Если честно, то попал я туда совершенно случайно. Но в который раз пришлось убедиться в справедливости тезиса, что случайностей не бывает. Все шло предсказуемо. Мне предложили сходить, подарили билет, прояснили мне мой журналистский интерес.
Решился ли я, или всЈ-таки обстоятельства меня заставили - неважно. Я пошел.
Из-за жары, которая стояла в те дни, пришлось надеть футболку с коротким рукавом. Казалось бы, незначительная деталь гардероба, но она круто изменила события того дня. Едва я подошел к пропускному пункту, как тут же попал под раздачу(!)... печатей. Да-да, именно печати раздавали всем входившим. И ставили ее на руку!
Честно сказать, когда меня остановили, мне и в голову не пришло, что печать поставят на руку, и уж тем более еЈ бы не поставили, если бы я был с длинным рукавом. Но все произошло внезапно и как-то буднично. Хлопок штампа о нагретую руку, и я стал участником этого странного спектакля, где действующими лицами были не музыканты, а зрители.
В голове мгновенно пронеслась пугающая ассоциация с 16 стихом из 13 главы Апокалипсиса о печатях на чело или руку. "И малым, и великим, и свободным, и рабам...". Мне стало не по себе. Потом я узнал, что эту печать ставили в качестве своеобразного пропуска. Только запечатанный мог бы выйти и вернуться к эстраде обратно, чтобы не покупать второй раз билет. Зачем тогда вообще был нужен билет?? В любом случае, я совершил единственно возможный в такой ситуации поступок - стер эту печать.
Далее ситуация развивалась уже гораздо динамичнее и менее обыденно. Я попытался сосредоточиться на музыке. На сцену вышла первая группа. Это были вообще неизвестные, а тем более мне, молодые ребята. К моему удивлению, во время подготовки инструментов они выпили по глотку, как мне показалось, спиртного. В голове опять пронеслись тревожные мысли о соблюдении и несоблюдении закона о распитии спиртного в общественных местах. Мне показалось, что ждать чего-то вразумительного и редкого по своей уникальности от выступлений нельзя, я развернулся и в тяжелом расположении духа зашагал к выходу. Подойдя к пропускному пункту и уже сделав шаг на свободу, я был грубо остановлен охраной.
Мне без обиняков заявили, что я "заяц". Принадлежности к этому животному я у себя не заметил, о чем вежливо уведомил охрану. На что мне кратко и емко возразили, что "у меня нет печати, и я прошЈл на концерт "зайцем". Меня это не смутило, и я ответил, "что я прошЈл через главный вход, но я против печатей, а потому еЈ стЈр". И тут охрана начала говорить поистине с апокалиптическим надрывом. Помимо того, что "печать должна быть", мне рассказали, что мне ничего нельзя, выйти без печати я не могу, поэтому, раз "ты пришел сюда отдыхать, то иди и отдыхай назад".
Это была запоминающаяся речь. А ведь и правда - разве без печати может что-то сделать человек, когда время придет. Ему останется только голодать и "отдыхать".
После долгих споров меня всЈ-таки выпустили, и я пожелал им не ставить печатей.
И уже несколько дней спустя, когда волнения в моей душе улеглись, я прочел материал об этом действе под названием рок-фест. Вот небольшая выдержка: "Любитель группы Arida Vortex, не раздумывая, я бросился в самое пекло и попал под братание... Для непосвященных: братание - это когда фэны с разбега бьют плечом плечо ближнего своего, ближний свой тоже не стоит столбом, а бьЈт плечами в ответ... всЈ бы хорошо, да вот слэмился я слегка, кровь из носа пошла, но продолжал брататься". Мне показалось, что, наверное, неудивительно, что я был прав, не оставшись там "отдыхать". Своеобразная инициация местных поклонников рок-музыки вкупе с разрешающими эту инициацию печатями оказались жутковатыми и немного пошлыми.
Хотя, стоит заметить - ведь ничего такого уж страшного в этих печатях нет. Нет там известного трехзначного числа, странных изображений и тому подобных знаков. Но практика постановки печати не на билеты, которые у всех были, а именно на руку, уничтожает здравый смысл. Это "прикольно", когда вдруг шлепают какую-то гадость на руку, когда все с картинками на руке и можно выследить "зайца". В следующем году можно будет "приколоться" и шлепнуть печать на лоб. Лоб - он имеет свойство быть более видным, чем болтающиеся в разны стороны руки. И за этой "прикольностью" и кажущимся удачным креативом стоит некий воспитательный эффект. Скажем, эффект привыкания. Раз за разом, год за годом. Дальше опять на ум приходит 16 стих из 13 главы Апокалипсиса.
В заключение выскажу такую мысль. Рок-концерты, где есть место и креативу - или творчеству, и драйву - или вдохновению, и прикольности - или самореализации, походят на древние площади. И там тогда, и здесь сегодня перед публикой ведется интеллектуальный спор между учителем - на сцене - и учеником - перед сценой. Публика ведь тоже участник. А также есть способы сделать этот спор незабываемым. Весь вопрос в том, что за ценность будет положена в основу. Например, в Питере среди, точнее - в среде - музыкантов выступал диакон Андрей Кураев. На понятном языке он доносил понятные молодежи вещи.
Здесь же метод привлечения использовал диаметрально противоположную ценность. Поэтому, даже если там были шедевры - музыкальные или поэтические - плохое отношение к рок-фесту сложилось сразу - при входе в его "запечанный мир". Я не говорю про экономический эффект, это понятно. Я говорю о бессмысленном ритуале. Можно предположить, что на следующий год на рок-фест придет меньше народу, даже если будут "опечатывать" лоб. Повод задуматься?
http://www.pravaya.ru/idea/23/4385