Из обвинительного заключения по делу N- 2886:
"Флоренский Павел Александрович, профессор богословия, служитель культа (поп), выходец из знатной дворянской семьи, по политубеждениям крайне правый монархист, автор печатных трудов по богословию, в которых откровенно выражены его монархические убеждения ("Защита божества", "Столп и утверждение истины" и т. д.). В 1928 году арестовывался ОГПУ и осужден как активный участник церковно-монархической организации на 3 года...".
Церковно-монархического заговора по свержению устоев власти не существовало. Но была тайна. Тайна, связавшая отца Павла Флоренского и его единомышленников. Ее унесли с собой в мир иной все к ней причастные. Но не исчезают бесследно мысли, хранимые в сфере духа -" пневматосфере, как называл ее П.А. Флоренский. Сегодня внук философа -" Павел Васильевич Флоренский открывает нашим читателям сокровенную тайну своего деда.
Клятва у мощей
-" Еще в детстве я слышал от родных разные намеки и догадывался, что они скрывают от меня какую-то тайну, -" вспоминает Павел Васильевич. -" И только став взрослым, мне довелось обо всем узнать.История эта началась накануне Страстной Седмицы 1918 года в Сергиевом Посаде, когда в дом к моему деду -" отцу Павлу Флоренскому -" постучалась соседка. Женщина только что услышала телефонный разговор своего зятя-комиссара с Москвой. Речь шла о готовящемся на Пасху глумлении над мощами преподобного Сергия. Мой дед в то время был членом Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры и к тому же священником, то есть ему можно было рассказать без опаски в уверенности, что тайна исповеди сохранится. Отец Павел отреагировал не так, как эта женщина ожидала. Впоследствии она пересказала все местному учителю Волкову и очень возмущалась. Чем ответил ей Флоренский? Сказал, что ничего страшного, надо смириться, молиться, Господь не попустит... Она не знала, что сразу же после этого разговора отец Павел поспешил на соседнюю с Дворянской улицу, где жил граф Олсуфьев, его друг. Вместе они пошли в Лавру, в келью настоятеля архимандрита Кронида, в будущем прославленного как новомученика.
Быстро собралось тайное совещание. Пришли члены Комиссии по охране памятников -" несколько человек. После совещания они вошли в Троицкий собор и, помолившись, отделили Честную Главу от мощей преподобного, схоронив ее в ризнице. На место же ее возложили главу князя Трубецкого, погребенного в Лавре. Все участники этого страшного действа дали обет никому ни при каких обстоятельствах не рассказывать, где спрятана святыня.
На Пасху комиссары и безбожники устроили шабаш в Сергиевом Посаде с разоблачением чудес. Рака с мощами была выставлена на всеобщее обозрение. Хулителям казалось, что подобное действо должно навсегда убить в посадцах веру в святыни и чудеса. На этом беснование не закончилось, и через год, 20 апреля 1920 года, Троице-Сергиева лавра была закрыта.
Сокрытое чудо
-" Все это время Глава преподобного, убереженная от надругательства, секретно хранилась в ризнице вплоть до закрытия Лавры. В 1920 году Ю. А. Олсуфьев, поместив ее в дубовый ковчег, перенес в свой дом на улице Валовой в Посаде, ставшем Загорском. В 1928 году закрутилось "сергиево-посадское дело", пошли массовые аресты "бывших" -" всего 70 человек. Чтобы переждать это время, ковчег со святыней закопали в саду дома Олсуфьевых, и никто из причастных к тайне не выдал ее на допросах. В те годы существовал еще Политический Красный Крест и его добрый гений Е. П. Пешкова, благодаря которой удалось сберечь жизнь многим посадцам, в том числе графу Олсуфьеву, которому, однако, пришлось скрыться в Нижнем Новгороде. В начале 30-х годов накатилась новая волна арестов. В 1933 году был арестован П. А. Флоренский. В посадскую тайну посвятили Павла Александровича Голубцова, ставшего позже архиепископом Новгородским и Старорусским. Кстати, я хорошо его знал, он был моим духовником. Впоследствии по его оговоркам я стал догадываться, что он хранит какую-то тайну. Лишь незадолго до смерти, уже будучи епископом Новгородским и Старорусским, владыкой Сергием, он кратко поведал эту историю...¦Итак, Голубцов тайно перенес ковчег со святыней из олсуфьевского сада и сокрыл его в окрестностях Николо-Угрешского монастыря под Люберцами. "Когда я ее нес, она казалась мне необыкновенно тяжелой", -" рассказывал он своему однокурснику по семинарии -" будущему митрополиту Питириму (Нечаеву)...
Потом была война. Голубцова забрали сразу же, в 1941-м. Чудесным образом попал он в санитары -" не стрелял, не убивал и мог потом свободно стать священником. А главное -" остался жив. Может, для того Господь его и сохранил, чтобы, вернувшись с фронта, он отнес Главу преподобного в другое, более надежное место -" к Екатерине Павловне Васильчиковой, дворянке по происхождению.
Екатерина Васильчикова также проходила по "сергиево-посадскому делу". Юная девушка уже тогда догадывалась о тайне, связавшей ее родных и друзей. На допросах она держалась независимо и достойно. Взяли ее за "голубую кровь". Как же -" в родстве с самим Иваном Грозным, Рюриковна, одним словом. Чудом с помощью Е. П. Пешковой Кате Васильчиковой удалось избежать лагерей.
Теперь святыня хранилась у нее -" в дубовом ларце, на котором всегда стоял цветок. Сын ее рассказывал мне, что атмосфера в комнате была особенной, теплой... Впрочем, Васильчиков не хотел много рассказывать. Над всеми довлела страшная клятва, которой связали себя участники спасения мощей. Когда мы пришли к Екатерине Павловне и стали расспрашивать про святыню, она была в ужасе, вскочила:
-" Откуда вы знаете?! Кто вам сказал?! -" чуть ли не кричала на меня: -" Этого никто не должен знать!
В 1946 году, когда власти открыли Троице-Сергиеву лавру для верующих, Васильчикова пошла к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) и все рассказала. Таким образом сохраненная Глава преподобного была возвращена к мощам.
Кажется, все завершилось обыденно и просто. Однако есть еще одно обстоятельство, которое доказывает промыслительность этой истории. Дело в том, что в старости преподобный Сергий страдал болезнью костей, так что верхний его позвонок прирос к основанию черепа. И чтобы отделить от мощей Честную Главу, отцу Павлу Флоренскому и его сподвижникам пришлось использовать церковное копьецо, которым из просфоры вырезается частица для Пресуществления хлеба в Тело Христово. И вот это копьецо оставило на Главе отметину, по которой позже можно было удостовериться, что она та самая, настоящая. Думается, это вовсе не случайность. Так что лишь на первый взгляд в этой истории нет ничего сверхъестественного. Ведь чудо Божие в людях совершается.
А вообще должен вам признаться, что я, будучи председателем Комиссии по чудесам Московской Патриархии, лишь дважды встретился с явлением, которое отношу к полному чуду. Дело было в музее Андрея Рублева. Передавали икону в один из московских монастырей. Прибыли ее принимать иереи. Они облачились, приготовились. Приносят музейщики икону -" Богородицу, нарисованную на доске. Священники начинают пред ней служить. И икона оживала на глазах. Потом ее взяли и благоговейно понесли. А я отстал. И вдруг на меня дохнуло неким иным запахом. Благовония там не употребляли, это не было ароматом кадила и масел. Это было нечто иное.
Еще раз я ощущал этот запах, когда скончалась моя бабушка -" Анна Михайловна, вдова священника Павла Флоренского. Много было внуков и детей возле нее. Она при нас уходила. Я держал ее за руку. И вот когда она умерла, через некоторое время в комнате стал ощущаться удивительный аромат. Потом я говорил об этом архиепископу Сергию Голубцову. Он мне ответил очень резко:
-" Да бросьте, не может этого быть! От людей так не пахнет!
А через некоторое время говорит:
-" Павел Васильевич, а я был неправ. Я с просвещенными старцами говорил, и они мне сказали: это был аромат из другого мира. Значит, в комнате был кто-то другой...¦
А вообще бабушка -" конечно, самый любимый человек в нашей семье. Она была добрая и очень умная. Сохранила нашу семью как единое целое. Она сохранила дом деда в Сергиевом Посаде, все его рукописи, переписку с Булгаковым, Розановым, Вернадским, письма к жене и детям...¦
Заветы Флоренского
-" В своем письме-завещании дед завещал всем нам жить в дружбе и не продавать дом ни при каких обстоятельствах, если нет крайней на то нужды. Он завещал нам оставаться верными чадами Православной Церкви и в каждом колене нашего рода иметь священника. Сейчас этот завет деда исполняет мой двоюродный брат -" игумен Троице-Сергиевой лавры Андроник (Трубачев). А еще отец Павел Флоренский завещал нам внимательно изучать своих предков. Характерно, что в нашем роду нет больших начальников и военных. Зато много ученых, исследователей, путешественников и естествоиспытателей, в последнее время появились художники. Я как-то подсчитал: у нас по разным семейным линиям приходится 30 горных инженеров и геофизиков. Один из самых ярких представителей ученого мира среди Флоренских был родной брат моего отца, последний ученик и лаборант Вернадского -" Кирилл Павлович Флоренский, лунный геолог, планетолог. На Луне есть кратер его имени рядом с кратером Вернадского -" ученик рядом с учителем. А еще он устанавливал точное место Куликовской битвы, руководил экспедицией к Тунгусскому метеориту.Всего же у моего деда было 5 детей (из них сейчас жива только младшая дочь -" Мария Павловна). Ныне, слава Богу, здравствуют его 12 внуков и 24 правнука. Следующее поколение я не считаю -" оно в процессе производства. А еще для нашего рода характерно то обстоятельство, что среди Флоренских не было и нет ни одного революционера, демократа и либерала. Все мы по своим убеждениям -" государственники. Что же касается самого Павла Александровича Флоренского, то он был убежденным монархистом.
Самое существенное в своей жизни -" хотя и только в науке -" сам Флоренский перечислил в письме к сыну Кириллу с Соловков от 13 мая 1937 года. Вот фрагмент этого письма:
"...От меня всегда уходит то, над чем я работал, в чем достиг результатов и на подготовку к чему затратил много труда. Мысленно просматривая свою жизнь (пора подводить итоги), усматриваю ряд областей и вопросов, которые начал я и которыми потом занялись "все" (чтобы не прочел все), т. е. очень многие, мне же либо пришлось оставить дело, либо сам оставил, т. к. противно заниматься вопросами, к которым лезут со всех сторон и захватывают. Тебе м. б. будет интересен список важнейших.
В математике: 1. Матем. понятия как конституитивные элементы философии (прерывность, функции и пр.). 2. Теория множеств и теория функций действ. переменного. 3. Геометрические мнимости. 4. Индивидуальность чисел (число -" форма). 5. Изучение кривых in concreto. 6. Методика изучения формы.
В философии и истории философии: 1. Культовые корни начатков философии. 2. Культовая и художественная основа категорий. 3. Антиномии рассудка. 4. Историко-филолого-лингвистическое изучение терминологии. 5. Материальные основы антроподицеи. 6. Реальность пространства и времени.
В искусствоведении: 1. Методика описания и датировки предметов древнерусского искусства (резьба, ювелирн. изделия, живопись). 2. Пространственность в худ. произведениях, особ. изобразит. искусства.
В электротехнике: 1. Изучение эл. полей. 2. Методика изучения электрич. материалов -" основание электроматериаловедения. 3. Значение структур электроматериалов. 4. Пропаганда синтетических смол. 5. Использование различных отходов для пластмасс. 6. Пропаганда и разработка элементов воздушной деполяризации. 7. Классификации и стандартизация материалов, элементов и пр. 8. Изучение углистых минералов как одной группы. 9. Изучение ряда пород горных. 10. Систематич. изучение слюды и открытие ее структуры. 11. Изучение почв и грунтов. И т. д."
Но лично я убежден, что главным деянием моего деда было сохранение для России и всего православного мира Главы преподобного Сергия. Это определило всю его дальнейшую жизнь и, полагаю, вечную жизнь. Он совершил подвиг, за что и получил свое. Когда мы, его грешные потомки, хлопотали о реабилитации деда, мы заботились, конечно, не о его репутации, а о своих собственных интересах -" нам трудно было жить потомками "врага народа".
Да собственно говоря, о реабилитации Павла Флоренского, как и всех репрессированных священников, говорить не следует. Они противостояли большевизму и получили свою пулю. Ведь каждый из них мог отречься и надеяться, что тогда не расстреляют. Но они не отрекались ни от Бога, ни от сана, ни от монархических убеждений. Они были виноваты перед властью и получили свое, как получили свое первохристиане, которых уничтожал римский император Нерон.
"Жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал Родину, хотя то были Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее преступление" -" так писал русский философ, священник Сергий Булгаков, узнав в Париже о смерти друга. Вот посему-то я считаю, что труды моего деда "Столп и утверждение истины", его исследование о Премудрости Божией, которая, как он писал, пронизывает собой весь космос, -" это как бы подготовка к тому поистине космическому деянию, которое совершили он и его сподвижники в Сергиевом Посаде. Ведь если бы Россия лишилась мощей преподобного, заступника земли нашей, то ей, возможно, пришел бы конец. А без России, хранительницы Православия, -" конец всему миру.
Записал Андрей ПОЛЫНСКИЙ
http://www.tribuna.ru/material/270705/8-1.shtml