Правозащитные организации в России всегда были неравнодушны к деятельности так называемых "нетрадиционных религий". Все претензии закона и власти к деятельности "нетрадиционалистов" тут же осуждались защитниками прав человека, начинающих дискуссию о свободе совести, вероисповедания и т.п. Впрочем, до обсуждения проблем конкретных организаций, таких как "Белое братство" или "Аум Синрекё", дело не доходило - как говорится, совесть совестью, но и сами господа правозащитники понимали абсурдность своего поведения, выгораживая откровенно экстремистские секты.
Совершенно иная ситуация сложилась с Сайентологической церковью Л. Рона Хаббарда, отношения которой с правозащитными организациями перешли из разряда случайных в партнёрские. "Церковь Сайентологии, пожалуй, больше всех из религиозных организаций Москвы уделяет внимание именно проблемам прав человека, мне особенно близкими", - сказала председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева в своем приветственном слове на круглом столе "Как защитить права человека в современном мире", организованном и проведённом Сайентологической церковью Москвы 8 декабря 2005 года.
"Я не берусь сказать, когда сайентологи установили отдельные отношения с руководством группы, но последние 10 лет разговоры о тесной связи между ними идут постоянно", - рассказал нам эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России Александр Дворкин. Ещё 5-6 лет назад Хельсинская группа отрицала факт сотрудничества с сайентологами. Но после того, как в Москве вышла книга Хельсинской группы, официально изданная на деньги Центра дианетики (одно из названий сайентологической церкви - прим. авт.), об их взаимодействии заговорили в открытую.
Сайентологи вовремя смекнули, насколько выгодно использовать правозащитников, чьё влияние на власть весьма ощутимо. В первую очередь за счёт того, что правозащитные организации тесно взаимодействуют между собой по всему миру,
На съезде сайентологов в Европе защита прав человека является одной из основополагающих тем в любом демократическом государстве, поэтому даже самый незначительный инцидент с правозащитными структурами может обернуться грандиозным международным скандалом для страны. Дело даже дошло до того, что сайентологическая церковь самостоятельно инициирует создание организаций правозащитного толка, таких как, например, "Гражданская комиссия по правам человека", которая входит в единую сайентологическую империю и перечислена в реестре сайентологических организаций, освобождаемых от налогов в США.
Но всё же создание собственной дочерней организации дело хлопотное, поэтому предпочтение всё же отдаётся сотрудничеству с уже сформировавшимися, зарекомендовавшими себя правозащитными организациями. Естественно, что сотрудничество идёт на взаимовыгодной и отнюдь не на безвозмездной основе. Ведь в отличие от многих религиозных организаций, ведущих аскетический образ жизни, Церковь сайентологии напоминает хорошо развитую финансовую структуру, главная цель которой - бизнес, о размерах которого можно только догадываться. "Несколько лет назад летом мне нужно было зайти в банк. В нем, в числе прочих услуг, была такая служба, которая называется Western Union, которая занимается переводом денег за границу. - рассказал А. Дворкин. - Я увидел, что в очереди к этому окошку стоял сайентолог, которого было легко распознать по книге Хаббарда у него в руках. Это был четверг около двух дня, а по распоряжению Хаббарда, во всех сайентологических организациях вся "черная" наличность подсчитывается каждую неделю в четверг до обеда. Я подошел сзади, заглянул в бланк, который он заполнял, и увидел цифру - 39000 долларов. При этом нужно учесть, что, во-первых, в Москве существуют 4 саентологических организации. Во-вторых, каждая из них отправляет деньги по разным каналам. В-третьих, это был июль, то есть время весьма неприбыльное", - подытожил он.
Центры дианетики Л. Рона Хаббарда подкармливают не только правозащитников, но и поддерживают хорошие отношения с правительством США. Есть целый ряд американских правительственных или околоправительственных правозащитных организаций, которые, может быть, не получают каких-то финансов от сайентологов, а просто исполняют государственный заказ на лоббирование их интересов во всем мире. В эту орбиту начинают попадать российские политические партии, имеющие возможность непосредственно отстаивать интересы Церкви в органах власти. По крайней мере, Александр Дворкин совершенно чётко убеждён, что "наши так называемые правые партии СПС и "Яблоко", глубоко завязаны с тоталитарными сектами и неоднократно выступали с лоббированием их интересов".
Чем руководствуются зарубежные организации и правительства, сотрудничая с саентологической церковью - вопрос отдельный. А вот что заставляет российских поборников демократии входить в тесный контакт с ней - вопрос. "Люди, которые когда-то проявляли храбрость и противостояли тоталитарной системе, после падения СССР бросились в объятия тоталитарных сект и сейчас активно борются в поддержку того самого тоталитаризма, против которого выступали в советское время", - удивляется Александр Дворкин. По его мнению, есть несколько причин этому обстоятельству. В первую очередь, виноват образ жизни. "Сама диссидентская жизнь в длительной перспективе разрушительна, потому что человек привыкает быть постоянно в состоянии борьбы. Когда врага не оказывается, наступает опустошение, нужно вновь найти кого, против кого бороться, в чём им и помогают сайентологи, указывая новые цели", - считает он. Кроме того, любая деятельность требует денег, а за свою непыльную работу правозащитники от тоталитарных организаций получают достаточно денег. "К такому безбедному существованию люди привыкают и не хотят утрачивать свой статус, свой жизненный уровень. Поэтому если даже какие-то угрызения совести в них просыпаются, то они их ту же гасят в себе, понимая, что иначе им просто не прожить", - считает А. Дворкин.
Саентологическая церковь Рона Хаббарда заинтересована в дальнейшем расширении сфер своего влияния. Поэтому такие глобальные мероприятия как Гражданский конгресс, на который съезжаются люди из всех регионов России, позволяют за счёт налаживания контактов с ними гораздо быстрее проникать в глубинку. Но исправить ситуацию ещё можно. По мнению А. Дворкина, современное правозащитное движение безнадежно устарело и никаких прав давно уже не защищает. "Я думаю, существует альтернативное правозащитное движение, те организации, которые борются за реальные права верующих, за права потенциальных жертв сектантства", - уверен он.
12.12.2005
http://www.pravda.ru/politics/parties/other/12-12-2005/70380-scientology-0