Старец Иоанн

Новости Москвы 
0
253
Время на чтение 8 минут
Шел 1916 год. По городу Орлу в карете, запряженной белой лошадкой, ехал на службу архиерей. Он был погружен в молитву и не видел, что за каретой бежал шестилетний мальчик. Мальчик сопровождал архиерея каждый раз, когда тот следовал в собор. Архиерей был для него особенным, святым человеком, и сердце мальчика трепетало от восторга, когда карета появлялась на улицах города. Но сегодня архиерей заметил младенца. Он поднял глаза, чтобы благословить приветствующих его прохожих, и взгляд его встретился со взглядом худощавого мальчика, поравнявшегося с окном кареты. Весь его вид выражал полнейшую радость от почетной миссии и близости владыки.

Владыка повелел кучеру остановить лошадь и взял мальчика в карету. "У меня дух захватило от восторга", - рассказывал 80 лет спустя старец Иоанн.

- Как тебя зовут? - спросил владыка.

- Ваня, - ответил, смущаясь, малыш.

- А что, Ванюша, не хотел бы ты помогать мне в алтаре?

Как?.. В алтаре с архиереем?.. Его мечты не смели распространяться так далеко. Ванюша очень любил Бога, Церковь; быть на службе в алтаре с владыкой - это верх ожиданий.

- Очень хочу.

Так началось служение в церкви будущего старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

В соседнем приходе алтарничал тоже шестилетний мальчик. Послали туда за стихарем. Его дали на две недели. Две недели Ванечка испытывал настоящее счастье, но вот сговоренный срок истек, и законный владелец стихаря потребовал его вернуть. Слез Ваниных унять не мог никто, горе его было неописуемым. Видя это пламенное желание служить в церкви, любовь к ней, владыка благословил сшить Ване собственный стихарь.

- Потом в моей долгой жизни было все: тюрьма, лагеря, гонения, лишения, преследования, но я никогда, ни одной минуты не пожалел, что стал монахом, священником, - рассказывал старец.

Свой выбор он сделал еще младенцем раз и на всю жизнь, а выбранная дорога стала со временем узенькой тропочкой монаха-подвижника.

Знакомство мое со старцем Иоанном произошло заочно. Станция Белопесоцкий Ступинского района Московской области. Я хожу в школу, но часто на каникулах и по воскресеньям приезжаю сюда в храм. Старенький, измученный лагерями и тюрьмами протоиерей Вениамин Сиротинский (?1984 г.) заметил прилежную богомолку, стал приглашать домой. И я, часто ночуя после всенощной в уютном доме с заливающейся канарейкой, шумящим самоваром и огромным количеством старинных книг, подолгу слушала рассказы священника о Святой Руси, царе-батюшке. Запах ладана, тихо горевшая лампадка пред иконами, свежий чай, конфеты, интересные рассказы - что может быть лучше? Сюда, в этот домик, приезжали архиереи и приходили странники из Киева и Почаева. Боюсь пропустить хоть одно слово, а ночами читаю толстые, в кожаных переплетах книги о святых и все пытаюсь найти ответ на вопрос: "Как становятся святыми? Могу ли я выдержать мучения?"

Однажды утром, найдя меня спящей на очередной Минее рядом с горкой свечных огарков, батюшка Вениамин погладил меня по голове и на полусонный немой вопрос ответил:

- А знаешь, дочка, святые и теперь есть.

Сон прошел мгновенно, пружиной подпрыгиваю на деревянном топчане:

- Как есть? Где?

Новость вихрем парализовала сознание.

- А вот когда мы с отцом Иоанном Крестьянкиным были в Сибири в лагерях на валке леса, по его молитвам Господь исцелял. В леденящие до самой глубины морозы святили мы с ним тайно на Крещение воду, а потом этой водой и молитвой успешно лечили заключенных. Однажды дошел слух, что у начальника лагеря смертельно заболел ребенок. Врачи предсказывали скорую смерть и заявили, что ничего нельзя сделать для выживания. Кто-то сказал начальнику о нас (мы представлялись как детские врачи). В отчаянии послал начальник за врачами-заключенными. Мы попросили его выйти, сокращенным чином окрестили ребенка, дали выпить освященной воды, помолились, и - чудо! - на другой день ребенок был здоров.

Тяжело нам тогда было, очень тяжело: душа едва жила в измученной до предела плоти и, казалось, вот-вот покинет ее... Однажды в порыве нечеловеческой усталости и изнеможения о.Иоанн упал на снег и взмолился: "Матерь Божия! Возьми меня! Не могу больше!" И вдруг явилась ему Матерь Божия и сказала: "Нет, ты еще людям будешь нужен". Сейчас он старчествует в Псково-Печерском монастыре. Все ему открыто, как на ладони.

Сказанное не умещалось в моей детской голове. Казалось, что между мной и таким человеком - бездна, общение с ним невозможно...

Через год я в Печорах. Навстречу "летит" из Успенского собора какой-то батюшка в сопровождении двух десятков человек. Батюшка всех благословляет с любовью, что-то отвечает на ходу. Я подошла без малейшего напряжения или робости - так он был родственен. Задал несколько вопросов, в них - забота о девочке (обо мне), любовь. Батюшка настолько хорош, что подумала: "В раю, наверно, все такие". Захотелось быть с ним всегда, рассказать все секреты, даже те, которые не открыла бы родителям. Батюшка посоветовал, у кого можно остановиться на несколько дней (я приехала к духовнику), и попросил одного юношу проводить меня по этому адресу. Идем по улицам, я спрашиваю сопровождающего:

- А кто это был?

- Отец Иоанн.

- Что же ты раньше мне не сказал?!

- А что бы изменилось?

Да, действительно, что? Душа и так все почувствовала.

Я прожила в Печорах неделю, встречалась с духовником, с отцом Иоанном; школьные каникулы проходили замечательно. Уезжала, зная, что буду здесь при малейшей возможности. В поезде, лежа на своей любимой верхней полке, я смотрела в окно на мелькавшие пейзажи, гаснущий закат и молчала от переполнявшего душу восторга и тихой радости. Видимо, это заметил попутчик, молодой интеллигентный мужчина лет 25-27, весь какой-то тоже умиротворенный, светлый, и спросил:

- А вы случайно не от отца Иоанна едете?

- Да, от него.

- Я тоже. Потрясающее впечатление, правда?

- Да...

- Вот я окончил институт в Москве и уехал работать на Дальний Восток. Человек я ищущий смысла в жизни. Там я познакомился с заметным представителем одной восточной религии. Он поразил меня тем, что угадал однажды сказанную мною в Москве фразу о религии. Я стал ходить к этому "гуру", а вот теперь, через два года, приехал в Москву в отпуск, все рассказал друзьям, и один из них посоветовал съездить в Печоры к старцу Иоанну. Приехал, удалось поговорить. Меня удивил кругозор отца Иоанна, в отличие от кругозора "гуру", но поворотным ключом стало высказывание невзначай того самого моего выражения о религии и реакция на него "гуру", мои мысли при этом. Больше искать учителя веры незачем. От "гуру" тянет холодом, как от давно нетопленной печи, а отец Иоанн несет редкую теплоту и любовь.

Попутчик говорил все это от переполнявшей его радости. Он переживал то же, что и я, и мы прекрасно понимали друг друга, хотя были совсем незнакомые люди, встретившиеся единственный раз в жизни в поезде. Но как много оказалось общего у нас, таких разных людей!

Это было лето 1975 года, а поступил батюшка в братство Псково-Печерского монастыря 5 февраля 1967 года.

Биография батюшки богата.

Ванечка родился очень слабым, и боясь, что он умрет некрещеным, его мать - благочестивая Елизавета - попросила окрестить мальчика на третий день. Она много молилась о его исцелении и дала обет: если сынок останется жив, она посвятит его Богу. Мальчика крестили, и молитва матери была услышана. Младенец стал выздоравливать. В шесть лет он выбрал себе дорогу, а позднее к желанию Вани прибавилась просьба матери:

- Ваня, я дала обет, что ты будешь служить Богу; сможешь ты исполнить его?

- Смогу.

Позднее, будучи отроком, Ваня играл со сверстниками и спрятался в овраг. Вдруг откуда-то явился ослепительно белый агнец с золотыми рожками, поцеловал в щеку и пропал. Ваня рассказал об этом случае духовнику, и тот сказал, что Ваня будет священником.

Отец Иоанн был рукоположен во иерея в храме в честь Рождества Христова 25 октября 1945 года. Успешно окончил Московскую Духовную семинарию и академию, несколько месяцев состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры, а потом - опять служба в Измайловском храме Рождества Христова. До сегодняшнего дня помнят его старинные прихожане, как батюшка болел душой за церковь, за паству; как на Крещение возил на саночках воду, как заботился об убранстве храма, благочестии прихожан, до часу-двух ночи исповедовал и говорил проповеди. Еще в Орле у юноши Иоанна замечали прозорливость, звали не иначе как Иван Михайлович, и между собою шептались: "Святой..." Ничего не боялся батюшка, пламенный, горячий, смело критиковал недостатки власти, хотя и знал, что его ждет за это. Идет как-то батюшка Иоанн на службу, а церковный дворник подметает ступеньки храма. остановился батюшка и говорит: "Меня выметаешь?! Ну, выметай, выметай". На светлой седмице 1950 года его забрали. Начались пять лет тюрем и лагерей, и кто знает, может, этот срок был бы значительно дольше, если бы не заступничество митрополита Николая (Ярушевича).

Прихожане объявили бойкот батюшке, сотрудничавшему с НКВД, который рассказал о содержании проповедей отца Иоанна "где следует". Один Бог знает, кто сказал старцу о бойкоте, но однажды, лежа на лагерных нарах, батюшка сказал молоденькому пареньку-заключенному:

- Павлик, тебе завтра радость будет.

- Какая?

- Увидишь. Я тебе в шапку записочку зашил, ты отнеси ее по адресу.

Утром Павлика освободили, освободили неожиданно; он отнес в Москве записочку по адресу, а в ней "Божие благословение" и просьба простить батюшку-осведомителя, как простил он, и посещать совершаемые им богослужения.

После освобождения - служба во Пскове и в храмах Рязанской епархии. Опять забота о благолепии; на руках перевозили его помощницы из Москвы по 100 литров краски на электричках, случайных машинах. А в храме с.Летово 17 лет на престоле газета вместо покрывала... Приезжает в Москву, просит своего давнего друга-сторожа: "Отпусти супругу свою пошить на храм, сил нет смотреть на это". Шили, красили, потом опять перевозили - и так до 1967 года, когда стал насельником монастыря.

Долгие монастырские службы, исповеди по четыре-пять часов, проповеди, задевающие за живое, многочасовые беседы, письма, которым нет числа... Сколько сделал старец для Церкви, для нас... Этого нельзя измерить.

В его келье такой же порядок, как в душе: абсолютная чистота и любовь ко всякой иконочке, всякой святыньке, любовь к молитве. Любовь его к людям безгранична. Обличает батюшка как-то через себя, не укоряя, без нотаций и увещаний, которые так не любят современные молодые люди.

Приходят ко мне на Рождество 1993 года дети славить Христа. Дети очень бедны и рады любому гостинцу. После поздравления дарю им конфеты простенькие, карамельки, хотя есть дорогие шоколадные, и думаю при этом: "Ну, этим-то и дешевые в радость, а с шоколадными сама чайку попью с друзьями". На другой день иду вечером в монастырь что-то сказать старцу Иоанну, он беседует с паломниками в приемной. Полумрак. Открываю дверь и просовываю голову:

- Благословите.

- Ну, заходи, заходи.

Берет за руку, сажает рядом, достает из просфорного мешочка горсть кругленьких карамелей-лимончиков: "На, хороших-то жалко", - и стал что-то говорить. Никто ничего не понял, никто не увидел в темноте, как маковым цветом вспыхнули щеки, а под платком готовы сгореть уши, никто, кроме меня, не почувствовал, что я проваливаюсь сквозь пол в преисподнюю, захотелось побежать домой и отдать все самое хорошее любому встречному. Была бы такая реакция на слова, сказанные другим священником (чаще всего с иронией, поучительно)? Очень сомневаюсь!..

Может батюшка и утешить одним словом. После моей первой встречи с ним в 15 лет прошло лет 20, но меня часто мучила совесть, что огромное количество привезенных тогда записок со всеми приложениями просто отдала за ящик, а не разобрала на сорокоусты и литургии, "о здравии" и "о упокоении", поручив это монаху. Вот с этими укорами совести стою в Успенском на литургии, а в голове все те же мысли о записках. Кончилась служба, мимо проходит батюшка Иоанн и на ходу бросает шепотом: "Все правильно ты тогда сделала". А ведь я не говорила ему о своих переживаниях.

Вот такой он - наш любимый старец. Его витиеватая речь грамотна и содержательна. Он цитирует наизусть прозу Н.В.Гоголя, которого любит, А.С.Пушкина и святых отцов. Почему-то с ним так хорошо, что забываешь скорби и горести. Еще недавно он говорил: "Не ходить надо, а летать". Он и летал от одного горя к другому, и только возраст и немощи привязали его к келье. Но все-таки хочется, чтобы он не спешил в Вечность, невзирая на свои 95 лет, которые ему исполнились 11 апреля 2005 года. А мы все падаем ему в ноги земным поклоном и восклицаем: "Спаси Бог вас за вашу любовь, молитву, сострадание, за всю вашу жизнь, и пусть она не кончается еще многая-многая-многая лета!"

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n171/ta006.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29