Несмотря на то что большинство польских политиков декларативно объявляют себя католиками, далеко не все их инициативы находят поддержку у Католической Церкви. Так, в середине августа архиепископ Люблина Юзеф Жичиньский, выступая с проповедью перед паломниками в городке Черница, критиковал идею восстановления института смертной казни в Польше и Евросоюзе. Ранее президент Польши Лех Качиньский под предлогом, что "государство дает преимущество преступнику над жертвой, отказавшись от смертной казни", предложил провести в рамках ЕС дискуссию о ее восстановлении.
Инициативу президента подхватила "Лига польских семей" (ЛПС), популистско-консервативная партия, входящая в правящую коалицию. ЛПС начала собирать подписи под петицией о проведении в Польше референдума за восстановление в стране смертной казни. Пока высшая мера наказания должна применяться к "убийству на сексуальной почве ребенка моложе 15 лет". Заместитель председателя "Лиги" Войцех Вежейский заявил, что если удастся собрать необходимые 500 тысяч подписей, то референдум можно будет провести осенью вместе с выборами в местные органы власти. При этом активисты ЛПС считают, что смертная казнь не противоречит католическому вероучению.
Но что же на самом деле говорит Католическая Церковь о смертной казни? Критикуя инициативы польских политиков, Юзеф Жичиньский, в частности, напомнил об энциклике Иоанна Павла II "Evangelium vitae" ("Евангелие жизни"), в которой говорится, что "у преступника в наказание нельзя забирать жизнь". Эта энциклика увидела свет в 1995 г., и изложенные в ней тезисы относительно смертной казни были учтены при подготовке второго издания Катехизиса Католической Церкви" (1997 г.)
Если в первом издании "Катехизиса" (1992 г.) можно было прочитать, что учение Церкви "признает за гражданскими властями право и обязанность наказывать преступников в соответствии с серьезностью совершенного преступления, не исключая в особо тяжких случаях и смертной казни", то во втором издании этот пассаж существенно расширен.
В новом издании "Катехизиса" говорится: "Традиционное учение Церкви не исключает применение смертной казни, когда она является единственным возможным способом эффективно защитить от злостного агрессора жизнь людей. Если же бескровных средств для такой защиты хватает, то власти должны ограничиваться ими. На самом деле, сегодня случаи абсолютной необходимости уничтожить преступника уже крайне редки, вернее - практически даже не существуют". Последняя фраза - цитата из той самой энциклики "Evangelium vitae" Иоанна Павла II, который во время своего визита в США в 1999 г. и вовсе заявил, что "современное общество обладает средствами для самозащиты, не отнимая у преступников возможности искупить свою вину", а смертная казнь "жестока и не нужна".
Пожалуй, Католическая Церковь в Польше могла бы порекомендовать польским политикам обновить свои знания в области "Катехизиса" и тщательнее штудировать учение Иоанна Павла II, которого и Лех Качиньский, и представители ЛПС считают непревзойденным моральным авторитетом. Впрочем, архиепископ Юзеф Жичиньский считает, что за призывами вернуть смертную казнь стоит не вера, а политические интересы, желание произвести на избирателей впечатление "сильного человека" и "уверенность в том, что всякий не соответствующий нашим представлениям о человеческом обществе должен быть из него исключен".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна