3 марта 2005 года, четыре американских конгрессмена, два сенатора - Джон Маккейн (John McCain) и Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) - и два члена Палаты Представителей - Том Лантос (Tom Lantos) и Фред Вулф (Fred Wоlf) - внесли в Конгресс законопроект, который по английски звучит так: "Advance Democratic Values, Address Nondemocratic Countries, and Enhance Democracy Act" [1]. Примерный перевод его таков: "Закон о распространении демократии и демократических ценностей в недемократических странах". Чаще всего его называют "Advance Democracy Act", или "Закон о распространении демократии". Фактические авторы этого законопроекта - группа, собранная в "стенах" неоконсервативного Гудзоновского Института (Hudson Institute) - дипломат и бизнесмен Марк Палмер (Mark Palmer), адвокат Эрик Кадель (Eric Kadel), политологи Майк Горовиц (Mike Horowitz) и Брент Тантильо (Brent Tantillo) [2].
Как и положено документу такого рода он начинается с обширной Преамбулы, которая включает в себя:
- идеологическую часть, где цитируется Всеобщая декларация прав человека, приводятся ссылки на речи нынешнего президента США Дж. Буша, утверждается тождество американских и универсальных (общечеловеческих) ценностей;
- аналитическую часть, в которой "недемократические" режимы названы в качестве источников всех бед нашей планеты - от нищеты и загрязнения окружающей среды до дискриминации женщин и организации этнических честок и геноцида, и утверждается, что всех этих бед нет в "демократических" странах;
- вывод, звучащий буквально так: "Страны, в которых нет свободы и демократии неизбежно ставят пределы полному расцвету человеческих способностей и потому цель внешней политики Соединенных Штатов - распространять и продвигать всеобщую (universal) демократию" [1];
- современные примеры "продвижения демократии" Соединенными Штатами (на Украине, в Грузии);
- обсуждение принятых Конгрессом США в последние годы законов о поддержке и финансироваиии "демократических" оппозиций в странах, предназначенных для "революции" - на Кубе, в Иране, Сев. Корее, Беларуси;
- краткое изложение стратегии и тактики, которые США следует применять для успеха политики "распространения мировой демократии".
Вслед за Преамбулой идет раздел, где кратко, но четко постулируется главная миссия и цель американской внешней политики - "распространение свободы и демократии в зарубежных странах" [1] - и конкретизируется, какие свободы, права и демократические принципы будут распространять США, и какие методы будут использоваться. Что же касается методов, то законопроект позволяет администрации президента США "использовать все инструменты влияния для поддержки, распространения и усиления демократических ценностей, принципов и практик в зарубежных странах" [там же].
В соответствии с новым законом, основная тяжесть по подготовке и проведению мирных демократических революций в "недемократических" странах ложится на государственный департамент (Министерство иностранных дел) США. Предусматривается создание специального отдела при гос.депе, который так и называется: "Отдел по Демократическим Движениям и Переходам к Демократии" (Department on Democracy Movements and Transitions to Democracy). Отдел подчиняется заместителю Секретаря госдепа по иностранным делам. В его функции входят:
- разработка общей стратегии "распространения свободы и демократии", объявленной 3 ноября 2003 года президентом Бушем, как "главной цели и миссии американской внешней политики" [3];
- разработка программ подготовки "демократических сил" (то бишь, про-западных групп и организаций) в "недемократических" странах;
- обеспечение ресурсов для "треннинга" дипломатических работников в области "распространении свободы и проведения демократических преобразований в недемократических странах" [1];
- поощрение работников посольств, которые проявили "активность и инициативу" [там же] в работе с местными "демократическими" силами и организациями;
- ежегодный отчет Конгрессу США о проделанной работе.
Конкретные же планы организации, подготовки и финансирования революций в каждой из "недемократических" стран будут разрабатываться "на местах" посольствами США в этих странах с учетом "советов и рекомендаций" от местных "демократических неправительственных организаций и лиц либеральных и демократических взглядов" [1].
Большое значение придается в законопроекте работе американских посольств с молодежью стран, предназначенных к "освобождению", особенно со студентами. Предусматривается разработка "специальных программ и лекций по вопросам перехода к демократии" [там же] для студентов ведущих и престижных университетов.
Сами же американские посольства получили в законопроекте романтическое название - "Острова свободы".
Законопроект разделил весь Земной Шар на шесть регионов, в каждом из которых предполагается создание "Регионального демократического Штаба" (Regional Democracy Hub), который будет контролировать и координировать в своем регионе работу американских посольств по реализации законопроекта Advance Democracy Act.
Финансирование "революции" будет проводиться из специального государственного Фонда в поддержку Прав Человека и Демократии (Human Rights and Democracy Fund) - с бюджетом в $250 миллионов на первые два года. Предусматривается участие в подготовке и финансировании "революционных кадров" уже давно вовлеченными в "революционный процесс" государственных фондов и организаций - National Endowment for Democracy, United States Agency for International Development, Freedom House.
Консультативный Совет, созданный из ведущих американских политологов и специалистов по "недемократическим" странам будет проводить анализ работы Отдела по Демократическим Движениям и Переходу к Демократиям и давать регулярно оценку его эффективности.
Информационное и пропагандистское обеспечение проекта будет осуществляться специально создаваемой государственной радиостанцией и интернет-вебсайтом; к "работе" будут привлекаться центральные американские газеты и журналы.
Есть "ниша" в законопроекте и для ЦРУ и других федеральных спецслужб и частных аналитических центров. Им надлежит разыскивать и ставить под "учет и контроль" счета, акции и недвижимость "диктаторов", коих планируется свергать в ходе "ненасильственных" революций.
Когда либералы едины с неоконсерваторами
29 июля 2005 года законопроект "О распространении демократии" был одобрен значительным большинством голосов Палаты Представителей Конгресса США (351 голос против 78). Нет оснований сомневаться, что и Сенат США одобрит этот закон. Да и трудно ожидать иного исхода: ведь предлагаемый законопроект вполне соответствует американской мессианской "национальной идее" - нести миру "ковчег свободы и демократии". Расхождения возникают лишь в интерпретации этой идеи и методах ее реализации.Находящиеся ныне у власти неоконсерваторы и их союзники - христианские евангелисты - видят национальную американскую идею в создании "всемирной благотворительной империи" [4], руководимой Соединенными Штатами Америки. Неоконсерватизм, как политическое течение, образовался в США в середине 70-х годов ХХ века из бывших членов Демократической партии - леваков и троцкистов, в подавляющем большинстве еврейского происхождения. Основное расхождение неоконсерваторов со своей бывшей партией было связано с "мягкой" и уступчивой позицией демократов по отношению к "мировому коммунизму" и арабским государствам, угрожавшим безопасности Израиля.
Не называя себя прямо американскими шовинистами, неоконсерваторы полагают Соединенные Штаты Америки высшим достижением человеческой цивилизации, высшей и "универсальной" ценностью, не нуждающейся в одобрении "мировым сообществом", в том числе европейскими партнерами США.
В полном соответствии с идеей "избранности" и мессианского предназначения США "неоконы", как их часто называют в прессе, придерживаются принципа "что хорошо для Америки, то хорошо и для остального мира". Естественным и ближайшим союзником США они считают свою "историческую родину" - государство Израиль, с которым неоконсерваторов связывает общая судьба и общая идеология - сионизм и защита которого объявляется ими "моральной обязанностью" Соединенных Штатов Америки [5].
Международные организации и институты, как ООН, ОБСЕ, Международный Уголовный Суд и международные пакты, к которым присоединились США, рассматриваются неоконсерваторами лишь как инструмент для достижения США и Израилем своих целей и интересов. Главную же "историческую миссию" Соединенных Штатов Америки в современном мире неоконы видят в установлении глобального миропорядка под американским руководством [4]. В контексте реализации этой миссии политика Буша по "распространению демократии" [3] рассматривается ими, как способ устранения неугодных США и Израилю режимов. Методы устранения - "изнутри" или "извне" (т.е. в результате военной интервенции) - вопрос для неоконов второстепенный. Наиболее радикальные из них создали в 1997 году ассоциацию Project for the New American Century, призывающую руководство США к военной агрессии против стран "мирового зла" - от Югославии до Саудовской Аравии, от Египта до Ирана - с их последующей оккупацией [6]. Призывы неоконсерваторов были "услышаны" американскими властями и частично реализованы - в Югославии, Ираке, Афганистане.
Традиционные оппоненты неоконов - американские либералы, члены демократической партии, придерживаются иной трактовки "распространения демократии и свободы" и, соответственно, иной внешне-политической концепции. Устами "своих" президентов - Джона Кеннеди, Джимми Картера, Билла Клинтона они объявили национальной американской философией защиту свобод и прав человека во всем мире. В отличие от неоконсерваторов, настаивающих на абсолютном приоритете американских интересов и ценностей, либералы формулируют и пытаются проводить свою внешнюю политику так, чтобы защита национальных интересов США не входила в противоречие с общечеловеческими ценностями.
Либералы настаивают на верховенстве международных законов и соглашений, таких как Международные Пакты о Гражданских и политических правах, Всеобщая Декларация Прав человека. Равным образом, они поддерживают тезис об ограниченном суверенитете всех государств, включая США, и приоритете прав человека над суверенитетом национальных государств. В последствии, этот тезис получил свое развитие в т.н. "гуманитарных интервенциях" в Югославии, Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне.
И наконец, для либералов - провозглашенный Дж. Бушем тезис о "глобальном распространении свободы" понимается как содействие "угнетенным" народам в восстановлении, а не навязывании извне универсальных и всеобщих прав человека, якобы отнятых у них "диктаторами". Причем, это восстановление должно проводиться силами самого "народа", а если требуется помощь извне, то только с санкции международных институтов - ООН, ОБСЕ, на худой конец, НАТО.
Иными словами, либералы отказывают Соединенным Штатам в "праве" самолично, без санкции ООН вторгаться на чужую территорию и военным путем свергать прявящий там режим, если только он не угрожает безопасности Соединенных Штатов. Исходя из этого принципа, демократы практически единодушно поддержали в Конгрессе агрессию США против Афганистана, где базировался Бен Ладен со своей Аль Кайдой, но весьма долго сопротивлялись вовлечению США в военные действия против Ирака.
В Законе "О распространении демократии" местные неправительственные организации (НПО) рассматриваются, как главные и ключевые субъекты политической революции в стране, подлежащей "демократизации", в то время как посольствам США отведена "вторичная", вспомогательная роль. Эта "иерархия ролей" в политической революции устранила основное разногласие между либералами и неоконсерваторами в вопросе о методах свержения дикатур и "распространения свободы и демократии". Поскольку же щекотливый для демократов вопрос о "благотворительной империи" не обсуждается и даже не упоминается в законопроекте, то большинство либералов-демократов в Палате Представителей проголосовало за него.
Таким образом, Закон "о распространении демократии" может вполне стать совместной внешнеполитической платформой либералов-"меньшевиков" и неоконсерваторов-"большевиков" [7]. В частности, он создает условия для их сотрудничества и в "борьбе за права человека и демократию", как необходимой и неотъемлимой части проекта по свержению "диктаторов", особенно, если в Белый Дом придет президент-демократ, делающий упор на защите прав человека и свободы прессы. Возрастет "озабоченность" администрации США состоянием с правами человека в России и якобы "поднимающим в России голову национализмом, фашизмом и антисемитизмом". Подтверждением тому может послужить недавнее (сентябрь 2004 года) "Открытое письмо главам государств и правительств Европейского Союза и НАТО", подписанное большой группой (более 100 человек) американских и европейских общественных и политических деятелей. Письмо призывает правительства западных стран осудить "путинскую Россию" и "недвусмысленно встать на сторону демократических сил в России" [8]. Среди подписавших есть и неоконсерваторы - политологи Билл Кристол, Роберт Каган, Джошуа Муравчик, бывший директор ЦРУ и со-председатель организации Freedom House Джеймс Вулсли, и либералы - автор законопроекта "о распространении демократии" Марк Палмер, директор благотворительного фонда NED Карл Гершман, директор Вашингтонского оффиса правозащитной организации Human Rights Watch Том Малиновски.
"Агенты глобализма" и "цветные" революции
Развитие событий в Ираке и Афганистане со всей очевидностью показало, что неоконсервативная политика прямого военного вмешательства в дела других стран с целью установления приемлимого для США режима явно несостоятельна и терпит провал. И не только потому, что население "освобождаемой" страны не желает "идти в рай" насильно, под дулами автоматов. Дело в том, что, как и следовало ожидать, американцы не настолько "идеалисты", чтобы оплачивать жизнями своих детей навязывание американских ценностей другим народам и культурам. А главное, и это, пожалуй, основная причина провала - это то, что "ценности" американской цивилизации "совсем не обязательно совпадают" с ценностями арабской, китайской, русской цивилизаций. Скорее, наоборот...Но американский истеблишмент, как республиканский- неоконсервативный, так и либерально-космополитический отнюдь не собирается отказываться от "распространении свободы и демократии" на нашей планете. Требовалось лишь найти иные, менее "затратные" - в человеческом и финансовом "исчислении" механизмы реализации этой американской "национальной идеи". И найти их оказалось нетрудно.
- Во-первых, в любой стране есть и будут недовольные существующим режимом социальные слои и национальные меньшинства.
- Во-вторых, в процессе экономической, профессиональной, культурной, информационной, коммуникационной глобализации практически в каждой стране образуются группы с менталитетом, мировоззрением и социально-политическими взглядами и установками более близкими к западным либерально-космополитическим, нежели к таковым народа, в стране которого их "угораздило родиться". Именно космополитические по социальному статусу и/или мировоззрению группы, называемые историками и социологами "агентами глобализма" [9], "малым народом" [10], "новым народом" [11], не раз в истории становились катализатором и интеллектуальным и организующим ядром политической, а затем социальной и культурной "революции", придавая ей характер "цивилизационного переворота", как это произошло в России в 1917 и 1991 г.г..
Что касается социальных и профессиональных групп, посчитавших себя экономически ущемленными или политически "обойденными" существующим режимом, то их использовали и продолжают использовать внешние силы в качестве "пушечного мяса" цветной революции. Так было в России в революции 1988-1993 г.г., где студенчество и либеральная анти-коммунистическая интеллигенция были главным инструментом разложения общественного сознания и слома политико-экономической и административной систем страны, а после победы "демократических" сил оказались на социальном дне. Так было и в "оранжевом" государственном перевороте на Украине, и в "розовом" путче в Грузии.
Существует мнение, что "цветные" революции начались с Грузии, или "на худой конец", с Сербии 2001 года, когда подготовленная и оплаченная американским госдепом, Джорджем Соросом и Марком Палмером сербская "демократическая" оппозиция вышла на улицы и заставила Слободана Милошевича под угрозой "пролития братской крови" отказаться от власти. Однако, такого рода "почти мирная" революция была спонсирована и профинансирована еще в 1917 году в России кайзеровской Германией, вильсоновской Америкой и еврейскими банкирами США и Европы [12-14].
Сегодня, в списке недемократических стран, подлежащих "ненасильственной демократической революции" числятся Иран, Сирия, Куба, Беларусь, Сев. Корея, Саудовская Аравия, Ливия, Китай, Мьянма (Бирма). В нынешнем, 2005 году в этот список, ежегодно публикуемый американской полу-государственной "правозащитной" организацией Дом Свободы (Freedom House), была включена и Россия. И хотя первыми в очереди на "революцию" стоят Сирия и Иран, Куба и Беларусь, то есть, страны открыто противостоящие американскому гегемонизму и потому наиболее раздражающие руководство США, рано или поздно дойдет очередь и до России. (Анти-российский пояс из стран Балтии, Украины, Польши, Молдовы, Грузии - создается уже не первый год. И лишь твердая про-российская и анти-натовская позиция президента Беларуси А.Г. Лукашенки не позволяет "замкнуть" НАТО-вскую петлю вокруг России).
Идея использования местной оппозиции, в том числе и деструктивных анти-национальных космополитических сил ("цивилизационная оппозиция") в качестве "агентов влияния" внешнего противника, а затем использующего эти силы как инструмент для слома государственной системы, т.е. политической революции - стара как мир. Точно так же не ново использование благотворительных фондов - государственных и частных - в качестве финансовых "спосоров" путчей и политических переворотов. Напомним, что в начале нынешнего ХХI века Конгрессом США были приняты законодательные акты, "делегитимизирующие" режимы Ирана, Северной Кореи, Кубы и Беларуси и обязывающие государственную власть Соединенных Штатов содействовать свержению правительств этих стран. Так, что же тогда нового в обсуждаемом нами законопроекте?
А дело все в том, что все предыдущие "цветные революции" финансировались и организовывались Соединенными Штатами Америки не "напрямую", не федеральными и государственными институтами и структурами, а через "неправительственные" фонды и организации", как NED, Freedom House, Ford Foundation, Eurasia Foundation, Carnegie Foundation for International Peace и т.п. И каждый раз, когда СМИ и/или "свергаемое" правительство обвиняли США в финансировании и поддержке подрывных организаций, как "Кхмара", "Отпор", "Пора" и т.п., то официальные представители американской администрации либо опровергали "инсинуации", либо хранили молчание. В тех, же случаях, когда факты финансирования "цветной революции" невозможно было опровергнуть, то американские официозы заявляли, что эти деньги мол выдавались на развитие демократических институтов, подготовку социальных работников, юристов и т.п.
Так было (и так продолжается) с финансированием американскими государственными фондами NED и USAID "ячеек гражданского общества" в Венгрии, Чехии, Болгарии, Сербии, России, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Беларуси, Киргыстане. А уж если члены "гражданских", например, "правозащитных" организаций "выходят на улицу", или блокируют парламент, так мы, говорят американские официальные лица, тут не причем.
Иными словами, глобалистские и либеральные средства массовой информации преподносят т.н. "цветные революции" в пост-коммунистических странах, как самодеятельные и неспонсируемые западными державами восстания "народных масс" за свою свободу и демократию.
Закон "о распространении демократии" и суверенитет наций
С принятием же "Закона о распространении демократии" Соединенные Штаты Америки совершают настоящую революцию в теории и практике международных отношений. Действительно, ведь речь идет не просто о провозглашении новой политики "мировой демократической революции", о чем Дж. Буш говорит уже более 2-х лет. Впервые в новейшей истории высший законодательный орган Соединенных Штатов Америки, члена Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН - принимает закон, в соответствии с которым:- Миссией и главной функцией американских посольств в "недемократических" странах становится организация и финансирование анти-правительственной оппозиции, сформированной из местного населения для оказания влияния на власть в желаемом для США направлении и, в конечном счете, для проведения "демократической революции" ("устранения диктаторов").
- Конгресс США официально объявляет нелегитимными все те правительства и политические системы, которые названы им "недемократическими" и которые, согласно закону США, подлежат "ненасильственному" свержению.
- Конгресс и федеральные власти США провозглашают и юридически (законодательно) закрепляют свое "право" решать, какое правительство и в какой стране оно будет "устранять".
- Правительство США создало при своем Министерстве Иностранных Дел (Государственный департамент) специальный орган по организации и проведению "демократических революций" в любой выбранной им, американским правительством, стране.
- Посольства США формируют из либеральных и про-западных оппозиционных групп и лиц неправительственные организации, которых американский гос.деп от имени некоего "мирового сообщества" объявляет "истинными" представителями народа, и руками которых устраняет неугодное ему правительство.
- В нарушение фундаментальных основ международного права и межгосударственных отношений Соединенные Штаты Америки отрицают суверенное право членов Организации Объединенных Наций - устанавливать свою форму государственности и свое правительство.
- Принятием этого закона, все народы нашей планеты, объявленными "недемократическими", объявляются не способными к самостоятельному государственному творчеству и потому нуждающимися в американской помощи.
Россия также помещена в список "недемократических" стран, так что ей, как и Кубе и Ирану, Сирии и Беларуси грозит "ненасильственная демократическая революция" силами "демократических" неправительственных организаций и групп, оттренированных и проплаченных американскими государственными структурами и фондами. Эта очевидная угроза национальной безопасности России со стороны Соединенных Штатов Америки и их российских "клиентов" не может быть проигнорирована российским руководством. Она должна быть принята во внимание при разработке стратегии национальной безопасности, а также при принятии законодательными органами РФ законов, регулирующих деятельность американских - государственных и частных - организаций и благотворительных фондов, "работающих" в России.
Не меньшее внимание должно быть обращено и на статус и деятельность тех российских неправительственных организаций, особенно, правозащитных, кто годами финансируется американскими фондами, создавая "гражданское общество" на основе либерально-космополитической идеологии [15]. К ним, "грантоедам" и "агентам глобализма" [9,15,16], активно выступающим на правовом и политическом поле Российской Федерации на стороне деструктивных и про-западных сил, должен быть применен недавно принятый Думой закон о некоммерческих и неправительственных организациях, запрещающий деятельность, наносящую ущерб интересам Российской Федерации.
Именно к этим антироссийским неправительственным организациям и их руководителям, кормящимся с рук западных государственных фондов, как National Endowment for Democracy, и даже получающим от этих фондов "награды" [17], относится американская пословица: "There is no free lunch in this country" ("В этой стране нет бесплатных обедов")....И это они - те самые "десятки тысяч российских демократов, которые до сих пор борются, отстаивая демократию и гражданские свободы в своей стране" [8], на которых делают ставку авторы "Открытого письма главам государств и правительств Европейского Союза и НАТО" и Конгресс Соединенных Штатов Америки, принимающий закон "о распространении демократии"...
Литература
[1] http://www.theorator.com/bills109/hr1133.html[2] http://www.hudsoninstitute.org
[3] http://www.state.gov/p/nea/rls/rm/26019.htm
[4] R. Kagan and W. Kristol, Present Dangers: Crisis and Opportunity in American
Foreign and Defense Policy, Encounter Books, 2000
[5] Irving Kristol, "Neoconservatism: the Autobiography of an Idea", Free Prеss, New
York, 1995
[6] William Kristol, Kenneth Adelman, etc., "Project for the New American Century",
http://www.newamericancentury.org/Bushletter-040302.htm
[7] О.А. Попов, "Хьюман Райтс Вотч как политический инструмент либерально-космополитической элиты США", "Москва", #8, 2004 г.,
http://www.moskvam.ru/2004/08/popov.htm ; альманах "Лебедь",
http://www.lebed.com/2004/art3714.htm
[8] "Новая газета" от 4 октября 2004 г
[9] А.С. Панарин, "Искушение глобализмом", Русский Национальный Фонд",
Москва, 2000.
[10] И.Р. Шафаревич, "Русофобия", http://shafarevich.voskres.ru/a46.htm [11] С.Г. Кара-Мурза, "Государство переходного периода: исчезновение народа", http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=706&do=view_single
[12] Antony L. Sutton, "Wall street and bolshevik revolution", Crown Publishing Group;
September 1974.
[13] А. Арутюнов, "Досье Ленина без ретуши", Москва, "ВЕЧЕ", 1999
[14] И.Я. Фроянов, "Октябрь семнадцатого", ЭКСМО, 2002.
[15] О.А. Попов, "Американские благотворительные фонды и российские правозащитные организации", Альманах "Лебедь, http://www.lebed.com/2004/art3651.htm
[16] O.А. Попов, "Защитники прав человека или "агенты глобализма?", "Москва", # 1, 2004, http://www.moskvam.ru/2004/01/popov.htm ; Альманах "Лебедь", http://www.lebed.com/2004/358.htm
[17] http://www.ned.org/events/demaward/demaward2004.html
http://www.pravaya.ru/look/6505