Возвращение русского и "третья Россия"

Новости Москвы 
0
497
Время на чтение 5 минут
В официальной риторике российского государства слово "русский" все постсоветские годы находилось под цензурным полузапретом. Считалось, что одно его употребление оскорбляет граждан России - "нерусских по национальности" - и подрывает основы существования "многонационального российского народа". Россия воспринималась как страна, в которой "русские по национальности" хотя и составляют большинство, но все же не являются титульной группой. И, более того, не имеют права на собственные групповые интересы, в отличие от любых других групп. Фактически это то же самое, что сказать людям: "вас больше всех - но именно поэтому вас нет".

Все это привело к политически опасной ситуации. Появились силы, пытающиеся говорить от имени подразумеваемого-умалчиваемого "русского большинства", делить население России на "русских" и "нерусских", возникла угроза нового противостояния. Образовались экстремистские группы, которые ставят своей задачей путем насилия добиться соблюдения прав "русского большинства" - вполне произвольно определяемого. Объективно существующая трудность в определении "эталонно русского" их не испугала: напротив, открыла новую удивительную возможность - выписывать патенты на русскость исходя из текущей политической конъюнктуры. Возникновение "патентных бюро" такого рода тоже не заставило себя ждать.

Корни проблемы - в исторической безграмотности интеллектуального и политического классов, открывающей богатый простор для манипуляций. Ошибка состоит в представлении о нации как о некой базовой этнокультурной общности, учреждающей собственную государственность. История же свидетельствует прямо об обратном: не нации учреждают государства, а государства создают нации.

Все без исключения европейские нации возникли как политические проекты. Запутанная история взаимоотношений племенных сообществ, территориальные различия в языке, хозяйственном укладе, даже фенотипе людей, - все это воспринималось системами власти исключительно как строительный материал для формирования коллективных идентичностей на подвластной территории. Либо, напротив, как проблема, которую следует преодолевать. Более того, мы знаем, что государства умеют создавать новые нации не только у себя, но и у соседа - в политических целях. История Европы в этом смысле есть история борьбы держав за право создать нацию - сначала в своей стране, а потом в чьей-нибудь еще.

Советский Союз тоже изрядно преуспел в национальном строительстве. "Национальность" - ключевое понятие советской политики - существенно отличается от европейского понятия нации. У нас оно означает некое устойчивое культурно-детерминированное сообщество, которому государство предоставляет определенный сервис - поддерживает и развивает территориальную автономию, язык, литературу, предоставляет квоту для национальных кадров во власти и т.д. Но это сообщество является органической частью общего, единого государства, в котором существует и множество других сообществ (не только национально-территориальных). Все это в совокупности и называется "многонациональный народ". Народ, в котором нет внутреннего разделения на "своих" и "чужих", а есть только пестрый набор разнообразных локальных отличий; народ, который объединяет огромное единое пространство без границ, виз и таможен. А также единая государственная власть, которая является "операционной системой" доступа к этому пространству и управлению им.

Немалое число национальностей, существующих в современной России и на постсоветском пространстве, стали таковыми благодаря советской этнографии и языковедению. Многие локальные культуры получили новую жизнь благодаря статусу национальных и через это - парадоксальным образом - вошли в пространство русского языка. Почему мы должны их сегодня считать нерусскими, если они изначально создавались в контексте русского мира?

В том, что воздвигаемые нами внутри России национальные барьеры абсолютно иллюзорны, легко убедиться, оказавшись за границей. "Russia" и "Russian" переводятся как "Россия" и "русский"; англоязычному человеку невозможно объяснить столь тревожащую нас разницу между понятиями "русский" и "россиянин". И это тот случай, когда англоязычный человек абсолютно прав: русские - это именно народ, а никакая не "национальность". Русские - открытая система. Быть русским - это заявительное право: русским вправе быть любой, кто объявляет себя таковым; и мы каждый раз оказываемся перед необходимостью признать этот акт. Но быть русским - значит подняться над своим местечковым, территориальным, этническим; отодвинуть его на второй план по сравнению с более значимой общностью. Поэтому нет и не может быть инстанции, доподлинно верифицирующей русскость и нерусскость, невозможно - по прибалтийскому образцу - ввести экзамен на знание России, поскольку нет в мире такого человека, который сумел бы его сдать.

Можно было бы сказать, что "русский" и "россиянин" - синонимы, но сегодня это все же не так. Правда, разница между ними обратна той, на которой настаивают наши доморощенные "нацисты": "русский" - не уже, а шире, чем "россиянин". Слово "русский" относится сегодня не только к государству Россия, но и к большому русскому миру - миру, созданному на основе русского языка и культуры, относящемуся к русской политической традиции. Это и обитатели пространства, перестающего ныне быть "постсоветским" (но остающегося русско-культурным), и русская эмиграция, и все, кто учился на русском языке в русских университетах, чтобы затем ехать в свою Африку или Азию строить справедливое общество - так, как понимали это русские. Русские - это одна из движущих сил мировой истории; московский политический режим - лишь некоторая, пусть и значимая, часть этой силы. И в этом смысле ничего не изменилось между 1914, 1991 и 2006 годами. Не верите? Спросите у Кондолизы Райс.

Но в чем тогда состоит политический смысл идеи русского? Источник знаний об этом - только один: это традиция русской политической культуры. Традиция, к образцам которой мы вынуждены обращаться сегодня при построении "третьей России" - России демократической, вслед за имперской и советской.

Дни русской политической культуры, которые пройдут в Москве в июне 2006 года, задуманы как время-место, где становится возможным это возвращение нашей истории. Современная Россия, выходя из "посткатастрофного" существования, неизбежно обречена вступить в права наследования исторического русского государства, неся полную ответственность не только за свой собственный короткий отрезок существования, но и за весь опыт русской истории; поскольку единство политической нации - это единство исторической судьбы. Сегодня это - необходимое условие ее дальнейшего существования.

* * *

Заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации - помощник президента Российской Федерации В.Ю.Сурков:

"Россия, как и большинство крупнейших стран Европы, сталкивается с проблемами нелегальной миграции, этнической преступности, межнационального напряжения. Безусловно, те, кто приезжает к нам учиться и работать, обязаны уважать и законы Российской Федерации, и традиции русского общества. В то же время распространяемая некоторыми политическими группировками ненависть к приезжим оскорбляет и традицию, и закон. Она не только никак не связана с русским патриотизмом, но и прямо враждебна ему.

Наша история показывает, что русские цели всегда выходят далеко за пределы национального быта.

Русская общественная мысль - и православная, и либеральная, и охранительная - ищет понимания у всех и справедливости для всех.

Всякое большое русское дело - будь то Третий Рим или Третий интернационал - всегда бывало делом сверхэтническим, общим для многих народов.

Нет никаких сомнений, что и развиваемый сегодня русский демократический проект открыт для всех народов России. И не только России.

Русская политическая культура отвергает этническую самоизоляцию, исходит из межнационального мира и стремится к нему.

Быть русским, помимо прочего, это еще и быть ответственным за бережное обновление уникальной собирательной и объединительной российской цивилизации".

http://izvestia.ru/comment/article3093629/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Чадаев
«За весь период спецоперации мы дважды прошли по краю»
Что на самом деле остановило украинский контрнаступ, как мы научились отражать атаки дронов и есть ли дырки в «железном занавесе»
05.01.2024
Мы – истинная Европа, остальные – самозванцы
Интервью с философом Алексеем Чадаевым
11.11.2023
«Страх победы и надежда на поражение»
О настроениях значительной части российской элиты
27.01.2023
Гаммельнский крысолов - берлинский пациент
Дудка крысолова из миллионов смартфонов шарашит не затыкаясь, на полную мощность
22.01.2021
Все статьи Алексей Чадаев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30