- Многие родители, не посещающие храм, тем не менее охотно приводят детей в воскресную школу как в кружок дополнительного образования, мотивируя это тем, что дети сами выберут образ жизни. Когда вырастут. Как, по Вашему мнению, в этом случае правильно организовать образовательный процесс?
- Поведение родителей в корне неверное и даже вредное. Все душевные качества ребенку Богом дарованы в потенции. Какие качества души будут культивироваться, те и смогут достичь цветения, прочее останется не возделанным и, естественно, пребудет в эмбриональном состоянии. Посоветуйте таким родителям быть до конца последовательными: пусть не дают ребенку образования, а когда подрастет - сам выберет себе и "школу", и поприще деятельности. Вам возразят, что тогда ребенок вырастет "маугли". А вы напомните, что и Маугли воспитывался. Только у волчицы. А духовные качества без благодатного возгревания заглохнут и культивироваться будут только звериные инстинкты. Подмечено это и народной мудростью: некрещеный ребенок - бесенок!
- Как Вы относитесь к введению в современных церковных школах курсов рукопашного боя, общей физической подготовки и т. п.? Считается, что подобные занятия направлены на повышение интереса подростков к религиозному образованию.
- Общее физическое воспитание необходимо и полезно, пример - святитель Феофан Затворник. Но акцентировать подростка на рукопашный бой я бы не стал. Где гарантия, что это не перерастет в агрессивность? Оправдание духовных школ только в их указующем персте на духовные ценности и освоении их благодатной жизнью. В этом вся сила христианина: "Сия есть победа, победившая мир - вера ваша" (1 Ин. 5: 4).
- Современные дети, особенно старшего возраста, с большим неудовольствием относятся к авторитарному методу преподавания предмета учителем, который напоминает им общеобразовательную школу с необходимостью соблюдать жесткую дисциплину во время урока. Есть ли место либерализму в приходской школе?
- Подросткам, естественно, не может нравиться дисциплина, им интересен произвол. Но потворствовать им в этом, значит загубить духовное делание на корню. Бескомпромиссная дисциплина необходима, но не как палочный режим, а как увлечение подростка его интересом, которым и должен быть заполнен весь его досуг. Праздность - мать всех пороков. Заметьте еще: родители, любимые детьми, не те, которые с детей сдували пылинки и выполняли за них все работы, таковых под старость с квартиры распущенные дети, обычно, выбивают сапогами, а те, которые держали детей "в ежовых рукавицах" и тем подготавливали их к суровому жизненному поприщу. Таких родителей дети впоследствии, как правило, не знают, где и усадить, как и почтить.
- Должна ли воскресная школа давать знания того уровня, на которые затем можно опираться при поступлении в духовные семинарии и академии? Или приоритетная задача воскресной школы - широкое распространение Православия?
- В Православии наблюдается парадокс: чем строже подвиг, тем он практичнее, надежнее и скорее достигает цели. Полагаю, и в жизни воскресной школы, чем глубже и объемнее знания, тем они вернее будут способствовать не только процветанию школы, но и распространению Православия. Только при этом нужно следить, чтобы духовные дисциплины не сводились к одному знанию. У учащихся должна превалировать забота о духовном возрастании, иначе и Евангелие можно свести только к истории, тогда как оно всецело дух и жизнь.
- В воскресные школы иногда приходят дети из семей, состоящих, например, из православной жены и мужа, принадлежащего иной конфессии. Рано или поздно ребенок столкнется с разницей во взглядах членов семьи. Как предотвратить религиозный конфликт в рамках семьи?
- Забота школы должна сводиться не к заботе об избежании конфликта, а к раскрытию наличествующего в Православии духовного богатства, непреходящих ценностей. Если школа сумеет привить подростку любовь к этому, она исполнила свой долг перед Церковью. Забота же об устранении предполагаемых конфликтов не должна даже вставать перед корпорацией уже, хотя бы, потому, что "положивший руку свою на рало (плуг) и озирающийся вспять, не благонадежен для Божьего Царства" (Лк. 9: 62) Да и Христос "не мир принес на землю, но разделение" (Мф. 10: 34).
- Как Вы относитесь к участию детей в богослужении? И вообще, послушание в храме - обязательная составляющая религиозного воспитания или его нужно заслужить?
- С ранней юности я прошел иподиаконский путь, посему, не понаслышке только знаю о соблазнах, которые подстерегают прислуживающего в алтаре подростка, красующегося в стихаре, в особенности с орарем. Заслуги здесь, конечно же, имеют значение, но при условии, если они хотя отчасти сводятся к неподдельному смирению и молитве. Поэтому забота священнослужителей, их ответственность за школу состоит и в неусыпном контроле, дабы неизбежными соблазнами не культивировались эгоизм, тщеславие, угодничество, самодовольство и прочие непотребства.
- Люди часто жалуются, что постоянные прихожане православных храмов недружелюбно относятся к новым прихожанам: женщин заставляют надевать платок и длинную юбку, запрещают ходить по храму во время богослужения, разговаривать... Сектанты же, напротив, приветливы, улыбчивы, всегда готовы подсказать, что и как делать. Чем объяснить такую разницу человеку невоцерковленному?
- Ревность не по разуму у работниц храма, к прискорбию, часто проявляется часто. Настоятелям к этому следует относиться особенно внимательно - грубость нужно пресекать. Лично мне пришлось убрать двух очень ценных для храма работниц. Но и кричащий внешний вид некоторых захожалок в храме нетерпим. Обычно я сам выискиваю повод заговорить с ними, во время беседы доверительно предлагаю войти с ними в пай, чтобы приобрести, положим, столь нужное кому-нибудь платье. Если же это касается стрижки волос или непокрытой головы, то ссылкой на апостола Павла я объясняю историческую причину стрижки. Обычно это потрясает и все кончается искренними извинениями и обещаниями в будущем так не одеваться.
- В храмах, которые активно посещает молодежь, в среде молодых людей со временем естественно возникает, говоря на сленге, "тусовка". Храм становится местом не только и не столько молитвы, сколько местом приятного общения близких по интересам людей. Полезно ли такое общение?
- На "тусовках" обычно зиждутся нынешние зарубежные инославные приходы. Это, вроде бы, заманчиво и перспективно... Но слепо следовать этому не стоит. Начало сектантства, по крайней мере, в России, как раз и родилось из этой вожделенной, казалось бы, устремленности к духовному. Оставались на часок после службы для духовных бесед без пастыря, а, в конечном счете, все свелось к отвержению пастырства и Церкви. Так было у штундистов, да и у других сект. Правда, чаепитием заканчивалась праздничная служба и у митрополита Сурожского Антония (Блума). Но там всегда присутствовал он сам. Беседы же из его уст лились настолько содержательные и зажигающие, что это служило только к упрочению и процветанию прихода. Так пастырям, полагаю, можно и даже следует укреплять приходскую жизнь.
- В сознании многих, даже и церковных людей, пост ассоциируется с диетой. Какие разъяснения Вы могли бы дать по этому вопросу?
- Апостол Павел уделяет много внимания принятию пищи. Если отнестись к апостольским словам поверхностно, не вдумчиво, то можно вынести убеждение, будто и весь пост сводится к должному психологическому настрою. И действительно, нынче часто делают упор на ссылку: "пища не приближает человека к Богу и не отдаляет от Него". По отношению к идоложертвенной пище, быть может, все так и обстоит, но только при условии, если относиться к идолам как к каменным истуканам. Но ведь и сам апостол возвещает, что после Голгофы жертвы могут приноситься только бесам. Так вот, если где-нибудь в лесу доведется встретить (как это довелось видеть мне) принесенную по всем правилам сатанистами жертву, то не могу себе представить, чтобы христианин эту омерзительную скверну мог спокойно сварить и съесть. Какой здесь психологизм? Это чистейшая сатанинская скверна, темный мистицизм, к которому и прикасаться-то омерзительно, да и не безопасно.
Другой пример: современные модницы соблюдают строжайшую диету. Имеет ли это хоть какое-то отношение к посту? Никакого. Но если бы они то же самое воздержание совершали не для осиной талии, а ради и во имя Бога, то они недалеки были бы от Царствия Божия. Что здесь психологического? Ничего. Здесь уже чистейший христианский мистицизм, но он-то и дарован христианам в посте. И не для укрепления воли, а исключительно для приближения к Богу. Одинаковое деяние - и радикальная разница. Проследить это можно даже на райском состоянии.
Сказано было не вкушать от древа познания добра и зла. В Божием запрещении - весь смысл. Через своеобразный пост человек был поставлен лицом к лицу с выбором: быть ему с Богом или не быть. Выбор был сделан не в Божественную сторону - не быть! Причем выбирал не только любимый (Богом), но и любящий (Бога) человек. Ослушание совершилось посредством вкушения, через несоблюдение поста. Вот и отрицай теперь его мистическую значимость!
Не следует думать, будто ослушанием вошедшее в мир зло исчерпывалось одним нравственным аспектом. Оно гораздо глубже, идет гораздо дальше нравственной порчи людей. Ослушанием вошли в мир грех, смерть и тление.
Впрочем, на мистическую значимость поста, на его исключительность указал Сам Христос: "Сей род (бесовский) ничем не может быть изгнан, как только молитвою и постом" (Мф. 17: 21).
- Как Вы приучали к посту своих детей? Поделитесь отцовским опытом.
- Для семьи, в которой пост является правилом, нерушимым церковным установлением, детьми он также переживается как непререкаемый и обязательный.
- Вы опытный духовник, вот уже на протяжении 50 лет окормляете прихожан... Какие самые главные наставления Вы могли бы дать людям, собирающимся вступить на поприще святой Четыредесятницы?
- Христианином пост всегда переживается, как весна, как радость для души. (Совпадает это и с весной природной.) И это потому, что пост - не просто смена пищи, не диета, но духовное и неразрывно связанное с ним физическое упражнение, касающееся всех человеческих сил: и души, и тела. Он установлен Церковью для духовно мистического возрастания, для приближения к Богу, для встречи Пасхи не просто как грядущего праздника, а как новой жизни - во Христе. Для такого переживания Пасхи пост абсолютно необходим. Без него Пасха переживаться будет только как историческое событие.
- В этом же и пожелание к читателям: отнеситесь к посту как к такому церковному установлению, которое при строгом, ответственном и сознательном соблюдении поставит вас перед Живым Христом.
С протоиереем Владимиром беседовал Георгий Битбунов
http://www.pravoslavie.ru/guest/060329104012