itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Если Иран не считает существование Израиля законным, то мы разделяем эту позицию"

Харун Яшаи, председатель еврейского комитета Тегерана - "Газете"

0
254
Время на чтение 5 минут
В синагоге специального корреспондента "Газеты" Надежду Кеворкову ждали в пятницу утром, несмотря на то что это выходной день. Шаббат, как и повсюду в мире, у иранских евреев начинается с заходом солнца в пятницу. На синагоге, расположенной в фешенебельном районе Тегерана, на иврите и персидском указано, что это за здание. Поскольку найти в Тегеране ту или иную улицу довольно сложно, мои провожатые у всех встречных спрашивали, где находится "мечеть евреев". Точно так же накануне спрашивали, где тут "мечеть армян".

Разговор с главой еврейской общины начался несколько неожиданно: вместо рассказа про исторические корни иранских, или ширазских, евреев господин Харун сразу выступил с настоящим заявлением, отчасти предварив этим некоторые мои вопросы:

У нас возникает одна проблема при общении с иностранными корреспондентами. Все, что мы им говорим, они считают ложью. Они заранее убеждены, что исламская республика приставила к нашим головам дуло и требует, чтобы мы говорили так, а не иначе. На меня не оказывают давления, но иностранные корреспонденты почему-то не хотят это принять. Вы находитесь в свободной стране, можете свободно гулять и разговаривать с евреями. И можете проверить, говорю ли я правду.

- Господин Харун, сколько евреев было в Иране до революции и сколько сейчас?

- В 1355 году по нашему календарю (солнечному. - "Газета"), за два года до революции, евреев было 65 тысяч. Теперь их 25 тысяч. ИРИ всегда выступала против Израиля, некоторые евреи думали, что это скажется и на них. Они свободно уехали. Свободно можно уезжать и сейчас. После распада СССР из вашей страны уехало больше 2 миллионов евреев, осталось меньше десятой части. Посмотрите, какая показательная разница!

В 1991 году у вас была экономическая революция, а у нас в Иране революция была исламской - ислам притесняли, поэтому она и произошла. Из-за вашей нерелигиозной революции беженцев было гораздо больше, чем из-за нашей исламской.

- Евреи могут жить везде в Иране?

- Нет такого города, где бы ни жило хотя бы несколько семей. Если евреев-госслужащих по работе посылают в Кум или Мешхед (исламские центры. - "Газета"), они туда переселяются вместе с семьями. Самые большие общины в Тегеране, Ширазе, Исфахане. В стране 40 синагог, из них 23 активно работают.

- Вы живете в стране, где все суды - шариатские. Вам страшно?

- Религия евреев очень похожа на религию мусульман, в том числе в области закона. В нашем законе есть понятие "око за око, зуб за зуб". Поэтому мы не боимся тех положений, которые оговаривают условия равноценного наказания за совершенное преступление, смерть за смерть в том числе.

Закон в нашей стране одинаков для всех - протестантов, православных, католиков, мусульман, евреев.

В исламском суде, если рассматривается дело еврея, судья зовет кагана и советуется с ним, соответствует ли нашей религии наказание. Если вынесенное наказание входит в противоречие с нашим законом, то исламский суд изменяет решение.

Есть и другие показательные примеры. У нас только в Тегеране есть 10 средних школ для евреев. Дети, которые учатся в обычных школах, на уроки по религии приходят в специальные классы в еврейских общинах. Их оценки высылаются в школу. У нас есть дома престарелых, детские сады, лучшая после США и Израиля больница "Доктор Сапир", которая в основном принимает на лечение мусульман. Она находится в южной части Тегерана, а большинство евреев давно живут в северной (здесь расположены дорогие кварталы столицы. - "Газета").

- Интересно, по шариатским законам Ходорковского осудили бы в Иране?

- Его осудили за совершение преступления в области налогов. В этом случае в нашей стране для суда нет различия, кто этот человек - мусульманин или еврей. Для суда он иранец.

Если два еврея имеют судебные претензии друг к другу, то это дело может решить и исламский, и еврейский суд, как они выберут. Разводы, свадьбы, дела о наследстве - для решения таких вопросов мне не нужно идти в иранский суд.

- В мировых СМИ было много шума из-за материала канадской газеты, написавшей, что в Иране вот-вот нашьют евреям повязки со звездами Давида. Как ваша община реагировала на эти слухи?

- Нам не нужно реагировать на слухи, потому что мы точно осведомлены о том, что происходит. Автор этой статьи Амир Тохер до победы исламской революции был главным редактором газеты "Кейхан", а после стал активным противником революции. Руководству канадской газеты пришлось извиняться за его клевету.

Суть дела такова. В иранском парламенте шла речь о том, чтобы унифицировать форму хиджаба. Депутаты отклонили это предложение. Тохер из этой дискуссии придумал историю о религиозных нашивках. Я написал обо всем этом статью.

- Евреи обмениваются друг с другом пожеланием "на следующий год в Иерусалиме". Это разве не призыв к отъезду?

- Мы ежедневно молимся о том, чтобы евреям по воле Всевышнего собраться в Иерусалиме. Молитва - наш религиозный долг, а не побуждение к смене гражданства. Наши братья-мусульмане тоже молятся о том, чтобы Господь даровал им возможность совершить хадж в Мекку.

Евреи стали жить в Иране за 1500 лет до ислама, так что у нас давние традиции, мы в Иране - дома. Когда персидский царь Кир разрешил восстановить Первый иерусалимский храм, даже передал на это деньги, евреи начали активно ездить в Иран.

- Евреи могут пить вино в Иране? И откуда они его берут?

- Дома делают. У меня есть, могу подарить. На улице выпивать или ходить пьяным - это, конечно, у нас не принято. Евреи - не пьяницы, вино употребляют по праздникам, это религиозная традиция.

(Достает пластиковую бутылку из стенного шкафа.)

Сегодня, в шаббат, мы наливаем вино, благодарим Всевышнего, выпиваем и говорим "аминь", то есть "мы согласны". (Помощник проделывает все сказанное у меня на глазах в синагоге посреди столицы Исламской республики Иран.)

- Каковы повседневные отношения евреев с мусульманами в Иране?

- Загляните в синагогу в шаббат - к нам заходит множество мусульман посмотреть на службу, поприветствовать нас. Исламские студенты в нашей синагоге постоянно слушают лекции по нашей религии. На юге страны есть мавзолей пророка Даниила - святыня и для нас, и для мусульман. Мавзолей Эстер (Эсфирь. - "Газета"), мавзолей Галеви недалеко от Кума - все эти места посещают и мусульмане, и иудеи. Наш раввин встречался с прежним президентом Хатами, две недели назад он встречался с президентом Ахмадинежадом.

- Президент Ахмадинежад высказался о холокосте и Израиле, чем вызвал бурную реакцию в мире. Как вы отреагировали?

- Мы не согласны с позицией президента, касающейся холокоста, и мы направили ему письмо об этом. Я лично его составил. Как видите, я жив, никто меня не убивает. Мы живем в демократической стране, где каждый имеет право высказываться - и президент, и граждане.

Что касается Израиля и мысли о том, что его не должно быть на карте, то тут мы остаемся иранцами. Если политика нашей страны такова, что образование и существование Израиля не считается законным, то мы разделяем эту позицию. Мы - граждане Ирана, а не Израиля, мы не входим в детали политических разногласий нашей страны с другими государствами. Холокост - это общая для всех евреев тема, а политика страны - это совершенно другой предмет. В этом вопросе мы согласны с позицией нашей страны, а не какой-то другой.

- На каком языке евреи разговаривают в Иране?

- Как вы сами слышите, мы говорим по-персидски, это один из важнейших языков для евреев, на котором мы говорим уже три тысячи лет.

В отличие от других меньшинств Ирана - армян, ассирийцев, - мы и дома говорим на персидском. А что касается языка молитвы, то у мусульман это арабский, у нас - иврит.

http://www.gzt.ru/society/2006/06/28/210110.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Надежда Кеворкова
Все статьи Надежда Кеворкова
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.01.2023 21:34
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Константин В.
31.01.2023 21:25
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.01.2023 21:20
«Чебурашка» – недетская сказка
Новый комментарий от RosBuilding
31.01.2023 21:03
По сбору ДНК граждан «процесс пошёл»
Новый комментарий от Константин В.
31.01.2023 20:34