Беспощадность "русского термидора"

0
444
Время на чтение 7 минут
Террор 1937 года - это не порождение козней каких-либо "злодеев", а всей атмосферы фанатической беспощадности, создавшейся в условиях революционных катаклизмов.Во многом история повторяется.Мы переживаем начало поворота от либеральных реформ и приближаемся к воззмездию. Но что останется от нынешних либералов мы пока не знаем

В 2007 году богат на круглые дата трагических событий нашей: 90-лет февральской и октябрьской революций 1917 года, а также 70-летие своего рода ответного удара контреволюции, событий 1937-38 годов. Ведь во время так называемых репрессий были расстреляны почти все основные участники революции. Уже в течении более 20-лет на наше сознание идёт мощнейшая идеологическая атака либеральных сил пытающихся всех нас уверить в том, что события 1937 года были самые кровавые и жестокие события в нашей истории, при этом как то забывая о 1917, 1918-21, коллективизации 1929, голодовках 1921 и 1933 годов.

Пока на данный момент наиболее объективную оценку событий дали В.В. Кожинов, О.А. Платонов и, написавший "Бесконечный тупик" Д. Галковский. Говоря о 1937 годе, нельзя не сказать и о самой фигуре Сталине, являющегося сегодня предметом ожесточённых споров: либералы, патриоты, е монархисты, коммунисты его боготворят и ненавидят.

Однако, прежде чем переходить к событиям 1937 года, необходимо вернуться на несколько лет назад, к событиям конца 1934 года, к моменту окончательного перехода Сталина к патриотическим идеям и репрессиям по отношению к так называемой "ленинской гвардии".

Как вполне справедливо отмечает О. Платонов, именно в это время "постепенно меняется и характер большевистского террора". Если в 20-начале 30-х годов он имел преимущественно антирусскую направленность, то с середины 30-х годов "превращается прежде всего в наступление против антирусских, антигосударственных, космополитических" сил - профессиональных революционеров, большевиков, агентов многих иностранных разведок, масонов, то есть против тех организаторов геноцида против русского народа и братских народов России. И актом исторического возмездия стал сам факт того, что бывшие организаторы зловещего механизма подавления и террора стали жертвой рождённого ими детища.

Интересен взгляд на эту проблему и В.В. Кожинова. Сам Вадим Валерьянович особенно много писал на эту тему в последние годы своей жизни (достаточно вспомнить его главу "Загадка 1937 года", вошедшая в его книгу "Россия. Век ХХ. 1901-1939"). В ней он справедливо отметил, что и те, кто заняты сегодня выявлением "палачей", а с другой стороны "жертв" 1937 года, едва ли способны приблизиться к истинному пониманию сути дела, так же как и те, кто видят главного или даже единственного "палача" в Сталине, в его личном характере и индивидуальной воле.

Кожинов приводит по этому поводу высказывание Дмитрия Галковского из "Бесконечного тупика". Он как бы подводит итог с точки зрения своего поколения: "Какой год был самым счастливым за последние сто лет русской истории? Страшно вымолвить, но 1937... 37 -й это год перелома кривой русской истории. Началось "выкарабкивание"... 1937- это год смерти революционного поколения. Конечно, прогресс после 1937 можно назвать прогрессом лишь в соответствии с предыдущей глубиной падения. Но всё же...".

Об этой эпохе, с разных позиций писали современники событий: Л. Троцкий и Г. Федотов. Первый написал "Преданную революцию", а второй "Сталинократию". Оба написали в 1936 году, как бы предваряя основные события следующего года.

Давайте выслушаем обоих. Вначале, вот что говорил Троцкий: "Достаточно известно, -писал он, - что каждая революция до сих пор вызывала после себя реакцию или даже контреволюцию, которая, правда, никогда не отбрасывала нацию полностью назад, к исходному пункту... Жертвой первой же реакционной волны являлись, по общему правилу, пионеры, инициаторы, зачинщики, которые стояли во главе масс в наступательный период революции...".

И далее Троцкий конкретизировал понятия "реакция" и "контреволюция" непосредственно на "материале" жизни СССР в середине 1936 года: "...вчерашние классовые враги успешно ассимилируются советским обществом... - писал он. - Ввиду успешного проведения коллективизации "дети кулаков не должны отвечать за своих отцов..". Мало того: "...теперь и кулак вряд ли верит в возможность возврата его прежнего эксплуататорского положения на селе. Недаром же правительство приступило к отмене ограничений, связанных с социальным происхождением!" - восклицал в сердцах Троцкий.

В том же 1936 году, Георгий Федотов, эмигрировавший из СССР осенью 1925 года, то есть сравнительно поздно, что обеспечивало ему хорошее знание советской действительности, утверждал в работе "Сталинократия", что 1934 год начал "новую полосу русской революции... Общее впечатление: лёд тронулся. Огромные глыбы, давившие Россию семнадцать лет своею тяжестью, подтаяли и рушатся одна за другой. Это настоящая контреволюция, проводимая сверху. Так как она не затрагивает основ ни политического, ни социального строя, то её можно назвать бытовой контреволюцией. Бытовой и вместе с тем духовной, идеологической... право юношей на любовь и девушек на семью, право родителей на детей и приличную школу, право всех "на весёлую жизнь", на ёлку (в 1935 году было разрешено украшать новогодние ёлки - Прим. С.Л.) и на какой-то минимум обряда - старого обряда, украшавшего жизнь, - означает для России восстание из мёртвых...".

И далее: "Начиная с убийства Кирова (1декабря 1934 года) в России не прекращаются аресты, ссылки, а то и расстрелы членов коммунистической партии. Правда, происходит это под флагом борьбы с остатками троцкистов, зиновьевцев и других групп левой оппозиции. Но вряд ли кого-нибудь обманут эти официально пришиваемые ярлыки. Доказательства "троцкизма" обыкновенно шиты белыми нитками. Вглядываясь в них, видим, что под троцкизмом понимается вообще революционный, классовый или интернациональный социализм... Борьба... сказывается во всей культурной политике. В школах отменяется или сводится на нет политграмота. Взамен марксистского обществоведения восстанавливается история. В трактовке истории или литературы объявлена борьба экономическим схемам, сводившим на нет культурное своеобразие явлений...".

При этом характерно, что Георгий Федотов здесь же вспомнил о Троцком: "Революция в России умерла. Троцкий наделал много ошибок, но в одном он был прав. Он понял, что его личное падение было русским "термидором". Режим, который сейчас установился в России, это уже термидорианский режим. Это режим Бонапарта".

Немаловажно, что единое понимание (правда, с совершенно разной "оценкой") происходящих в 1934-36 годов событий было высказано двумя совершенно различными деятелями. Правда, при этом, они оба явно преувеличивали результаты "контреволюционных" изменений, делая это опять-таки по разным причинам: Троцкий стремился как можно более решительно разоблачить "предательство Революции", а Федотов - напротив, - внушить надежду на "воскрешение" России, какой она была до революционного катаклизма. И всё-таки, и тот, и другой взгляд мешал более объективному пониманию ситуации.

В рассуждениях Троцкого с очевидностью предстаёт "дурное" противоречие: он ведь сам заявил, что "каждая революция" сменялась "реакцией" или даже контреволюцией", то есть справедливо увидел в перевороте 1934-36 годов воплощение неотменимой исторической закономерности, однако далее начал негодовать по поводу вполне "естественных" последствий этого поворота истории (т.е. определённое восстановление прошлого).

В свою очередь, Федотов совершенно уместно напомнил о ходе Французской революции, которая закономерно породила Наполеоновскую империю, однако тут же заговорил о возможности "восстановления из мёртвых" дореволюционной России, - хотя, как ему хорошо было известно, ни "бонапартизм", ни даже позднейшая реставрация монархии (произошла в 1814 году) не смогли полностью "отменить" основные результаты Французской революции.

При этом, при всех оговорках, и Троцкий, и Федотов были правы в основной своей мысли, - в том, что страна, начиная с 1934 года, переживала "контреволюционный" по своему глубокому смыслу переворот.

Нельзя не вспомнить и о том, что в 1929-30-х годах по обвинению в "монархическом заговоре" и других подобных грехах было арестовано большинство виднейших историков России разных поколений - С.В. Бахрушин, С.К. Богоявленский, С.Б. Веселовский, Ю.В. Готье, Б.В. Греков, В.Г. Дружинин, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, А.И. Яковлев и другие. Но всего через несколько лет, все они, - за исключением Любавского, Платонова и Рождественского, которые, увы, не дожили до освобождения - не только возвратились к работе, но и вскоре удостоились самых высоких почестей и наград. К этому следует добавить, что почти все "обвинители" С.Ф. Платонова и других, начиная от марксистских историков Г.С. Фридлянда и М.М. Цвибаха и кончая руководителями ОГПУ и ЦККВКП (б) Я.С. Аграновым и Я. Х. Петерсом были в 1937-38 годах репрессированы. Поистине символическим актом явилось переиздание в том же 1937 году основного труда скончавшегося в 1933 году, главного обвиняемого, С.Ф. Платонова, и избрание в 1939-м недавних "врагов" Ю.В. Готье действительным членом и С.В. Бахрушина - членом-корреспондентом Академии Наук.

При этом, приписывание Сталину роли инициатора того(разумеется, весьма относительного) "воскрешения" России, которое произошло в середине 30-х годов, несостоятельно хотя бы потому, что в это время в стране было немало людей, которые никогда и не "отказывались" от тысячелетней России, несмотря на риск потерять за эту свою приверженность свободу или даже жизнь. Ведь именно таковы были взгляды историков пострадавших в 1929-30 гг. То же самое было присуще и Сергею Есенину (погибшему за 12 лет до этого, в 1925 году) и его кругу, доживших до 30-х годов (Клюев, Клычков, Павел Васильев и др.), которых начали арестовывать в 20-х годах. И с теми, или иными оговорками это можно сказать и о таких писателях как М.А. Булгаков, Иван Катаев, Леонид Леонов, Михаил Пришвин, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Вячеслав Шишков, да и многих и многих других. А также философов А.Ф. Лосеве и о. П.А. Флоренском, М.М. Бахтине.

И именно эти люди этого склада ума и мировоззрения вели очень упорную и долгую борьбу за Россию, и совершенно ясно, что поворот середины 30-х годов был подготовлен и их усилиями.

Но есть и другой аспект дела: именно те люди, против которых были прежде всего и главным образом направлены репрессии 1937 года прежде всего и главным образом направлены репрессии 1937-38 годов, создали в стране сам политический климат, закономерно породивший беспощадный террор. Более того, именно этого типа люди всячески раздували пламя террора непосредственно в 1937 году.

Таким образом, сам по себе террор 1937 года - это порождение не козней каких-либо "злодеев", а всей атмосферы фанатической беспощадности, создавшейся в условиях революционных катаклизмов. И согласно этой логике, понятны трагические судьбы О.Э. Мандельштама, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева, о. П.А. Флоренского и др. Но в это же время, были уничтожены почти все участники октябрьского переворота 1917 года. Вот каковы гримасы истории.

Во многом история повторяется. Сейчас мы переживаем начало поворота от либеральных реформ и приближаемся (разумеется на новом этапе) к воззмездию. Только вот, что останется от нынешних либералов и демократов и западников мы пока не знаем. Что ж, посмотрим!

http://www.pravaya.ru/look/14235
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лабанов
Чужие в европейском клубе
Русский мыслитель Николай Данилевский объяснил, почему Запад считает нас отсталой и агрессивной страной
12.01.2008
Эрн Владимир Францевич (1882-1917)
17 августа 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского мыслителя и публициста начала ХХ века, сторонника самобытных начал русской философии Владимира Францевича Эрна
06.09.2007
Все статьи Сергей Лабанов
Последние комментарии
Помяни его, Господи, во Царствии Твоем
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
18.04.2025 08:37
Памяти историка и Друга
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2025 06:59
Не истребим чиновничий зуд!
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2025 16:25
«Проблема распада России всё ещё актуальна»
Новый комментарий от Прайс
17.04.2025 16:10
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2025 11:11
Верные Царю земному и Царю Небесному
Новый комментарий от Очевидец
17.04.2025 10:45
Верные Царю земному и Царю Небесному
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.04.2025 18:50