Чего стоит, скажем, заявление одного из лидеров парламентского большинства Гиги Бокерия о том, что после выполнения постановления парламента трафареты и другие раритеты, оставшиеся от миротворческих сил России, займут почетное место в музее "советской оккупации", открытом недавно в Тбилиси. А лидер партии "Единое национальное движение" Майя Надирадзе считает, что "российские военные - это уже не миротворцы, они оккупировали эту территорию и собираются защищать свои интересы". Да и в самом постановлении подчеркивается, что если Москва не выполнит грузинские условия, то российские миротворцы будут считаться вне закона и их объявят оккупантами. Это тех, кто ценой своей жизни в период ожесточенных боев развел воюющие стороны, кто много лет обеспечивал мир на конфликтных территориях. За это время 112 российских солдат и офицеров погибли и 240 миротворцев получили ранения.
Как представляется, в голове у депутатов настолько помутнело, что они уже не способны понимать суть происходящего. Вероятно, это безнадежный случай, и остается только одно - пожелать им выступить с предложением о размещении в данном музее портрета дедушки ныне действующего президента Грузии, имевшего непосредственное отношение к "карающему мечу оккупационного режима" - НКВД.
Назвав постановление парламента "О миротворческих силах, находящихся в зонах конфликтов в Грузии", историческим, спикер Нино Бурджанадзе окончательно поставила под сомнение способность тбилисского политического истеблишмента адекватно оценивать ситуацию, складывающуюся в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. "В постановлении лживо утверждается, что действия российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии представляют один из главных барьеров на пути мирного урегулирования конфликтов", - говорится в заявлении МИД России по поводу решения грузинского парламента. И подчеркивается, что российская сторона "рассматривает принятое постановление как провокационный шаг, направленный на нагнетание напряженности, слом имеющихся переговорных форматов, ликвидацию договорно-правовой базы мирного урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов".
Вывод российских миротворцев из Южной Осетии и Абхазии приведет к возобновлению вооруженных конфликтов в этих регионах, считает заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками РФ генерал- лейтенант Валерий Евневич. "Последствия такого решения будут тяжелыми. Вся надежда людей, живущих в этих регионах, только на российских миротворцев. Именно на них держится мир в этих регионах", - заявил он во вторник на пресс-конференции в центральном офисе Интерфакса в Москве. Валерий Евневич только что вернулся из этого региона, где в прошлую субботу его и российского дипломата вопреки статусу задержали и после издевательской проверки отпустили. По его словам, в Абхазии и Южной Осетии ему задавали один и тот же вопрос: "Неужели вы уйдете?" "Потому что понимают: как только российский солдат покинет эту территорию, там опять прольется кровь", - подчеркнул Валерий Евневич.
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов также считает, что вывод российских миротворцев может спровоцировать гражданскую войну в Грузии. По его словам, "абхазы и осетины не станут мириться с таким положением, и вывод наших миротворческих сил - это прямая угроза для сохранения целостности самой Грузии. Абхазия и Южная Осетия уже заявили о том, что если за постановлением последуют конкретные практические действия со стороны руководства Грузии, то Сухуми и Цхинвали прекратят любые возможные взаимоотношения с официальным Тбилиси и выйдут из процесса переговоров по урегулированию конфликтов".
По словам полномочного представителя Южной Осетии в Российской Федерации Дмитрия Медоева, Тбилиси не может требовать вывода миротворцев в одностороннем порядке, поскольку они были введены в зону грузино-осетинского конфликта не решением парламента Грузии, а Сочинскими соглашениями, под которыми стоят подписи руководителей не только России и Грузии, но и Северной и Южной Осетии. Следовательно, решение грузинского парламента о немедленном выводе российских миротворцев с территории Грузии не накладывает на Россию никаких обязательств, считает Медоев. Еще резче высказался президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, заявивший, что российские миротворцы были и останутся гарантом мира и стабильности в зоне югоосетинского конфликта вне зависимости от решения грузинского парламента.
Не менее категоричен и президент Абхазии Сергей Багапш. "В последнее время Грузия целенаправленно шла к сворачиванию миротворческой операции и вытеснению российского воинского контингента, - указывается в его заявлении. - Для достижения этой цели руководство Грузии применяло все средства как политического, так и провокационного характера. Решение парламента Грузии побуждает официальный Тбилиси к ревизии достигнутых сторонами в процессе длительных и непростых переговоров соглашений и приведет к полному прекращению переговоров". Кроме того, президент Абхазии обращает внимание всех вовлеченных в переговорный процесс сторон, прежде всего ООН, Российской Федерации в качестве содействующей стороны, Группы друзей Генерального секретаря ООН, ОБСЕ, что "вся ответственность за эскалацию напряженности целиком и полностью ложится на грузинскую сторону".
Цели, преследуемые Тбилиси, очевидны. Нахождение российских миротворцев в зонах конфликта обусловлено действующими международными соглашениями. Разрушение ныне действующего миротворческого формата развязывает грузинским властям руки для осуществления силового плана по возвращению под юрисдикцию Тбилиси Южной Осетии и Абхазии. В этой связи в Москве решили предостеречь Тбилиси от безответственных акций, подчеркнув в заявлении МИД РФ, что "российская сторона предпримет все необходимые меры, чтобы обеспечить выполнение имеющихся международных договоренностей, не допустить дестабилизации ситуации в регионе, защитить права и интересы проживающих там российских граждан".
Очевидно, стремясь как-то снизить остроту ситуации, возникшей в связи с постановлением парламента, грузинский президент Михаил Саакашвили заявил, что окончательное решение по этому вопросу он примет после своего визита в Москву и личной встречи с Президентом России Владимиром Путиным. По его словам, Тбилиси "собирается консультироваться с российскими партнерами", причем гораздо интенсивнее, чем это было ранее. Что ж, Россия всегда была за диалог, но она не привыкла разговаривать с теми, кто ставит ей ультиматумы. Это не тот язык, на котором можно говорить с нашей страной.
http://www.redstar.ru/2006/07/20_07/3_03.html