А начиналось все 45 лет назад, когда бурное развитие советской космонавтики потребовало существенного развития и совершенствования систем связи. Тогда и был создан командно-измерительный центр для проведения экспериментальных исследований космического пространства. Вот как вспоминает первые дни работы узла ветеран труда Ирина Владимировна Петрова: "Работали через сутки. За смену передавали 200-300 сигналов. Сначала были образованы телефонный и телеграфный центры, линейно-аппаратный зал. Наиболее подготовленных специалистов отправляли в командировки на различные объекты для обеспечения надежности запусков космических аппаратов".
Шли годы. С образованием Центрального управления космических средств на узел связи была возложена и другая задача - обеспечение нового управления всеми видами связи. А с образованием в 2001 году Космических войск - обеспечение связью вновь созданных войск.
...Линейно-аппаратный зал старшего узла, без преувеличения, можно назвать его мозговым центром. Сюда стекаются кабельные магистрали со всех концов страны, рассказывает инженер дежурной смены старший лейтенант Андрей Курилов. Через специальную аппаратуру уплотнения сигнал преобразуется для отдельного абонента. Попросту говоря, без этого сегмента была бы вообще невозможна какая-либо связь.
Одним из основных элементов узла является коммутатор специальной связи, так сказать, для служебного пользования. Его задача - обеспечение бесперебойной связью абонентов с другими частями. Более 20 тысяч переговоров в месяц проходят через эту небольшую комнатку! И это еще не предел. При запусках, проведении учений и тренировок количество звонков зашкаливает за 1.000 в день, "докладывает" начальник отделения коммутатора лейтенант Марина Сергеева. А вот работают по-прежнему на аппаратуре конца 80-х гг. прошлого столетия - более современного оборудования здесь нет. Но именно эта неказистая на вид техника, как и в былые времена, функционирует как часы: без сбоев и аварий. "Этот парадокс объясняется просто, - включается в нашу беседу начальник телефонного центра подполковник Александр Саушкин. - Специфика специальной связи не позволяет перейти в полном объеме на современные цифровые технологии".
А вот на коммутаторе дальней связи, который обеспечивает междугородней связью командование Космических войск, специфика вполне позволяет. Здесь давно перешли, что называется, "на цифру". Для человека, не посвященного во все премудрости современных технологий в сфере телекоммуникаций и связи, он меньше всего напоминает коммутатор в обыденном понимании: без громоздких пультов с многочисленными телефонными ячейками абонентов и связисток с наушниками - нынешние "барышни" работают на современных компьютерах. Правда, и нагрузка у них поболее - около 70 тысяч переговоров в месяц!
Кипит работа и в телеграфном центре. Сюда также потихоньку добирается технический прогресс. Наравне с морально устаревшими агрегатами здесь обосновались и современные аппараты. "Новая аппаратура на порядок расширила возможности центра отправлять и принимать корреспонденцию одновременно, - бойко отрапортовал исполняющий обязанности начальника телеграфного центра майор Юрий Баннов. - Благодаря сканеру, который переводит корреспонденцию в электронный вид, легче стало работать и операторам".
Устойчива ли связь сегодня? Вопрос для нынешнего нестабильного времени, признаться, неоднозначный. Однако начальник узла связи полковник Сергей Колесник не без гордости за своих подчиненных и вверенное ему "хозяйство" заверяет, что проблем нет: "За всю историю существования узла не было ни единого сбоя, ни одной аварии".
Кстати, сама жизнь предоставила случай проверить надежность узла, что называется, на прочность. Вспоминается в связи с этим печально известный инцидент, происшедший в мае прошлого года, когда из-за аварии на Чагинской подстанции без электричества остались многие объекты в столице. А вот узел связи выдержал экзамен - последствия этой аварии его не коснулись. В считанные секунды в автоматическом режиме включился дизель-генератор, который обеспечил бесперебойную работу узла, другие подразделения Космических войск. И тем не менее руководство после этого случая решило подстраховаться: сейчас в электромеханическом отделе уже два дизель-генератора.
- Работа на технике не допускает ошибок, неточности в действиях, что может привести к непоправимым последствиям, нанести значительный материальный ущерб, - продолжает Сергей Федорович.
Именно поэтому здесь регулярно проводятся тренировки, которые позволяют значительно повысить профессиональный уровень обслуживающего персонала, добиться безаварийной и надежной работы систем связи.
Но какой бы надежной и современной ни была техника, главным достоянием этого уникального подразделения, как и много лет назад, являются люди. Поэтому основной акцент в работе руководство делает на подбор кадров. Нынешние сотрудники - это высококлассные специалисты, настоящие профессионалы своего дела. Среди них - полковник Геннадий Алтухов, подполковники Александр Жуков и Александр Панчихин, майоры Елена Вержанская, Юрий Баннов и Евгений Корякин, а также Алексей Домрин, Елена Подварко и Марина Сергеева... Их служба - пример для молодых офицеров, которые здесь особенно быстро набираются опыта.
http://www.redstar.ru/2006/05/12_05/2_03.html