Дабы исключить всякие погрешности, к эксперименту подошли по всем правилам: подопытных разделили на три группы по шесть сотен пациентов в каждой. За здравие части больных должны были молиться священники протестантского и двух католических приходов. Остальные должны были бороться с заболеванием лишь своими силами и всеми средствами современной сердечно-сосудистой хирургии. При этом одна треть добровольцев, за которых ежедневно возносили молитвы священники, была проинформирована об этих молитвах. Кроме того, клирики молились за исцеление еще шестисот человек, которым, однако, экспериментаторы ничего определенного не сказали: этой группе было сообщено, что они могут попасть как в группу тех, за кого молиться будут, так и в группу тех, кто останется без помощи священников. То же самое "может быть" было объявлено и остальным 600 больным, но за их здравие уже никто не молился.
Тест с каждым из подопытных пациентов продолжался две недели: врачи внимательно смотрели за состоянием здоровья прооперированных больных. Но медицинские результаты оказались разочаровывающими: молитвы об исцелении так и не уменьшили высокий процент послеоперационных осложнений при шунтировании. Так, среди тех больных, за кого вообще не молились, ухудшение произошло у 51%. Практически такое же количество осложнений - 52% - было зафиксировано во второй группе пациентов (тех, кому молитвы священников твердо обещаны не были, но все же достались). А вот среди тех 600 человек, кто заранее знал о том, что за их здравие будут молиться клирики, число осложнений неожиданно выросло до 59%.
Никакого внятного объяснения столь удивительному результату Фонд Темплтона дать не может. Впрочем, наверное, и не требуется предпринимать попытки искушать Господа, смешивая сферу мистических феноменов с научными явлениями и пытаясь измерить уровень благодати статистическими методами. Психолога, возможно, заинтересовало бы то, насколько вера и молитвы самого пациента способны (или, наоборот, неспособны) увеличить его шансы на выздоровление... А загадочный итог эксперимента фонда, похоже, не принес никакой пользы ни врачам, ни теологам, ни тем самым клирикам, все старания которых оказались, по статистике, в лучшем случае бесполезными.
http://www.vremya.ru/2006/56/13/148925.html