Геополитическая философия В.И. Ламанского

Новости Москвы 
0
959
Время на чтение 8 минут
Фигура Владимира Ивановича Ламанского, известного общественного деятеля второй половины XIX века - историка, слависта, геополитика, этнолога, публициста, критика - на протяжении долгого времени, к сожалению, была незаслуженно предана забвению

Фигура Владимира Ивановича Ламанского, известного деятеля второй половины XIX века - историка, слависта, геополитика, этнолога, публициста, критика и общественного деятеля, проводившего идеи славянофильства и панславизма - на протяжении долгого времени, к сожалению, была предана забвению. Между тем, Владимир Иванович являлся создателем и крупнейшим представителем целого направления в славяноведении и оставил после себя свою научную школу. Многие известные слависты, географы, этнологи, филологи, публицисты были учениками В.И. Ламанского, среди них такие имена как - Е. Петухов, А.С. Будилович, Н.В. Ястребов, Т.Д. Флоринский, Р.Ф. Бранд, К.Я. Грот, А.А. Шахматов.

Многие сочинения учёного, представляющие огромный интерес для читателя, интересующегося геополитическими и историософскими проблемами до сих пор не опубликованы, а немногие дореволюционные издания хранятся в отделах редких книг различных библиотек. Настоящая статья это - попытка восполнить данный пробел в отношении одного из ученейших и образованнейших людей своего времени (достаточно упомянуть, что он дружил и вёл переписку с Ф.И. Тютчевым, Иваном Аксаковым, Ф. Достоевским, А.Н. Майковым, Н. Страховым, А.Ф. Гильфердингом, Ю. Самариным, Л. Толстым).

В.И. Ламанский родился 26 июня 8 июля 1833 года в Петербурге в семье чиновника министерства финансов, впоследствии сенатора. Несмотря на свою принадлежность к течению славянофилов, в большинстве своём предпочитавших жить в Москве, Ламанский был коренным петербуржцем и всю свою жизнь прожил в столице Империи.

В 1854 году он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где изучал славянские древности и русские этнологию и географию на семинарах уже в то время знаменитого учёного-слависта И.И. Срезневского.

Увлечённость идеями славянофилов привела Владимира Ивановича к сближению с кружком московских славянофилов, куда входили братья Аксаковы, Ю. Самарин, Ф.В. Чижов. В Петербурге он поддерживал дружеские контакты с А.Ф. Гильфердингом и Ф.И. Тютчевым. Для начавшейся в это время полемики с австрийской периодикой о выражении русских начал, Владимира Ивановича привлекают к сотрудничеству со славянским отделом "Русской беседы" и газеты "Парус". После запрещения последней Ламанский активно сотрудничал с газетой "День".

Свою публицистическую деятельность Владимир Иванович совмещал с занятиями академической наукой и преподаванием. В 1859 году он успешно защитил магистерскую диссертацию "О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании". В 1867 году издал собственный перевод трактата словацкого деятеля первой половины XIX века Л. Штура "Славянство и мир будущего", оказавшего большое влияние на труды русских неославянофилов, в том числе и самого Ламанского, а также Н.Я. Данилевского и Ю.Ф. Самарина.

В 1871 году он защитил докторскую диссертацию на тему "Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе". Эта диссертация стала главной геополитической работой мыслителя, в которой он выразил суть взаимоотношений России с Западом и Востоком. С 1872 года Ламанский преподавал в Петербургской духовной академии, где 25 лет занимал кафедры русского и церковнославянского языков и истории русской литературы. С 1890 по 1900 гг. он состоял профессором академии Генерального штаба, где читал лекции о современном положении славян. В 1899 году стал академиком Петербургской Академии наук.

Уже в 60-х годах XIX века Ламанский сформулировал собственную историософскую концепцию коренных начал славянского просвещения, возрождения славян и их взаимоотношений с Россией, развивающую и детализирующую в практическом плане общие представления ранних славянофилов (таких как И.В. Киреевский и А.С. Хомяков). Отдельные теоретические положения Владимира Ивановича изложены в его магистерской диссертации, а также в очерке "Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях" (1865) и в статье "Изучение славянства и русское национальное самосознание" (1867). В полном виде эта концепция представлена в его докторской диссертации.

В этой работе Ламанский, также как Тютчев и Н.Я. Данилевский, на основании духовных (внутренних) признаков, а также географических, этнографических, религиозных, общественных и культурных особенностей каждой нации делит европейский мир на Запад и Восток. Западноевропейский мир он именовал "миром романо-германским", восточноевропейский - "греко-славянским". Ламанский пояснял, что "деление Христианско-арийского мира на восточный и западный - Греко-славянский и Романо-германский - основано на строгом различии их внутренних, существенных признаков". Типологическое различие двух названных европейских ареалов Владимир Иванович доказывал на основании ряда исторических, социальных, религиозных и культурологических фактов и показателей, среди которых основную роль играет т.н. "исторический возраст". Проводя сравнение России с Древней Элладой и Римом, объединившими значительное число разноплеменных народов, учёный утверждал, что "славянство, именно в лице русского народа, представляет собой громадный крепкий кряж или ствол, а все прочие инородческие племена являются её ветвями".

Ламанскому по праву принадлежит особое словоупотребление термина "самопознание", используемое затем А.А. Шахматовым и окончательно утверждённое впоследствии евразийцем Н.С. Трубецким. Таким образом. Можно сказать, что помимо историософской линии, представленной именами Ф.И. Тютчева, Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова, К.Н. Леонтьева, от славянофилов к евразийцам идет также и "академическая" линия: Ламанский - Шахматов - Трубецкой.

В указанной выше работе Владимир Иванович остановил также свое внимание на русофобских и антиславянских настроениях некоторых современных ему немецких публицистов и учёных, отметив в них негативно-презрительное отношение "цивилизованных" к русским в данном и славянам вообще.

Так, например, в одном журнале, выходившем в Австрии на немецком языке, русский был описан следующим образом: "характер русняков общий всем славянам - недоверчив, обманчив, лукав, без малейшей нравственности, без религии, непослушный начальству, в высшей степени тупой и грубый, предан пьянству и разврату". Более того, некоторые немецкие писатели и публицисты, - в частности, известный немецкий политический писатель Густав Дитцель - сравнивали русских и славян с неграми. Ламанский приводит следующее высказывание по этому поводу: "русские хоть и белые, но у них есть свойства негров. Они не работают более чем нужно, и без принуждения". При этом немецкий писатель самоуверенно считает, что именно немцы удерживают Россию от распада и разорения, находясь на высших постах империи.

Однако Ламанский верно замечает, что немцы "в последние два столетия из всех славянских земель наиболее боятся России, ибо справедливо в ней видят плотное, могущественное тело, которое, обладая притягательной силой и влиянием на западных славян, может легко вобрать вокруг себя все остальные славянские земли". Ламанский был одним из первых из наших публицистов во второй половине XIX века, который уделил серьезное внимание проблеме проникновения еврейства в Россию через польские, белорусские и украинские земли. Так, в статье "Евреи и немцы в Привистлянском крае" он выводит механизм закабаления польских земель евреями.

Среди признаков, определивших самобытность греко-славянского мира, учёный особо выделял нравственный идеал Восточно-христианской Православной Церкви, сохранившей чистоту христианских начал и, в первую очередь, принципы терпимости и свободы веры и мысли. Именно забвением этих принципов в католицизме объяснял Ламанский низкий, по его мнению, нравственный уровень европейского общества, который не могут повысить ни прогресс науки, ни улучшение материальных условий жизни.

Вместе с тем, скептически оценивая нравственное состояние западного общества, Ламанский, как и многие основатели славянофильства, несмотря на это, уважительно относился к западной науке и литературе - всему тому "великому и прекрасному", что было создано в Европе. Позднее, в последнем в XIX веке крупном историософском труде славянофильской направленности "Три мира Азийско - Европейского материка", Ламанский подверг свою концепцию определённой корректировке. В его схему был включён "третий" мир - Азия (народы, не входившие в Российскую империю), а Россия, славянские и некоторые неславянские народы, были объединены под названием "среднего мира". Мыслитель делил евроазиатский мир на три части: романо-германский, азиатский и греко-славянский.

Характеризуя наметившиеся тенденции развития романо-германских стран, он говорил о постепенной утрате Европой доминирующего положения в мировой политике и образованности (центр романо-германского мира), которое вскоре "переносятся из Европы в другие части света, особенно в Америку и Австралию с Полинезиею". Акцентирование им общехристианских основ всей европейской цивилизации (включая славянские народы) сочеталось с повторением положений о "разлагающем" воздействии католицизма на славян (особенно резким в этом плане было отношение учёного к полякам - "отступникам" от славянских идеалов).

Ламанский постоянно критикует прозападнический настрой образованный слоя русского общества, в то время, когда Запад, на самом деле хочет уничтожения России и греко- славянского мира и плетёт против этого многочисленные заговоры. "...Наши образованные русские люди,- утверждает он, - с того времени единодушно полагали, что ничто европейское, никакие европейские интересы и злобы не могут, не должны быть чужды русскому сердцу. Они за счастье почитали, когда проливалась русская кровь, тратились русские деньги на пользу и благо Европы. Им никогда в голову не приходило, что исконный, первый и главный интерес Европы Карла Великого и его преемников вплоть до Наполеона I и III до Вильгельма I и Фридриха II с их Бисмарком состоял в ослаблении, унижении, территориальном сокращении греко-славянского мира. Главную же представительницу Европа давно и справедливо стала считать Россию, чего сама Россия, особенно в лице её вождей и высоких представителей (с исхода XVIII века) не сознавала: ещё дольше она не поднимала историко-культурных, этнологических отношений между своим миром греко-славянским и собственно Европой, или миром Романо-германским".

Как и Тютчев, Ламанский относил Россию к молодому, до конца себя ещё не проявившему греко-славянскому миру, где самую важную роль играет православие. Но в отличие от Тютчева, он впервые, ещё до К.Н. Леонтьева, помимо славянских племён ввёл в орбиту интересов России также греков и ряд мусульманских народов. В этом плане его вместе с Константином Леонтьевым можно считать одним из предшественников евразийского учения. При этом Ламанский, также как Тютчев и Н.Я. Данилевский, был горячим сторонником славянского единства под эгидой России и православия. Он поддерживал Тютчева в мыслях о противодействии русофобии идеей империи, видя в этом позитивный смысл.

Как авторитетный учёный-славист, Ламанский был довольно заметной фигурой в общественной и культурной жизни второй половины XIX века. В 60-е годы он принимал активное участие в организации этнографической выставки и Славянского съезда в Москве в 1867 году (где также участвовали Ф.И. Тютчев, Иван Аксаков, А.Ф. Гильфердинг, Ю.Ф. Самарин и другие). Среди прочего, он был учредителем петербургского отделения Славянского комитета, в 1877 году преобразованного в петербургское Славянское благотворительное общество. В 1890 году Ламанский разрабатывал проект устройства этнографического музея Александра III, тогда же он основал этнографический журнал "Живая старина", главным редактором которого он оставался вплоть до 1910 года. На страницах Ламанский часто выступал против излишней русификации окраин империи и, в частности, насильственного насаждения русского языка в Литве (введённого, в том числе, А.Ф. Гильфердингом и отменённого в 1900 году).

Умер В.И. Ламанский в ноябре 1914 года, застав начало Первой мировой войны и во многом предсказав её начало в своих трудах т. Ещё в 1867 году, как отмечает его ученик Г. Князев, он указывал на опасность, угрожающую России с возникновением на "Балтийском и Немецком морях" сильного немецкого флота и стремлением немцев к объединению Северной и Южной Германии. Более того, в других своих работах он предвидел план совместной компании Германии и Австро-Венгрии против России.

Бог был милостив к Владимиру Ивановичу и ему не довелось застать страшную русскую катастрофу 1917 года, в которой, казалось бы, погибло все чему всю свою жизнь беззаветно служил этот замечательный ученый и патриот.



Используемая литература:

1. В.И. Ламанский. Евреи и немцы в Привистлянском крае.// Русский вестник. 1879. С.371-421.

2. Он же. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. - С - б., 1871.

3. Он же. Россия: полное географическое описание нашего отечества. ред. П.П. Семёнова -Тян - Шанского. - Сп-б.,1899-1914.

4. Он же. Три мира греко-славянского материка. - Пг.: 1916.

5. А.А. Шахматов. В.И. Ламанский. Некролог //Известия Академии Наук. 1914. Серия 6. Т.8. N18.

6. Материалы для биографического словаря действительных членов Академии наук. - Пг.,1915. Ч.1.

7. Русские писатели:1800-1917. - М.:1994. Т.3. С. 283-285.

8. Г. Князев. Русско-славянская цивилизация. - М.:1998. С.406-413.

9. Русское мировоззрение. Словарь. - М.:2003.

10. Русская литература. Словарь. - М.:2004.

11. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. - М.:2000.

С.С. Лабанов , кандидат философских наук.


http://www.pravaya.ru/ludi/450/9357
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лабанов
Чужие в европейском клубе
Русский мыслитель Николай Данилевский объяснил, почему Запад считает нас отсталой и агрессивной страной
12.01.2008
Эрн Владимир Францевич (1882-1917)
17 августа 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского мыслителя и публициста начала ХХ века, сторонника самобытных начал русской философии Владимира Францевича Эрна
06.09.2007
Все статьи Сергей Лабанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12