Подражать, но не копировать

Борис Муравлёв 
0
22.06.2006 168
В Государственной Третьяковской галерее хранятся выдающиеся памятники иконописи коломенских мастеров. Исследователи истории нашего края, в частности профессор А.Б. Мазуров, не без основания предполагают существование в Коломне уже в с XIV в. иконописных мастерских при владычном дворе епископа Вассиана (Топоркова).
Как долго и плодотворно трудились иконники-земляки - рассказ отдельный. Мы же не уходя в глубь веков, обратимся к современности, когда с возрождением духовности на русской земле оживает, восстаёт из пепла иконописание.
Сегодня наша беседа с Борисом Николаевичем МУРАВЛЁВЫМ, который одним из первых в нашем городе в постсоветскую эпоху стал писать иконы.
- Как и когда это произошло?
- Думаю, что такое случилось не без Божиего промысла. Первые два образа -Спаса Вседержителя и Державной Божией Матери для Тихвинского храма - я написал к превой службе на Пасху в 1990 году. А предшествовал этому более чем 10-летний путь художника-оформителя и вся предыдущая жизнь.
- Расскажите, пожалуйста, подробней.
- Дело в том, что лишь после окончания 9 класса, слишком поздно захотел стать художником, как и мой отец. До этого меня привлекали точные науки, готовился поступать в Рязанский радиотехнический институт. Но вот за год до окончания школы мои планы резко изменились. И стал готовиться к поступлению в Московский педагогический институт на художественно-графический факультет. Эти два творческих экзамена сдал на "хорошо". А дипломная работа, которую защитил на "отлично с похвалой" называлась "Страницы истории Коломны XIV-XVI вв.". Стал членом Союза художников в молодёжной секции. Последующая работа также была посвящена родному городу, его древним историческим архитектурным памятникам, духовным сокровищам, храмам. Вместе с отцом трудился художником-оформителем. Эта работа предшествовала будущей иконописи.
- А разве есть между ними что-то общее?
- Трудясь оформителем, познал много приёмов чисто технических, которые мне пригодились. Знал, например, как натянуть холсты, приготовить грунт, познакомился с работой темперными красками и т.д. Просматривая многое, сделанное мной в советское время, и, приступая к иконописи, понял, что ненапрасно отработал 10 лет.
- Невозможно неверующему человеку создавать иконы. Как вы пришли к Богу?
- По складу души, наверное, я давно неосознанно стремился к Нему. Наша оформительская мастерская, где мы трудились с отцом, располагалась в Покровском храме архиерейского подворья. А рабочий стол размешался на месте престола в алтаре. Мы знали об этом, но суть вещей не доходила до нашего сознания.
Воцерковление и иконопись как постижение ремесла происходили одновременно. Из окон мастерской наблюдали, как оживает и восстанавливается Троицкий храм на территории будущего Ново-Голутвина монастыря. Начались службы. Нередко прихожане храма обращались к нам за помощью. И мы с радостью помогали, чем могли. Однажды пришёл архитектор Борис Кисельников, который создал проект первого иконостаса. Он попросил материалы для написания таблички о сборе пожертвований на реставрацию храма. Так я познакомился со своим будущим напарником по иконописи.
- Вы работаете вдвоем?
- Да, вот уже около 15 лет. С интересом наблюдал за восстановлением храма. Первый раз попал на службу. Будущая игуменья монастыря Ксения дала Евангелие. Но пока курил, прикасаться к Святому Писанию не мог. Отказавшись от вредной привычки, взялся за чтение Евангелия. Возникло подспудное желание писать иконы, погрузиться в этот процесс. Когда стали восстанавливать Тихвинский храм, отец Николай Качанкин предложил поучаствовать в его реставрации. Скопированный Смоленский образ Божией Матери, который нашёл в журнале, отец Николай одобрил. Так начался процесс познания. Появились первые аналойные иконы, затем боковые иконостасы Тихвинского храма и т.д.
- Бытует мнение, что иконописец должен прежде убить в себе художника, а уж потом приступить к созданию образа.
- Разделяю эту точку зрения. Занявшись иконописью, отказался от светского творчества. В сущности, так сложилось, что ни от чего отказываться не пришлось. Получилось всё само собой.
Выражая Божественную суть, иконник не должен самовыражаться, по-своему трактовать библейские сюжеты и т.д. Должен следовать иконописным канонам. Мы с Борисом придерживаемся решений об иконописи, принятых Стоглавым собором Русской Церкви в 1551 году. В них сказано, что ничего не должно творить от себя. Нужно брать высокие образцы хороших мастеров и делать с них списки.
- Что же вы берёте за образец?
- Мы ориентируемся на XVII век. Эти образцы нам более понятны, может быть потому, что ближе по времени и лучше сохранились. Иконы этой эпохи, в частности, написанные Назарием Истоминым, более технически виртуозны. Привлекают образы Чириковской школы XX в. Образам более ранних мастеров (Рублева и другим) при нашей духовной неподготовленности подражать невозможно. Бессмысленно вторгаться в достигнутую монахами-аскетами духовную высоту.
Об иконах известных мастеров написаны сотни книг. Одни считают, например, что Рублев создал свою знаменитую ветхозаветную Троицу вопреки каноническим требованиям. Другие, и я с ними солидарен, утверждают, что именно соблюдение этих канонов дало возможность создать этот чудесный образ.
- А требует ли умозрение в красках творческих затрат?

В иконописной мастерской
- Иконопись даёт широкие возможности для творчества, но оно специфическое. Заниматься иконописанием очень интересно. Здесь есть элементы живописи. Надо гармонично подобрать краски, чтобы икона "не кричала", обдумать композицию и т.д. Творческие вопросы приходится решать постоянно. Мало получится, если брать икону и переписывать её "от а до я". Многие святые канонизированы недавно. Создавая их образы, по сути создаешь икону вновь, придерживаясь тех канонов, которые даны. В канонах всё расписано: в каких одеждах, головных уборах должны быть изображены мученики или преподобные, святители или пророки, что они должны держать в руках и т.д. В каждую работу вкладываешь душу, при этом используя технические приемы, которые возникли и не менялись с тех давних пор, когда появилась икона. Вообще технология создания иконы достаточно сложная. Тщательно готовим доски: трижды их проклеиваем, паволоку (ткань) вывариваем, пропитываем клеем, наклеиваем паволоку на доску, притираем её, и три дня доска сохнет. Затем левкасим: многократно наносим слой за слоем левкас (смесь клея и мела), потом шлифуем до глянца. Письмо иконы тоже очень технологично, всё идёт одно за другим. Сначала пишется доличное письмо: горы, архитектура, одежды и только после пишутся лики.
При совместной работе над иконостасами чаще всего я пишу доличное, а он - личное письмо. Такая практика совместной работы над иконой сложилась ещё в давние времена. Одним из сложнейших и важных этапов является покрытие иконы. Тайной остался состав олифы, которой работали старые мастера. Всё, что написали за эти 15 лет, - результат кропотливого труда, поиска и изучения по крупицам собранного материала по иконописи, старинных рецептов грунтов, клея, олифы и т.д. Иногда хочется просто понаблюдать за работой более опытного иконописца.
- Борис Николаевич, где можно увидеть ваши иконы?
- В минувшем году мы работали над центральным иконостасом Тихвинского храма. Там же в середине 90-х годов расписали "барабан". Нами был выполнен иконостас в Успенском соборе. Иногда работаем в Москве и Подмосковье. Например, расписывали небольшой старообрядческий храм на Белорусской в столице.
- Есть ли у вас личные творческие планы?
- Иногда очень хочется написать тот или иной образ. Но на том подчас из-за нехватки времени и заканчиваются творческие задумки. Но Бог даёт то, что нам надо. Вдруг появляется заказчик, которому нужно сделать именно то, о чём ты мечтал.
- Спаси Вас Господи. Да поможет Бог в трудах Ваших.

Записала Татьяна ПОГОДИНА.

http://blagovestnik.kolomna.ru/cultura.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Борис Муравлёв
Все статьи Борис Муравлёв
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Алина
21.01.2022 13:35
«Мавзолей на Красной площади будет стоять вечно»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
21.01.2022 13:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от р.Б.Алексий
21.01.2022 13:24
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от Сергей Швецов
21.01.2022 12:59
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.01.2022 12:58