Кортеж с останками монахини (в миру Лусии Жезуз душ Сантуш) сопровождали четверть миллиона паломников. Во избежание эксцессов были приняты повышенные меры безопасности. Слава сестры Лусии в католическом мире связана с тем, что после смерти ее младших сестры и брата во время эпидемии гриппа-испанки в 20-х годах прошлого века она осталась единственной живой свидетельницей многочисленных явлений Девы Марии в пещере Кова де Ириа около Фатимы, где она пасла коз.
Однако Жазинта и Франсишку, как считается, только лишь видели Богородицу, а Лусия с ней разговаривала. И именно ей, хотя девочке было тогда всего 10 лет, Дева Мария доверила 13 мая 1917 года три тайны. Лусия раскрыла их лишь незадолго до кончины в возрасте 97 лет.
Во всей этой истории много непонятного. Начнем с того, что пастушков на самом деле - четверо. Был еще и третий брат Жоао Мартуш. Он умер в 2000 году в возрасте 93 лет. И он всю жизнь твердил, что вместе с братом и сестрами на лугу в Кова ди Ириа он ничего не видел.
Но простым людям, как известно, очень хочется чуда, а некоторые люди, совсем непростые, в таких чудесах весьма заинтересованы. А потому опровержения Жоао объясняли просто: хоть он и был на месте чуда, ему не было дано увидеть Богородицу, ибо вера его была слабой.
Впрочем, не только Жоао, но даже многие глубоко верующие жители Фатимы не верили утверждениям девочки про ее встречи и беседы с Девой Марией, более того, считали их святотатственными. Родители Лусии часто поколачивали ее, подолгу запирали в доме. Ее даже забирали в полицию, считая обманщицей, которая смущает покой в округе. Тогда пастушка попросила Богородицу явить чудо другим, чтобы подтвердить ее слова. Многие собрались в назначенном месте, однако в указанный час Дева Мария не явилась.
Лусия стояла на своем. После того как ее брат и сестра скончались, она в 1921 году покинула Португалию и уехала в Испанию, где в городе Туи в Галисии постриглась в монахини под именем Мария де-лос-Долорес. В Испании она прожила почти четверть века. Потом Ватикан взял бывшую пастушку под свое покровительство, ибо для укрепления веры среди паствы такие примеры просто необходимы. В 1948 году она была переведена в монастырь кармелиток Святой Терезы в Коимбре, на ее родине. Оттуда она практически не выходила, если не считать четырех раз, когда монахиня сопровождала Иоанна Павла II в город Фатиму и молилась рядом с ним.
В монастыре в Коимбре сестра Лусия жила в самом глубоком уединении. Лишь изредка она принимала близких родственников. Настоятельница монастыря и местный епископ не имели права разрешать кому-либо встречаться с ней. Это мог сделать только всесильный в Ватикане кардинал Ратцингер, причем разрешения на встречи со знаменитой монахиней он давал крайне редко.
Объясняли это тем, что сестру нельзя отвлекать от написания мемуаров. И она действительно написала их целых пять томов. Никого не смущало то, что она была с детства малограмотной, - утверждали, что ее рукой водил Дух Святой.
Пока сестра Лусия находилась в Коимбре, в Фатиму началось паломничество больных людей, поверивших, что в этом месте Дева Мария совершает чудодейственные исцеления. Из года в год нарастал поток людей, которые ползли туда сотни километров на коленях или передвигались на костылях. Сейчас в бывшее глухое село, которое превратилось в знаменитый и преуспевающий город с 5 тыс. жителей, ежегодно прибывает до 5 млн. паломников и просто туристов.
К их услугам 48 гостиниц, десятки ресторанов, множество магазинов и лавок, в которых продают миллионы сувениров с изображением Фатимской Богородицы, мешочков с землей и бутылочек с водой из этих мест. В 2004 году город получил от этого доход в 15 млн. евро.
Многие португальские священники не только проявляют скептицизм по поводу чудес в Фатиме, но и резко критикуют Ватикан за поощрение фанатизма, ничего общего с истинной верой не имеющего.
Обозреватели отмечают, что Фатима как место самого крупного в ХХ веке религиозного чуда выбрана не случайно. В начале века португальская Церковь была отделена антиклерикальным правительством республики от государства, лишилась влияния и многих богатств, а потому искала любой возможности укрепить свои позиции. Содействовал ажиотажу вокруг чудес в Фатиме и режим диктатора Каэтану Салазара, который в 1928 году установил фашистскую диктатуру. Сила этого режима была прежде всего основана на страхе перед "португальским гестапо" ПИДЕ, невежестве простого народа, увлеченного футболом, народными песнями и культом Фатимской Богородицы.
Что до пресловутых трех тайн, которые Богородица сообщила сестре Лусии, то они долго держались в секрете, усиливая интерес к ее хранительнице.
Первая, ставшая известной в 1943 году, гласила, что Первая мировая война в ближайшее время закончится, однако за нею последует вторая, еще более страшная. Тайны особой не было, поскольку эти события к тому моменту уже произошли.
Вторая гласила о страшной угрозе человечеству, какой станет "безбожная Россия", которая, однако, отвергнет безбожие и обратится к вере. Дева Мария якобы сказала сестре Лусии: "Папа Римский обратит Россию к моему Непорочному Сердцу, и на земле наступит время мира".
Третья тайна Фатимы, как утверждали, была настолько страшна, что знавшие о ней Римские Папы Пий ХII, Иоанн ХХIII, Павел VI и Иоанн Павел II, узнав, отказывались оглашать ее.
Между тем в 1963 году в одной немецкой газете появился текст этого предсказания, который, по утверждению редакции, ей удалось по своим каналам получить из Ватикана. "Страшная кара уготована всему человеческому роду в конце ХХ века, - якобы сказала Дева Мария, - случится большая война, огонь падет на землю, вода в океанах испарится и все живое исчезнет. Миллионы людей умрут, а выжившие будут завидовать мертвым".
Можно понять, почему весь католический мир замер в ожидании, когда Ватикан, так долго и упорно не желавший раскрыть эту тайну, дал понять, что она будет частично оглашена 13 мая 2000 года. Сделал это Иоанн Павел II. Он поручил эту миссию госсекретарю Ватикана кардиналу Анджело Содано. Оказалось, что Богоматерь предупреждала о будущей попытке убийства некоего "епископа в белых одеждах", в чем было нетрудно узнать покушение Агджи на Понтифика, совершенное в 1981 году.
Большинство тех, кто трепетно ожидал раскрытия трех тайн Фатимы, были явно разочарованы...
Тем не менее хранительница этих тайн нашла упокоение и мир на родной земле, а паломничество к ее могиле наверняка будут нарастать, принося городу Фатиме и Католической Церкви еще больший доход.
Валенсия (Испания)
Об авторе: Хуан Кобо - испанский политолог и журналист.
http://religion.ng.ru/people/2006-03-15/6_hranitelnitsa.html