Пейзаж, написанный ангелом

27 сентября - престольный праздник Крестовоздвиженского монастыря

0
158
Время на чтение 7 минут
Подворье Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря - маленькая с виду церковка в самом центре Сыктывкара, у "кольца", по которому с сумасшедшим гуденьем проносятся почему-то чаще всего по пятницам свадьбы. Тут и модные магазины, и огромные рекламные щиты, соревнующиеся между собой в броскости и величине, и кондитерская с горами сладостей на витрине - все для человека, все для его утончившихся прихотей... Ходишь перед витринами, разглядываешь - и вдруг чувствуешь какое-то смутное беспокойство. А это душа - плохо ей, бедной, среди этого блеска. Так ребенок, которого таскают по магазинам, хочет поскорее домой, жалобно зовет мать и тянет ее за руку. И уходишь, сначала с легким сожалением, а потом невольно ускоряя шаг, и приходишь к этому небольшому храму - "домой".

Всего лет пять назад между двух "хрущевок" выросла эта красивая, из красного кирпича, церковка. И странно думать, что еще несколько лет назад подворья здесь не было, - так здесь хорошо находиться, как бывает в старых, намоленных церквах. Входишь - и попадаешь с шумной улицы словно лет на сто назад - такая во всем укорененность, покой. Тихо улыбнется тебе, проходя по домотканому половичку, молодая монахиня; матушка Стефанида работает в кабинете - склонилась над письменным столом, лампа освещает четкий профиль. Отвлечешь ее вопросом - ответит со всегдашней своей лаской, да еще и предложит выпить чайку, "с горошевицей". "А что это?" - удивишься диковинному слову. "Это такая каша гороховая густая..." Идешь домой и думаешь, что вот точно так же все было в России очень давно, до всех ее потрясений и бед прошлого века, и радуешься, что это с нами, совсем рядом.

А с недавних пор как бы прибавилось тихого света на подворье - от картин и рисунков, развешенных на стенах. Небольшие акварельные пейзажи, портреты матушек, натюрморты. Спешат ли люди на службу, идут ли домой - невольно замедлят шаг, полюбуются. "Должно быть, рисовали дети, - думала я, - но какие талантливые!" Каково же было мое изумление, когда оказалось, что это работы кылтовских сестер - матушки Софии и матушки Пины. Признаться, я считала, что в монастыре не до живописи - долгие службы, послушания. И что там не принято творчески, по-своему смотреть на мир, изображать "мирское", а можно лишь, следуя канонам, писать святые лики. Словом, целый набор стереотипов вопросами встал в моей голове. "Да у них в монастыре еще работы есть, - улыбнулась матушка Стефанида на мою просьбу рассказать подробнее о рисующих матушках, - поезжайте, поговорите сами".

И вот в погожий сентябрьский денек наши редакционные "Жигули" уносятся в сторону Кылтово. По обе стороны от дороги - все великолепие осени. Зажглась листва, еще неделя-другая - и конец всей красе. То и дело выходят из лесу к своим машинам грибники, ведра их пусты, а лица кислы. Но чем дальше от Сыктывкара, тем веселей смотрят встречные "тихие охотники" - значит, и у нас есть надежда. Где-то между Серегово и Кылтово, Божьей милостью, набрали мы столько грибов, что с трудом донесли до машины. Чего стоил один боровик, эдак на полтора килограмма! Что и говорить - благословенные места, в которые мы попали благодаря рисункам, развешенным на Кылтовском подворье.

Но вот и Кылтово. Дорога идет вверх - и первым открывается крест на ярко-синем, с золотыми звездами, куполе храма. Издалека он выглядит легким, ажурным, а ведь весу в нем - четверть тонны. Когда устанавливали его на Преображение двое смельчаков, все внизу испереживались.

Сестер мы застали на картофельном поле. Картошка уродилась нынче на диво ядреная. Игорь, Михаил и Евгений - сотрудники нашей газеты, как три богатыря, - без лишних слов начинают помогать - носить мешки с картошкой к краю поля (все-таки в нужную минуту привел нас сюда Господь!). Я же отправляюсь искать матушек Софию и Пину. Захожу в сестрический корпус - узнаю по "Зимнему пейзажу" это кирпичное, старой постройки здание с крестом на торцевой стене. Только вошла под его сводчатый потолок, обступили какие-то родные запахи. Так пахло только в одном месте на земле - в деревенском доме моей давно умершей любимой бабушки: картошкой и землей, печкой, укропом и разными травами... Первым существом, встретившим меня здесь, был котенок. Он стал тереться о мои ноги, но, видно, моя намокшая в лесу юбка не понравилась его теплому бочку, и котенок, не переставая мурлыкать, побежал к матушке Софии (на фото внизу), которая как раз вышла из своей кельи. Маленького роста, черный платок повязан под подбородком, кожаный пояс с четками, в милом лице что-то детское. Матушка - одна из первых кылтовских монахинь, живет здесь уже больше десяти лет, помнит еще, как спали в первую тяжелую зиму на полу, согревая друг друга, - ничего ведь еще в монастыре не было, только Бог и желание всегда быть с Ним.

Присаживаемся на скамейку. Котенок уютно пристраивается на матушкиных коленях, а она ласково и кротко смотрит на меня, ожидая вопросов. Мне же так хорошо, что забыла даже, зачем я тут. Матушка сама выручает, протягивая новые работы.

"Это весна в Кылтово, матушка Пина рисовала пастелью. Ей удаются такие нежные переходы тонов, и акварель ей удается, потому что душа у нее тонкая. Вот еще ее пейзажи - осенние, вот наш храм в зимний день. Мы ведь рисуем в основном осенью и зимой, когда работы по хозяйству мало, поля убраны, сено заготовлено... А это моя последняя работа", - кивает матушка на небольшой лист гуаши. Святая София и три ее девочки-дочери. Видно, как долго трудилась матушка над этим листом - таким законченным он выглядит. Плотные, густые и темные тона одежд и смуглых ликов для того так и темны, чтобы глаза казались живыми, прозрачными, отражающими Небо. "А это первая работа матушки Пины - рисунок с натуры", - показывает м.София большой лист. Классический натюрморт: драпировка, поленце и торчащее из его расщелины растение. Узнаю этот цветок: точно такой сорвала я сейчас в лесу, удивившись его мохнатым семенным коробочкам. "Это люпина", - говорит матушка. Радуюсь про себя: и этот цветок с ласковым названием, сходным по звучанию с именем м.Пины, и тот гигант-боровик - все это маленькие Божьи подарочки, своеобразные стрелочки-указатели в сторону святого места - Кылтово.

Пока мы разговариваем с матушкой Софией, неугомонный котенок забрался ей на плечо, а оттуда, цепляясь коготками за платок, - на макушку, а потом стал осторожно спускаться. С котят-то и начала м.София рисовать - хотелось удержать, запечатлеть любимцев.

Между прочим, кошек при монастыре, который сам-то невелик, по меньшей мере, пара десятков, и матушки всех гостей едва ли не первым делом спрашивают с теми же интонациями, какие бывают у детей, подбегающих иногда на улице: "А вам котенок не нужен? Они у нас к песочку приученные..." Когда по субботам или воскресеньям подают к столу яйца и матушки дружно стучат по ним ложками, кошки всей оравой несутся в трапезную, мяукая и пища. "А куда же вы деваете котят?" - спрашиваю я у матушки. "Никуда - мальчики уходят в лес и там дичают, а девочки остаются... Самых приметных, у которых характер есть, мы как-нибудь называем. Есть Мичи, Дося, Пушистик, Веревочка - такой тонюсенький котик вот с такими острыми глазками (тут матушка очень смешно и точно жестом изображает этого Веревочку). А есть еще Кот, который поет - всегда что-то напевает". Матушка даже сделала портрет этого замечательного кота. Он висит на подворье в укромном месте, на кухне. Желтые глаза так и просят у вас молочка. И надпись: "Мяу! Опять постный день!"

Чудесный этот портрет написан той же рукою, что еще пару лет до этого неуверенно зарисовала карандашом котят. Росли котята, росло и умение - благодаря вот чему. Пару лет назад Бог привел в монастырь учителя рисования. Это был пожилой литовец, несчастный и одинокий. Все знали лишь его имя - Данис. В городе у него сгорела квартира, жить было негде, и один добрый друг настоятельницы, знавший старика, попросил матушек присмотреть за ним. Пригласили его в Кылтово, там он и устроился в домишке при монастыре. А присматривать за ним стали как раз матушки София и Пина - скрашивали одиночество беседой, с печкой управляться помогали, горожанин все-таки. А когда увидел он в девушках живой интерес к кистям и краскам, сильно воодушевился. Попросил их нарисовать что-нибудь, да хоть вот этот молочный бидончик. Для первого раза было очень неплохо. И как же радовалось сердце старого художника, когда он увидел, что есть кому передать свое дело и что ученицы его - ангелы земные, чистые сердцем, трудолюбивые. И он теперь не просто небо коптит в деревенской глуши. Воспрянул духом человек.

Забегут, бывало, к нему матушки показать рисунок, получается ли. Поставит учитель на стол работу, отойдет к печке, смотрит, склонив голову набок, потом скажет: "Тут вот поправь, тут". Учил грунтовать холст, работать маслом. Внушал, что прежде надо научиться природу рисовать, тогда и все другое изобразить сможешь. "Данис водил нас часто на этюды, - вспоминает м.София. - Посадит перед какой-нибудь елкой, заставит вырисовывать все ее ветки, все иголочки. Матушка Пина любила это, а я старалась сбежать. Скажет нам, бывало: "А давайте ка-а-ак возьмем этюдники, ка-а-ак пойдем по горам-лесам..." - "Нет, - говорю, - я уж лучше дома посижу, полешко порисую". Как дочерей полюбил старый художник своих способных учениц, и они его вспоминают очень тепло, много он им дал. Пропал Данис как-то вдруг. Заболел, уехал в город полечиться - и потерялся. Никаких вестей больше о нем не было. А роспись иконостаса на Кылтовском подворье, начатую им, пришлось зачищать и приглашать другого художника... Но где бы он ни был, в этом мире или уже в ином, сестры с благодарностью вспоминают своего учителя, печалятся и молятся о нем.

Познакомились мы и с матушкой Пиной (на фото слева), молодой и улыбчивой. Какие они все же разные! М.София - маленькая, светлоглазая, голос звенит колокольчиком, а краски у нее на картинах плотные, земляные, живопись ее какая-то сильная, глубокая. А м.Пина высокая, темноглазая, голос у нее ниже, а ее акварели и пастели легкие, небесных тонов, играющие.

Я спросила еще у м.Софии, как была написана "Матушка с коровой" (см. справа). Так же трогательно и в то же время правдиво и сильно писали и наши "народные" художники - Ефим Честняков, Иван Селиванов. Кстати, оба они были северянами. Матушка ответила просто: "Мы тогда немножко поссорились с матушкой Риммой. И вот я все ходила, думала, что же мне для нее сделать. И придумала: а дай-ка я ее нарисую. А чтобы нарисовать, нужно полюбить. Так и получилось. А корову я все-таки из вредности нарисовала", - смеется матушка.

Матушке Пине тоже удаются портреты. Матушка настоятельница благословила ее нарисовать двух кылтовских схимонахинь - они уже старенькие совсем и обе Марии. Портрет одной из матушек уже готов: какая суровость в ее облике, но в глазах спряталась доброта... "Стареньких легче рисовать, - делится со мной м.Пина. - У них морщинки, как штриховка".

...С высокой колокольни глядим мы на Кылтово, на обнимающие его поля и леса, на стадо коров, равномерно разбредшееся по зеленому еще склону. Видны домишки и их хозяева, что чистят во дворах грибы, виден и длинноухий рыжий пес, которого матушки вылечили от анемии. Везде жизнь, везде родная природа и души, ждущие ласкового, терпеливого возделывания. И везде красота - отсвет Неба, которую надо увидеть чистым взором и подарить в картинах другим людям.

http://www.vera.mrezha.ru/500/12.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Григорян
Все статьи Елена Григорян
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09