельности в данной сфере и о лишении такого права принимается лично президентом РФ по представлению правительства России. На основании этого выдается соответствующая лицензия. Поэтому возникла необходимость внести изменения в статью 12 федерального закона о ВТС. Это дало возможность дочерним предприятиям сохранить ранее заключенные контракты с зарубежными покупателями, подписывать новые.
- Однако существует мнение, что этот закон окончательно открывает дорогу иностранцам к российским оборонным секретам .
- Да, подобной точки зрения придерживаются ряд депутатов Госдумы из левой оппозиции. Они считают, что изменения в законодательстве по ВТС открывают доступ иностранцам, в том числе разведывательным структурам, к секретам отечественного ОПК и это вызовет массовые утечки российской стратегической информации за рубеж. Откровенно скажу, что такая критика является не чем иным, как умышленным вводом в заблуждение и руководства страны, и общественности. На мой взгляд, это происходит из-за банальной некомпетентности в вопросах функционирования российского ОПК и в процессах его преобразования.
Поясню: в соответствии с Законом о государственной тайне в советы директоров и другие органы управления стратегических предприятий вводятся лишь те люди, которые имеют допуск к секретной информации. Этот документ оформляется компетентными органами. Возможность предоставления допуска иностранным юридическим и физическим лицам к российской секретной оборонно-промышленной информации исключена. Без допуска невозможно попасть в органы управления оборонных предприятий даже при наличии какого-то пакета акций. Соответственно и каналов утечки секретов не существует.
А если в наши дочерние предприятия придет реальный капитал, в том числе иностранный, то ничего, кроме пользы, это принести не может. Ведь в настоящее время инвестиции в ОПК мы собираем по крохам и за счет них пытаемся реанимировать наши оборонные промышленность и науку, создав фундамент для их развития. При жесточайшем контроле, когда разрешение на деятельность в сфере военно-технического сотрудничества дается лично президентом РФ, нет оснований утверждать, что при этом могут быть ущемлены интересы государства. Кроме того, необходимо понимать, что дочерние предприятия холдинговых структур выпускают продукцию военного назначения не более чем на 30% от общего объема производства. Все остальное - это рынок гражданского назначения, конкурировать на котором невозможно без серьезных инвестиций, как финансовых, так и технологических.
- Но разве до вхождения оборонных предприятий в холдинги они не имели возможности привлекать иностранных акционеров?
- В России до сих пор нет законодательства о холдингах. Но когда, например, самолетостроительные корпорации "Сухой" или "МиГ" были "сами по себе", они уже кооперировались с промышленными структурами, дочерние предприятия которых по факту имели иностранных акционеров. Внесение изменений в статью 12 закона о ВТС является правовой легализацией ситуации, сложившейся де-факто. Де-юре мы могли привести ее в соответствие раньше, но не спешили, потому что определяли, какие холдинги будем создавать.
Кстати, как раз в результате формирования холдинговой структуры мы снижаем долю и возможность влияния иностранного капитала в системе ВТС, усиливая при этом контрольную функцию государства. Таким образом, мы законодательно страхуем российский ОПК от возможного диктата заграничных конкурентов или даже заинтересованных правительств отдельных держав.
Подобным образом работает вся мировая промышленность, в том числе и оборонная. Так почему нам не перенять этот положительный опыт?
К сожалению, экономические возможности государства по решению внутренних оборонных задач плюс наши международные обязательства начинают не соответствовать возможностям отечественного оборонно-промышленного комплекса. Произошло это из-за стратегических ошибок в развитии государства, совершенных в 90-е годы прошлого века. Именно тогда были утрачены возможности для развития ОПК. Произошла потеря многих технологий, производственного потенциала. Ушли лучшие кадры, развалилась оборонная наука. Поэтому необходимо создать такой баланс сил и средств, чтобы обеспечить внутренние потребности и не потерять международные рынки.
Между тем к 2005 году количество предложений от заказчиков и наши возможности в сфере ВТС настолько возросли, что ресурсы ВПК уже не позволяют в полном объеме решать задачи по производству вооружения и военной техники для нужд РФ и выполнения международных контрактов. В 2006 году мы достигли исторического максимума по продажам оружия на сумму более 6 млрд. долларов в год. Потенциальный "портфель заказов" до 2009-го составляет более 20 миллиардов долларов. Эта сумма заложена в конкретных контрактах - действующих, переходящих и тех, которые мы можем заключить в ближайшее время.
- Если новейшие российские танки, подлодки поставляются в Индию, системы ПВО - в арабские страны, а самолеты-истребители - в Венесуэлу, то вертолетов "Черная акула" в Чечне что-то не видно. Выходит, новейшие отечественные разработки идут в первую очередь за границу?
- Не совсем так. В советский период был создан задел для разработки и выпуска новейших машин в авиационной и танковой промышленности, кораблестроении. Сейчас мы начинаем серийно переоснащать свои Вооруженные силы. Но те же танки Т-90 и другие системы вооружения не всегда востребованы в таком же количестве для нужд Российской армии. Ведь план военного строительства в России отличается от аналогичных задач других государств, потому что наша страна имеет ядерное оружие. Соответственно у РФ иная концепция обеспечения обороны и безопасности страны. Однако Государственная программа вооружения предусматривает закупку новейшей техники для армии и флота. Поэтому задача ближайшего периода как раз и состоит в том, чтобы сбалансировать возможности нашей промышленности под внутренние потребности, оставаясь при этом крупнейшим игроком на международном рынке вооружений.
- Можете ли вы рассказать, какие еще произошли изменения в военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными партнерами?
- Долгое время эта деятельность регламентировалась всего одним Законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и нормативными актами президента и правительства. Возник определенный правовой вакуум, который тормозил ВТС. Поэтому в 2006 году были внесены необходимые изменения в действующее законодательство, которые предоставили возможности для обеспечения лизинга вооружения и военной техники, серьезно расширили рынки сбыта.
В Закон "О рекламе" включена норма, которая позволила повысить эффективность проведения рекламно-выставочной деятельности в сфере продукции военного назначения и, соответственно, военно-технического сотрудничества в целом.
В июле этого года был принят законопроект "О внесении изменений в статью 177 Таможенного кодекса Российской Федерации". Благодаря ему установлен более продолжительный срок, чем ранее предусмотренные 2 года, для проведения на территории России сложного ремонта или модернизации отдельных образцов вооружения и военной техники.
Дополнен поправками рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой законопроект о внесении дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Он направлен на решение проблем, возникающих при оформлении многократных въездных виз иностранным военным специалистам на срок более одного года в рамках выполнения контрактных обязательств в области ВТС.
Подготовлены поправки в Гражданский кодекс РФ в целях учета ряда важных особенностей и опыта правового регулирования отношений интеллектуальной собственности, существенных для военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. В дальнейшем предполагается корректировка положений налогового законодательства, о легализации доходов, о конкуренции и других.
В будущем 2007 году в законодательство РФ будут внесены поправки, регулирующие деятельность ОПК. Готовятся концептуальные изменения в законодательство о государственном оборонном заказе. Кроме того, будет разработан и принят федеральный закон о холдинговых структурах. Он должен регламентировать процесс их создания и распределение управленческих полномочий внутри самих холдингов. В рамках закона будут решены вопросы о миноритариях, которые неизбежно возникнут при объединении предприятий. В законодательстве будут прописаны способы и направления государственной поддержки отечественного оборонно-промышленного комплекса.
- Скажите, пожалуйста, какие еще будут созданы холдинги в ОПК?
- Ныне кроме ОАК создается еще холдинг в судостроении. Готовится решение по образованию аналогичной структуры в сфере радиоэлектроники и ряде других отраслей оборонной промышленности. На первом этапе за несколько лет предполагается создать около 17 таких мощных оборонно-промышленных структур.
Из досье "НВО"
Михаил Викторович Бабич родился 28 мая 1969 года в Рязани. Окончил Рязанское высшего военное командное училище связи имени Маршала Советского Союза М.В. Захарова, Московский институт экономики, менеджмента и права, Государственный университет управления, Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба. Служил на командных должностях в Воздушно-десантных войсках, работал заместителем председателя правительства Московской области, первым заместителем главы администрации Ивановской области, председателем правительства Чеченской Республики, помощником директора Федеральной пограничной службы РФ. Перед избранием в Государственную Думу четвертого созыва - помощник министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Кандидат экономических наук.
http://nvo.ng.ru/concepts/2006-11-10/1_resursy.html