itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Верь во что хочешь, но веди себя прилично

Русская Православная Церковь определяет своё отношение к "пресловутым правам человека".

Новости Москвы 
0
160
Время на чтение 7 минут
Заседание и документы состоявшегося недавно в Москве Х Всемирного русского народного Собора - вступительное слово Патриарха, доклад митрополита Кирилла и Декларация о правах и достоинствах человека - свидетельствуют, что Русская Православная Церковь (РПЦ) впервые пытается определить своё отношение к проблеме "прав человека".

Концепция прав человека, как правильно говорит митрополит Кирилл, "родилась и развилась в западных странах" и её развитие, начавшееся с эпохи Реформации, неотделимо от всего развития современного мира с его наукой, техникой, рынком и демократией. "Права человека", подчинение власти праву и принятие разными идеологиями и религиями общих правовых норм - одно из требований современности, один из аспектов модернизации. Но это - именно тот аспект современного общества, усвоение которого для России особенно трудно.

И для РПЦ, которая на протяжении всей своей истории - ни при царе, ни при советской власти - практически никогда не жила в правовых условиях и не сталкивалась с идеологическими вызовами со стороны современного демократического общества, определить своё отношение к "правам человека" - задача новая и сложная.

В средние века, эпоху безраздельного господства православной церкви в духовной жизни России, ни о каких правах человека речи идти не могло. Для людей этого времени было самоочевидно, что высшей задачей человека является "спасение души", для которого отнюдь не достаточно соблюдения общепринятых моральных норм ("добродетели язычников"), а необходима прежде всего вера, принадлежность к истинной Церкви. Это было время, когда Иван Грозный мог искренне надеяться попасть в Царствие Небесное, поскольку от веры он не отступал, в церковь ходил, посты соблюдал, исповедовался и т.д., а за убитых им Бог простит.

Нам сейчас уже трудно понять этот мир средневековья, в котором поступки, представляющиеся нам сейчас ужасными и аморальными, были вполне оправданными и даже нравственными. Сжигали еретиков, преследовали раскольников, насильственно крестили чужаков и язычников не негодяи и садисты (вернее, совершенно не обязательно негодяи и садисты). Это делали люди, которые были глубоко убеждены, что они спасают души людей. Ведь некрещёным язычникам и мусульманам после смерти уготован ад, а еретик - хуже заразного больного. Так как чума или холера могут лишь обречь людей на временные страдания и погубить тело, а соблазнённый еретиком обречён на вечные муки и погубит душу. Этот мир, где палачи и жертвы легко менялись местами, где, если бы идущие на смерть, но не отрекающиеся от своей веры еретики вдруг победили, они точно так же стали бы сжигать на кострах своих бывших преследователей, был по-своему логичен, последователен и даже гармоничен.

Но этого мира уже нет. В современном мире последние "бастионы" обороняющегося средневековья - это афганские талибы, взрывавшие буддистские "идолы", афганские судьи, которые недавно приговорили к смерти человека, перешедшего в христианство, иракские сунниты, подрывающие мечети "неверных" шиитов, обезумевшие террористы Аль-Каиды. В "большом" мире давно победили "права человека", которые означают подчинение всех религий общим морально-правовым нормам. Имманентный этому миру принцип, который с негодованием цитирует митрополит Кирилл - "свобода вероисповедания ограничена правами человека", что в переводе на простой русский язык значит: "верь во что хочешь, но веди себя прилично и не хулигань".

Могут ли религии подчиниться общим для всех правовым и моральным нормам современного мира? Подчиняются, значит могут. Но это всегда трудно, ибо противоречит естественному универсализму религии. Если ты действительно убеждён, что твоя вера истинная и единственная приводящая человека к спасению, сохранить её и одновременно не мешать проповедовать иноверцам, которые губят людские души, - очень нелёгкое дело. Чтобы подчиниться нормам прав человека искренне, принять общеобязательные правила поведения, религиям нужно очень глубокое переосмысление всего своего наследия.

Но этот процесс идёт, идёт уже давно и во всех церквах и религиях, хотя с разной скоростью, встречая разной силы сопротивление и в разных формах. Идёт он и у нас, и материалы Собора - тому свидетельство. Но, как всё у нас, он идёт очень сложно и мучительно.

Эти муки современного российского церковного сознания видны в документах Собора, в их противоречивости и нелогичности, проистекающих из-за присутствия в них разных, противоположных друг другу логик.

Одна логика - это нормальная логика средневековой веры, в которой, строго говоря, вообще нет места свободе вероисповеданий (не может быть свободы для проповеди того, что губит души людей) и правам человека (есть одно "право" - следовать учению Церкви, ведущему к спасению души). В соответствии с этой логикой Декларация заявляет: "Мы признаём права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру". Но как определить, что добро и что - зло? Митрополит Кирилл говорит: "различие между секулярным гуманизмом и религиозными традициями касается решения вопроса о том, кого считать авторитетом в определении добра и зла". Человек сам не может точно определить, что есть добро и зло - грех застилает ему глаза. Но "Бог помогает человеку сохранить эту способность распознавания через своё Откровение".

Пока что всё ясно и логично. Бог через Церковь дал Откровение, истинное определение того, что такое добро и что такое зло, и это ограничивает любые права человека. Они кончаются на пороге церкви. А общество должно подчиняться церкви, как носителю высшей Истины.

Но выдержать эту логику не получается. Современные идеи и ценности вторгаются в неё, искажают и порождают причудливые идеологические конструкции. Сразу же за словами митрополита Кирилла о том, что Бог помогает человеку распознать истину через Откровение, следует завершение фразы: "Содержащее хорошо известный и признаваемый практически всеми религиозными традициями свод нравственных правил". Это уже из совсем иной логики. До сведения христианского Откровения к своду общих для всех традиций нравственных правил, по-моему, не додумался ни один "секулярный гуманист". Это почище любой "ереси экуменизма", "экуменизм навыворот".

Между тем, это совсем не случайная неудачная фраза. Весь текст митрополита Кирилла построен на том, что никаких противоречий между "традиционными" религиями нет - почти так, как в древнем Риме разные языческие боги мирно сосуществовали, и преследовалась только "деструктивная" и "тоталитарная" секта христиан. Митрополит даже говорит, что между разными религиями должно быть "категорически исключено соревнование в миссии".

Здесь "терпимость" митрополита Кирилла - больше, чем терпимость западных обществ, которую он так осуждает. Он отвергает "западный" принцип подчинения религий общим нормам, но в западном обществе никто не запрещает "соревнования в миссии", его только вводят в рамки определённых правил. Митрополит Кирилл же вообще готов от него отказаться - отцы церкви и русские святые от такой его терпимости к буддизму и мусульманству должны в гробах перевернуться.

Как объяснить эти противоречия? Почему митрополита, который так осуждает "светский гуманизм" и "западное понимание" прав человека, не волнует то, что при "категорическом запрещении соревнования в миссии" миллионы китайцев, мусульман, буддистов и прочих так и не услышат Евангелия и будут обречены на вечную гибель? Откуда это сочетание нетерпимости к "деструктивным сектам" и терпимости к мусульманству, буддизму, кажется, даже иудаизму?

Дело в том, что логика веры подчиняется у митрополита Кирилла, а вслед за ним и участников Собора логике совершенно не религиозной, светской идеологии. Как вообще можно понять, во что человек действительно, а не на словах, верит? Это определяется его делами, его жизненным выбором. Вера - это то, что тебе действительно дорого, чем ты не пожертвуешь ради чего-то другого. Если ты идёшь на смерть, как протопоп Аввакум за то, чтобы креститься двумя перстами, ясно, что ты веришь в это, ты доказываешь эту веру своей жизнью и смертью. Но если ты готов отказаться от проповеди буддистам и мусульманам и вместе с ними, единым фронтом, противостоять соблазнам "западной цивилизации" с её "пресловутыми" правами человека, значит, твоя реальная вера - не вера в Бога и его Откровение, а в то, что западная цивилизация - источник зла.

Современность "обмануть" очень трудно, она подчиняет себе и тех, кто пытается ей противостоять. Ведь секуляризм и модернизм - это не только пересмотр традиции, не только экуменизм и женское священство у англикан и лютеран. Это и полное соблюдение традиции, когда реальным объектом веры становится не содержание этой традиции, а просто сама традиционность. Одно дело - верить в истинность своей религии и совсем другое - верить в то, что всякие народы должны придерживаться своих разных религиозных традиций и не отступать от них под влиянием западных учений о "правах человека" и иностранных миссий. Первое - это религиозная вера, второе - вера во вполне светскую и современную российскую идеологию, являющуюся комбинацией национализма, антидемократизма и традиционализма. Не случайно более чем сомнительный псевдонаучный термин "русская цивилизация" (интересно, говорят ли румыны о "румынской цивилизации", а албанцы - об "албанской") упоминается митрополитом чаще, чем слова "Христос" и "Евангелие".

Истинный смысл всех рассуждений митрополита и деяний участников Собора, по-моему, выражен словами Декларации, где говорится, что Собор "против использования прав человека для навязывания определённого государственного и общественного строя".

Власть в нашей "управляемой демократии" боится "оранжевых революций", боится идущей с Запада демократической "заразы". Но никакой серьёзной идеологии, которую она могла бы противопоставить идеям демократии, у неё нет. Однако, есть традиционный авторитет религии, который можно использовать. Если защиту строя, при котором у оппозиции нет доступа к СМИ, когда власть может снимать неугодных кандидатов в депутаты с регистрации, арестовывать олигархов, неугодных президенту и т.п., объявить защитой "русской цивилизации" и к этому прибавить защиту православной веры и "достоинства человека", получается не так уж и плохо.

Авторитарному государству нужна церковь, готовая противопоставить правам человека его "достоинство", которому противоречит терпимость к гомосексуализму и разрешение абортов, но не противоречит фальсификация выборов и цензура СМИ. И церкви нужно авторитарное государство, от которого - все материальные блага, и которое защитит её от иноверцев, пытающихся проповедовать русским и отбирать паству. Получается византийская "симфония" светской и духовной властей.

Когда-то в Англии была фраза: "Англиканская церковь - это партия консерваторов на коленях". Но в Англии, где демократия - неуправляемая, были и есть и другие церкви и другие партии. У нас в соответствии с особенностями "русской цивилизации" (в этом она близка ко многим другим "цивилизациям" - белорусской, узбекской, туркменской, северокорейской и т.д.) должна быть одна партия, которая так и называется: "Единая Россия", и одна церковь - Русская Православная.

http://discourse.intelligent.ru//text/200605231303.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Фурман
Что стоит за верой в Бога?
Религия может выступать как замена нравственности, а не как ее источник, считает профессор Дмитрий Фурман
07.06.2007
Наперегонки с апокалипсисом
Международный терроризм порождает всемирную власть
01.07.2002
Новые сосуды заполнило старое вино
В России завершилось становление ?народной монархии?
08.04.2002
Все статьи Дмитрий Фурман
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40