Почему именно Италия оказалась под прицелом? Постановление было принято на основе иска, поданного итальянской гражданкой финского происхождения Сойле Лаутси, которая хочет дать своим детям светское образование. В своей жалобе она указала, что в общеобразовательной школе на курорте Абано Терме, в Северной Италии, куда ходили ее дети, распятие можно было увидеть практически в любом помещении. По мнению истицы, навязываемое присутствие в классах символа одной религии нарушает права неверующих и сторонников других религиозных учений.
Ранее такая же просьба госпожи Лаутси была отвергнута Государственным советом Италии, который счел, что распятие - не конфессиональный символ, а знак, глубоко укорененный в итальянской истории и культуре и принадлежащий всем жителям страны, будь они верующими или атеистами, католиками или приверженцами другой веры. Сейчас это главный тезис тех, кто не признает правомерность решения Страсбургского суда. Министр образования Италии Мариастелла Джельмини заявила по этому поводу: "Распятие является одним из наших традиционных символов, а вовсе не навязывает детям принципы католицизма. Но столь же верно, что никому, включая какой-то идеологизированный Европейский суд, не удастся стереть нашу идентичность". Другие члены итальянского правительства также резко высказались против судебного решения. Один из министров назвал вердикт "позорным", а другой посетовал, что "Европа забыла свои христианские корни". Правительство Сильвио Берлускони уже официально объявило о своем намерении обжаловать вердикт Европейского суда.
Семеро судей, составляющих Страсбургский суд, считают, что государства обязаны "соблюдать конфессиональный нейтралитет в общественном образовании". Это как раз то, с чем не согласны критики постановления Европейского суда. В Италии практически никто не поддержал это решение, за исключением мало кому известного "Союза атеистов, агностиков и рационалистов", а также представителей небольших неомарксистских группировок, усмотревших в вердикте торжество принципов светского, конфессионально нейтрального государства. Даже Пьерлуиджи Берсани, новоизбранный лидер главной партии оппозиции - Демократической партии (светского направления), отметил, что распятие в школах "никому не мешает". Но главным коньком противников Страсбурга является тезис, что распятие связано не столько с вероисповеданием, сколько с европейской "идентичностью", с ценностями и достижениями европейской цивилизации. В странах, где оно пустило свои корни, включая Россию, христианство не только религия, но и культура, искусство, фольклор, источник народных традиций и многое другое. Кардинал Вальтер Каспер заявил, что если снять со стен распятие, то остается "пустота", потому что Крест Христов - это символ любви к ближнему и терпимости, вся история Европы пропитана теми ценностями, которые выражает распятие, и эти ценности должны быть достоянием любого разумного человека независимо от его религии или отсутствия таковой. Со своей стороны, Итальянская епископская конференция заявила: "Решение Страсбургского суда вызывает горечь. Можно констатировать преобладание в нем необъективного и идеологического подхода". Пресс-секретарь Ватикана священник Федерико Ломбарди коротко отметил: "Близорукий и ошибочный вердикт был воспринят в Ватикане с удивлением и сожалением". По мнению представителя Ватикана, страсбургские судьи руководствовались мировоззренческой враждебностью к христианству.
Практически в Италии мало что изменится. Закон о том, что распятия должны присутствовать в школьных помещениях, был принят в 20-х годах прошлого века и подтвержден в 1929 году, когда Ватикан и Италия заключили первый конкордат, санкционировавший рождение самого Ватикана. Католицизм утратил статус государственной религии на основе нового конкордата 1985 года. Выставление напоказ распятия и других религиозных символов в общественных местах запрещено во Франции. Распятия в школах не присутствуют и в большинстве протестантских
http://religion.ng.ru/events/2009-11-11/3_italy.html