itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Концерн "Религия"

Внешнеполитические неудачи РПЦ связаны с тем, что она превращается в концерн наподобие "Газпрома" или "Роснефти"

Новости Москвы 
0
197
Время на чтение 3 минуты
В последние месяцы Русскую православную церковь постиг ряд неудач за пределами отечества. После нескольких лет неуклонного сближения затормозился процесс воссоединения РПЦ и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Ушел под юрисдикцию Константинопольского патриархата бывший глава Сурожской епархии РПЦ в Великобритании епископ Василий (Осборн), по некоторым оценкам уведя с собой до двух третей приходов. Все более прохладными становятся отношения Москвы с Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе, которую РПЦ безуспешно попыталась увести из-под омофора Константинополя. В ней-то теперь в качестве викарного епископа и будет пребывать владыка Василий.

Как только ни пытались объяснить эти неудачи. И упрямым недоверием к Кремлю старой эмиграции, которая не заметила даже, что власть там совсем другая, и притоком в зарубежное православие мало в нем смыслящих иностранцев (владыка Василий, к примеру, американец, ну какой из него православный!), и хитроумным вероломством греков, которые на американские же денежки подрывают всемирный авторитет Московского патриархата.

На самом деле все сложнее и проще. Неуклонно сближаясь в последние годы с властью, РПЦ превращается в своего рода гигантскую корпорацию, где высшее управленческое звено бесконтрольно осуществляет всю полноту власти, вроде "Газпрома" или "Роснефти". Те монопольно владеют природными ресурсами, эта претендуeт на аналогичное владение ресурсами духовными. И, как положено такого рода структурам, начинает серию "дружественных поглощений" за рубежом.

Но претенденты на поглощение имеют принципиально иную природу. Они живут по другим законам. И в этом суть проблемы.

Судьбы русского православия после революции за рубежом сложились по-разному. Либералы во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) ушли под омофор вселенского патриарха в Константинополе (нынешняя архиепископия им наследует). Консерваторы и монархисты под началом митрополита Антония (Храповицкого) создали собственный архиерейский синод (РПЦЗ - его детище). И лишь горстка приходов сохранила верность Московскому патриархату. На базе одного из них в Британии великий православный проповедник Антоний (Блум) создал Сурожскую епархию. Между этими ветвями русского православия мало общего. Напротив, много богословских и политических расхождений. Особенно остро они проявляются между националистически и антиэкуменически настроенной РПЦЗ и открытыми к переменам "евлогианами". Но и "сурожское православие" имеет свое лицо, покойного владыку Антония не назовешь экуменистом. И все же есть одна вещь, которая объединяет всех. Это высокая степень внутрицерковной демократии. Она восходит к положениям Поместного собора 1917-1918 годов, когда русская церковь отделилась от государства и восстановила патриаршество и принцип соборности, позволяющий мирянам играть значительную роль в церковной жизни. Внутри России православию не удалось воспользоваться плодами этой реформы (из синодального пленения оно сразу попало под железную пяту большевиков), но за ее пределами - вполне. Сам факт жизни в условиях демократического общества еще более усилил соборные элементы в церковной жизни.

Но этот опыт свободы оказался совершенно не востребован в РПЦ.

Знаменитый устав Сурожской епархии, позволяющий обустроить церковную жизнь с учетом мнения всех членов церкви, был опубликован в 1998 году, но в Москве к нему отнеслись с прохладцей. Священный синод даже не счел нужным его одобрить. "Вы же и так по нему живете", - благодушно отшутился патриарх Алексий II. Устав РПЦ, принятый двумя годами позже, был проникнут совсем иным духом. Реальная полнота власти отныне принадлежала архиерейским соборам, то есть высшему епископату, тогда как роль рядового священства и мирян практически сводилась к нулю. Теоретически они могут участвовать в общецерковных поместных соборах, но их проведение целиком зависит от воли соборов архиерейских. Те же все более и более начинают походить на заседания совета директоров "Газпрома", и хлопоты с миноритарными акционерами им вовсе ни к чему. Парадоксальным образом это вполне устраивает тех россиян, которые в последнее время принимают веру.

Да, церковное строительство идет без их участия, но это освобождает их от тягот, которые накладывает нормальная церковная жизнь.

Они не только не участвуют в приходской деятельности, но и в церковь-то заходят от случая к случаю. Вся их "церковность" - это крещение детей, венчание да свечка во здравие или за упокой, которая торопливо втыкается перед наугад выбранной иконой. Они превращаются в идеальных потребителей ритуальной продукции, которую поставляет им корпорация РПЦ.

Понятное дело, что у евхаристической чаши этих христиан не встретишь. Но в социологических опросах они называют себя православными, и церковь радостно подтверждает, что так оно и есть. Обе стороны довольны друг другом. Для первой принадлежность к православию это скорее знак национальной и культурной идентификации (для многих чиновников еще и билет на вхождение в новую элиту), для второй - доказательство того, что строительство православия в отдельно взятой стране идет ударными темпами.

Российское православие, таким образом, разделено на два лагеря. В одном - всевластная и бесконтрольная монополия, живущая по своим корпоративным законам, в другом - не слишком требовательные потребители ее продукции. Но когда РПЦ пытается провести очередное "дружественное поглощение" за рубежом, она сталкивается с совершенно иной церковной жизнью, где миряне и священники на равных с архиереями участвуют в решении своей судьбы. И выясняется, что два этих типа церковного устройства практически несоединимы друг с другом.

http://www.gazeta.ru/comments/2006/06/19_a_677416.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Фаликов
Соборяне
Прошел X Всемирный русский народный собор
14.04.2006
Мир вместо унии
Объединению двух ветвей русского православия мешают консерватизм и демократизм зарубежной церкви
19.12.2005
Партнеры по вере
Исламский фундаментализм может вызвать усиление православного
07.10.2005
Кирпичи прилетели
В Москве разгромили Богородичный центр
09.03.2005
Все статьи Борис Фаликов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09