itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Догма или дисциплина

Католическое духовенство вновь поднимает вопрос о целибате

0
164
Время на чтение 3 минуты
Периодически в Католической Церкви поднимается вопрос о целибате, то есть о безбрачии духовенства. Как известно, в этой Церкви, по крайней мере в ее преобладающей части, которая следует латинскому обряду, обет безбрачия требуется не только от монашествующих, но и от обычных священнослужителей. Римская Церковь - единственная среди христианских Церквей, которая придерживается этого правила: в православии обет безбрачия обязаны соблюдать только монахи, а в протестантизме такого обета нет вовсе. Папы Римские, в том числе и последние - Павел VI, Иоанн Павел II и нынешний Бенедикт XVI, неоднократно подтверждали незыблемость целибата для духовенства. Тем не менее проблема все время выступает на передний план во внутрицерковных дискуссиях.

Многие считают, что целибат - серьезное препятствие для пополнения рядов духовенства, нехватка которого остро ощущается в современной Церкви. Немало католиков чувствуют призвание к священству, но не могут решиться принять сан, отказавшись тем самым от брака и семьи. И порой вопрос о безбрачии прямо или косвенно связывается с другим "больным" вопросом - о посвящении женщин в священный сан.

В феврале этого года сразу после своего избрания главой Конференции католических епископов Германии проблему безбрачия духовенства затронул архиепископ Фрейбургский Роберт Цоллич. В интервью еженедельнику Der Spiegel Цоллич сказал: "Связь между священством и безбрачием не является богословски обязательной". Этот вопрос, отметил он, не должен быть табуированным. Тем не менее Цоллич признал, что упразднение безбрачия - дело нелегкое. Отказ от целибата, сказал он, "стал бы революцией, за которой часть Церкви не пошла бы". По мнению Цоллича, для решения этого вопроса необходим Собор всей Римско-Католической Церкви.

Призыв пересмотреть дисциплину целибата пришел и из крупнейшей католической страны мира - Бразилии. Национальная комиссия священнослужителей, объединяющая духовенство страны, обратилась к кардиналу Клаудио Хуммесу, префекту ватиканской Конгрегации по делам духовенства и бывшему архиепискому Сан-Паулу, предложив превратить целибат из обязательства в добровольный выбор священника. Председатель организации бразильских священников Франсиско Душ Сантуш заявил: "Мы не требуем отмены целибата, но предлагаем обсуждать альтернативы, новые формы осуществления священнической миссии". В частности, по мнению Душ Сантуша, можно было бы рассматривать возможность "возводить в священный сан мужчин, которые к моменту рукоположения уже состоят в браке". Инициатива бразильских священников понятна и в свете особых проблем этой страны, где кадровый кризис достиг тревожных размеров. И это в то время, когда Католической Церкви приходится отражать (и не всегда успешно) натиск евангелических Церквей и целого ряда сект христианского и нехристианского толка. Кардинал Хуммес, выступая на собрании бразильских священников в Сан-Паулу, лишь коснулся поднятого ими вопроса и заявил: "Целибат - это дар Божий, и нельзя его воспринимать как что-то навязанное". Совсем недавно, в мае 2007 года, Конференция католических епископов Бразилии уже подготовила документ, аналогичный нынешнему призыву священников, и вынесла его на обсуждение Конференции епископов всей Латинской Америки (CELAM), которая, однако, его отвергла.

Стоит отметить, что пару лет назад тот же кардинал Хуммес высказывался значительно более решительно по вопросу о целибате. В 2006 году, сразу после того, как Папа Бенедикт XVI его назначил префектом Конгрегации по делам духовенства, Хуммес дал интервью бразильской газете Estado di Sao Paolo, в котором утверждал, что "безбрачие не догма, а церковная дисциплина". Поэтому, несмотря на то, что целибат духовенства "является частью католической истории и культуры, Церковь может задуматься над этой темой". Кроме того, добавил кардинал, "некоторые апостолы состояли в браке, и запрет на бракосочетание для священников был наложен несколько веков спустя, после становления самого института священства". Действительно, целибат стал обязательным для священников лишь при Папе Григории VII в 1074 году. До этого он являлся факультативным. Хуммес еще сказал, что "Церковь не неподвижный институт, она умеет меняться по мере потребностей". Любое решение, касающееся целибата, отметил Хуммес, не может приниматься впопыхах. "Церковь, - сказал он, - должна в первую очередь обсуждать и еще раз обсуждать эту проблему".

Однако вышеприведенные слова кардинала остались в прошлом, когда Хуммес прибыл в Ватикан и вступил в свою новую должность. По увещеванию Понтифика, он значительно смягчил свою позицию по поводу безбрачия. В кратком интервью итальянской газете Corriere della Sera он заявил, что вопрос об упразднении целибата "в настоящее время не стоит на повестке дня церковных властей". "Я, - продолжил он, - не имею никакого нового учения о целибате: то, что я говорю, - это то, что говорит учение Церкви. Само собой разумеется, это Папа руководит Церковью, и я охотно служу ему". Хуммес признает, что норма о целибате для священников Римско-Католической Церкви очень древняя и опирается на сложившуюся традицию как богословского, так и практического пастырского характера, на которых настаивали Римские Понтифики.

Впрочем, дискуссия о безбрачии духовенства вновь оживилась. При этом многие убеждены в том, что правило целибата следовало бы пересмотреть и модернизировать. Но кроме богословских соображений этому явно мешает уходящая в глубину веков устоявшаяся традиция. В этом отношении углубление диалога между Католической и Православной Церквами, изучение опыта православия могло бы помочь и католицизму найти новый подход к проблеме безбрачия священников.

Рим

http://religion.ng.ru/society/2008-03-19/8_celibat.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Джованни Бенси
Европейский суд против распятия
В Италии возмущены требованием убрать из школ религиозные символы
13.11.2009
Удар по Марксу
Папа Римский считает надежды коммунистов неосуществимыми
21.12.2007
Кто примерит кардинальскую шапку
Среди новых "князей Церкви" будут выходцы из стран бывшего соцлагеря
19.10.2007
Папа против зверолюдей
В Австрии Бенедикт XVI проявил научный пессимизм
19.09.2007
Новые кесари, мытари и общее благо
Грешно ли уклоняться от налогов, если государство транжирит народное добро?
07.09.2007
Все статьи Джованни Бенси
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Константин В.
05.02.2023 19:39
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Виктор
05.02.2023 15:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:15
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:10