На международную конференцию, открывшуюся под эгидой Совета муфтиев, приехали представители Всемирной организации по сближению исламских школ из Ирана, ливийской Ассоциации исламского призыва и кувейтского министерства по делам ислама. Организаторы считают важным именно участие Кувейта как государства, официально пропагандирующего религиозную умеренность.
Именно к умеренности Равиль Гайнутдин и призвал молодежь. Он говорил также о гуманистических ценностях ислама, которые, по его мнению, остались без внимания в последние десятилетия. "Некоторым нашим братьям куда проще вести бесплодные споры про распавшийся халифат и проклинать западную либеральную культуру, не предлагая ничего взамен", - сказал глава Совета муфтиев. По его мнению, система ценностей либерализма в условиях "общества потребления" тоже переживает серьезную подмену понятий. "Гуманистические ценности в исламе - это не отрицание всеобщих прав и свобод человека, а свод моральных норм поведения, обязательный для мусульман. Это наша мирная цивилизационная альтернатива псевдолиберальной трактовке прав и свобод человека".
Равиль Гайнутдин назвал несколько причин, по которым исламская молодежь часто склоняется в сторону отнюдь не мирной альтернативы и уходит, как принято говорить на Северном Кавказе, "в лес". По его мнению, это явление "не имеет источника в исламе", и причины его "вполне земные", тогда как религия не только не санкционирует, но и запрещает экстремизм. Среди земных причин глава Совета муфтиев назвал тяжесть экономического положения, особенно в кавказских регионах, безработицу, коррупцию, социальную невостребованность, усиление национализма и ксенофобии и неоправданно негативный образ мусульман в ряде СМИ. Радикализации, по его мнению, способствует также "необъективное отношение к мусульманам отдельных органов власти". Говоря в этой связи о причинах озлобления людей, Равиль Гайнутдин обратился к примеру расследования убийства девятилетней таджикской девочки в Петербурге, но не стал касаться гораздо более болезненной темы прошлогодней атаки Нальчика. Хотя это нападение, по мнению многих наблюдателей, было во многом связано с неадекватным поведением местной милиции по отношению к общине верующих. Шейх назвал среди негативных факторов и практику препятствования строительству мечетей - по его словам, в итоге верующие собираются на квартирах или в частных домах, где часто проповедуются радикальные идеи.
Выход из положения сторонники умеренного ислама видят в развитии в России системы исламского образования, которая могла бы воспитать новое поколение образованных священнослужителей, пользующихся доверием верующих и проповедующих гуманистические ценности. Кроме того, важным является межконфессиональный мир и равноправие: в частности, Совет муфтиев полагает, что в светских школах должны преподаваться основы всех четырех "традиционных" религий России - православия, ислама, иудаизма и буддизма.
http://www.vremya.ru/2006/93/4/153212.html